В Пермском крае ведущие вузы ориентированы на подготовку высококвалифицированных кадров для экономики региона — инженеров, физиков, нефтяников, химиков, медиков, экологов. Но подготовить школьников к получению высшего образования именно в этих областях — не такая простая задача, с которой планируют справиться благодаря появлению нового регионального проекта в рамках программы «Образование».
— Пермский край занимает девятое место по качеству образования в стране, при этом нам есть куда стремиться, — высказалась министр образования Пермского края Раиса Кассина в марте этого года на круглом столе по вопросам развития отрасли образования.
Ежегодно в крае реализуется множество образовательных проектов. Например, «Точка роста», «Я люблю математику», «Физика в школе». Направлены они на профориентацию школьников — помогают будущему абитуриенту понять себя, выбрать пул основных профессий и готовиться к поступлению именно туда, где их можно получить.
Региональные программы не существуют сами по себе — это «семена» крупного национального проекта «Образование», который был создан для выполнения ключевой задачи Министерства просвещения РФ — обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Один из примеров нацпрограммы — пермский региональный проект «Предуниверситетская сетевая школа для обучающихся по математике, физике, химии». Он победил в краевом конкурсе образовательных проектов и в течение трех лет, начиная с 2021 года, будет реализован Ассоциацией дополнительного профессионального образования «Новые образовательные технологии абитуриентам» (АДПО «НОТА») по инициативе Министерства образования и науки Пермского края и поддержке ГАУ ДПО «Института развития образования Пермского края».
Три профильных предмета для промышленных специальностей
Участники проекта — ученики 8–11-х классов школ Пермского края — смогут посещать курсы дополнительного образования. Для них подготовили профориентационные мероприятия, конкурсы и олимпиады по математике, физике и химии. Школьники 9-х и 11-х классов получат дополнительные уроки по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам. Выбор таких направлений не случаен — специалисты точных наук особенно нужны региону.
— Экологи, медики, инженеры, нефтедобытчики, эко- и энергоаудиторы, — именно в таких узконаправленных специалистах нуждается Пермский край. И выход здесь только один — «вырастить» их самостоятельно, дав высокий уровень школьных знаний в ключевых предметах и предоставив учащимся Пермского края одинаковые условия при подготовке к поступлению в вузы, — рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, директор АДПО «НОТА» Ирина Черникова.
Ирина Юрьевна Черникова, директор Ассоциации дополнительного профессионального образования «НОТА», кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, лауреат премии президента за заслуги в области образования, руководитель регионального проекта «Предуниверситетская сетевая школа для обучающихся по математике, физике, химии».
По словам Ирины Юрьевны, самые сложные предметы — это физика и химия. Подготовка физиков в России — проблема последнего десятилетия.
— Комплексная и систематическая подготовка по математике, физике и химии позволит старшеклассникам не только успешно сдать ЕГЭ, но и подготовиться к обучению в вузе. Стать успешнее в будущей профессии старшекласснику помогут исследовательские проекты, взаимодействие еще со школьной скамьи со сложными промышленными механизмами, предуниверситетское нахождение в среде высоких технологий, — констатирует Ирина Черникова.
Реализация мероприятий проекта
Тяжелее всего, по мнению заслуженного учителя РФ, приходится даже не ученикам, а самим школам, которые вынуждены брать на себя «удар» в азах подготовки выпускника. А ведь уровень ресурсного обеспечения в школах региона везде разный.
— Проект «Предуниверситетская сетевая школа для обучающихся по математике, физике, химии» поможет в решении вопроса обеспечения равного доступа к качественному образованию, — утверждает Ирина Черникова.
Участие в проекте примут в основном не школы города Перми, а образовательные учреждения Пермского края. На первом этапе пройдут профориентационное анкетирование среди учащихся, экспресс-пробы для знакомства с продуктами проекта для тех, кто еще не определился с вектором будущей специальности, после чего будут выявлены школы, испытывающие потребность участия в программе.
Когда определят список образовательных учреждений, за каждой школой закрепят тьюторов — они будут сопровождать учащихся во время реализации программы. В рамках самого проекта старшеклассники познакомятся с направлениями подготовки пермских вузов, попробуют выполнять междисциплинарные задания, многоуровневые практические работы и экспериментальные задания.
Планируется, что за три года в проекте смогут принять участие более 2000 обучающихся из 45 общеобразовательных организаций Пермского края.