Детям девяностых и двухтысячных знакома фраза: забудьте все, чему вас учили в университете. Как правило, на рабочем месте требовались совсем не те навыки, что давали устаревшие учебники с теорией. Современная же молодежь только зубрить лекции не согласна: им важно и построить карьеру, и быть полезным. Причем лучше, если еще в студенческие годы. Они готовы генерировать идеи, создавать и реализовывать проекты, не дожидаясь диплома и накопления «многолетнего опыта».
Созданный в Перми научно-образовательный центр «Рациональное недропользование» поддерживает такие стремления и ставит своей целью использовать потенциал активной и талантливой молодежи для создания прорывных технологий. Как центр планирует увлечь подрастающее поколение — в этом материале.
«Хочу стать инженером-биологом или IT-географом»: как НОЦ помогает школьникам определиться
НОЦ помогает раскрыть свой потенциал пытливым умам всех возрастов — от школьников до доцентов кафедр. И если студент или аспирант уже определились со сферой интересов, то что делать школьнику? Понять, кем стать в будущем, для подростков — задача не из простых, ведь часто о некоторых профессиях они знают лишь по рассказам и пресловутым историям о сыне маминой подруги. Решение этой проблемы на поверхности — иногда достаточно один раз увидеть, как в реальности устроена та или иная работа, чтобы выбор профессии перестал быть похожим на лотерею. Для этого НОЦ уделяет внимание ознакомительным программам.
Например, участники НОЦ проводят летние школы по разным научным направлениям — геологии или искусственному интеллекту, в течение учебного года образовательные учреждения региона посещают предприниматели, сейчас обсуждается тесное сотрудничество НОЦ с создаваемой в Прикамье «Академией первых».
— Все это помогает ученикам старших классов более объективно взглянуть на различные профессии и осознанно выбрать вуз и сферу для будущей карьеры, — говорят в НОЦ. — Важно выбрать такую, в которой они не разочаруются к концу обучения.
Для тех, кто стремится получать новые знания и ещё в школе проявляет интерес к экологии, биологии, физике, химии, технике и IT могут быть и другие формы поддержки. Например, в конце 2022 года шестеро старшеклассников из Перми посетили международный форум «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия», проходивший в Санкт-Петербурге под эгидой ЮНЕСКО.
Ученики пермского лицея № 2 побывали на научном конгрессе, прослушали лекции по экологической безопасности и рациональному недропользованию, выполнили несколько лабораторных работ. Углубиться в тематику им помог кейс-чемпионат на тему рационального использования водных ресурсов. Для ребят была организована экскурсия на производственные площадки компаний «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть» и «Ижорские заводы».
А самарская старшеклассница Анастасия Гапонова получила возможность побывать в Пермском НОЦ, познакомиться с молодежными лабораториями и университетскими кампусами, став одним из победителей всероссийского конкурса «Наука. Территория героев».
— Мы уже подготовили специальную программу, которая позволит школьнице познакомиться с теми направлениями, в которые пермские университеты и научные центры являются лидерами. Надеемся, что ей понравится и она увидит для себя перспективы в дальнейшей научной карьере, — рассказывают в пресс-службе НОЦ.
Знают работодателя в лицо и внедряют свои открытия в бизнес: как НОЦ помогает студентам
Лекции и конспекты никто не отменяет, но «почувствовать» будущую профессию получится гораздо лучше, если теория уравновешена практикой. Чтобы вырастить из «зелёных» абитуриентов тех, кто готов работать по современным технологиям, а еще лучше — разрабатывать их, НОЦ активно поддерживает вовлечение бизнеса в образовательный процесс: начиная от разработки учебных программ «под работодателя» и привлечения специалистов предприятий к преподаванию, заканчивая практиками, стажировками и знакомством с реальными кейсами предприятий.
— Мы стимулируем предприятия и вузы строить обучение так, чтобы студенты с первого курса проходили практики и стажировки, знакомились со всеми нюансами, вплоть до того, с какими технологиями, или с каким софтом работает бизнес, — рассказывает директор НОЦ «Рациональное недропользование» Павел Илюшин. — В дальнейшем ребята хорошо знают, куда пойдут и что именно будут делать на рабочем месте, а кто-то начинает строить карьеру еще будучи студентом.
В научно-образовательном центре могут привести много примеров, как такой подход открывает ребятам возможность для быстрого карьерного взлета, потому что они не теряют время на старте.
Благодаря НОЦ, студенты вовлечены и в решение реальных кейсов. Так, с участием старшекурсников в конструкторском бюро «Техпроект» была разработана новая система клапана насосной устьевой установки, в Центре компетенций НТИ «Фотоника» — волоконно-оптический источник излучения, в компании «Полиэкс» — ингибиторы, для концерна «Технологии машиностроения» — система компьютерного зрения в производстве, а для «ЛУКОЙЛ-Пермь» — инновационный метод очистки нефти от примесей и воды.
Если студенты готовы не просто предлагать идеи, а создавать на их основе собственные проекты, они могут получить грант на коммерциализацию своих разработок. В этом, например, помогает всероссийский конкурс «УМНИК».
Благодаря сотрудничеству с НОЦ в Пермском крае «номинации» конкурса соответствуют ключевым направлениям научно-образовательного центра. Например, в 2022 году поддержку получили 24 проекта, среди которых новые технологии производства лекарств, разработка приборов и ресурсосбережение.
Лаборатории, открытия, премии: как НОЦ содействует молодым ученым
Далеко не все, но с каждым годом все больше выпускников вузов выбирает в качестве «профессионального поприща» науку. Для того, чтобы у молодых ученых было больше возможностей проводить исследования по направлениям, которые им интересны, и использовать для этого современное оборудование, в рамках НОЦ были созданы молодежные лаборатории. Обязательное условие — большинство сотрудников лаборатории должно быть не старше 39 лет. В Перми таких лабораторий шесть — на базе ПНИПУ, ПГНИУ и Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН — участников НОЦ. Как и «взрослые» они заняты прикладными исследованиями по актуальным для региона тематикам.
Они изобретают новые методы 3D-печати космических деталей из титана, разрабатывают гибридные аддитивные технологии, создают промышленных роботов для механической работы с крупногабаритными деталями. Подробнее о молодежных лабораториях можно прочесть в материале.
Как и в любой профессии, в науке опыт имеет значение, и молодые ученые не всегда сходу делают открытия мирового масштаба. Но им так же важно получать признание и подтверждение важности и нужности своих разработок. В рамках Премии Пермского края в области науки для молодых ученых есть отдельная номинация. По итогам 2022 года среди лауреатов, не достигших 35 лет, целый ряд исследователей, соответствующих приоритетам НОЦ.
Путь от школьника до признанного профессионала или ученого требует времени. Но пройти его можно интересно и главное — эффективно и осмысленно, если начать превращаться в ценного сотрудника и смелого исследователя уже во время учебы.