Образование Политики «нарисовали» школу будущего

Политики «нарисовали» школу будущего

Президент России Владимир Путин поддержал идею создания электронной школы, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции известных педагогов и ученых. Это позволит ученикам получать общее образование при помощи электронных ресурсов, а педагогам – повышать свой профессиональный уровень. Об этом шла речь на государственном совете по совершенствованию системы образования. Что еще необходимо современной школе, и каким должно стать образование через десять лет, читайте в нашей статье.

Школа будущего

«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире. <...> Конечно же, мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования», – подчеркнул в своем выступлении президент страны Владимир Путин.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов рассказал о масштабном проекте «Российская электронная школа»: «На основе опыта лучших российских школ и педагогов мы начинаем реализацию нового масштабного проекта "Российская электронная школа", благодаря которому дети смогут получать общее образование с 1 по 11 класс либо полностью, либо частично с использованием электронных ресурсов, дистанционных технологий».

Ливанов подчеркнул, что большую роль с развитии проекта играет высокоскоростной Интернет: «При качественном Интернете более эффективным становится внедрение дистанционного обучения, широкое использование электронных образовательных ресурсов. Это особенно важно для детей, живущих в сельской местности, в удаленных районах, для детей с ограниченными возможностями здоровья и для одаренных детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам, для наших соотечественников, проживающих за рубежом».

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров сообщил о том, что сейчас ведется самая большая в мире стройка по прокладке современных линий связи до малых населенных пунктов. «Мы подключим практически все населенные пункты, где проживает более 250 человек, около 30 млн жителей страны дополнительно получат возможность подключения к Сети, – рассказал министр связи. – Конечно же, во всех этих населенных пунктах нужно прежде всего подключать и наши школы. Само по себе это не произойдет, эту работу нужно организовать на местах. Хотел обратить внимание, что сегодня лишь 23 региона Российской Федерации подписали трехстороннее соглашение, где мы четко определили название каждого населенного пункта, куда придет этот кабель. Это значит, что 62 региона до сих пор такие соглашения не подписали».

Чему учить

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин высказал опасения, что увлечение гаджетами может негативно сказаться на качестве образования: «Дети, с первых лет жизни попадающие к компьютеру и смартфону, получают массу важных навыков и, конечно же, большой объем информации. Это большое преимущество нашего времени. Но психологи отмечают у первоклашек снижение способности к традиционному письму и чтению. У них, как потребителей визуальных картинок, не развивается воображение, они просто порой не могут без экрана представить, как мама моет раму. Вы помните эту почти классическую фразу из букварей нашего времени. Они за буквами не умеют подчас уловить мысль. Как следствие, хуже вникают в содержание прочитанных книг, а значит, им сложнее изучать не только гуманитарные, но и точные, и естественные предметы, да и любые другие науки. Невозможно и не нужно, конечно же, тормозить прогресс и современные технологии, тем более что русский язык уже один из самых популярных в мировых соцсетях. Однако нужно готовить детей к жизни в технократическом обществе без потерь для морали, без ущерба для российской культуры и русского языка и, как минимум, расширять доступ к театрам, музеям, библиотекам и книжным магазинам».

Дмитрий Ливанов рассказал о работе по совершенствованию образовательных стандартов. «В их исходном варианте были заданы лишь общие требования к результатам образования. Это создавало высокую степень неопределенности. Для корректировки этой ситуации мы вместе с профессиональным сообществом провели работу по уточнению базового содержания образования через конкретизацию образовательных результатов по каждому предмету, – пояснил министр образования. – В школьном образовании мы будем и дальше сохранять разумный баланс между обязательными для всех требованиями, с одной стороны, и возможностями учета разнообразия регионов, школ, учеников – с другой. Это позволит нашим педагогам работать и результативно, и творчески. Важным механизмом обеспечения единства нашего образовательного пространства является объективная система оценки качества образования. <....> В этом году мы успешно опробовали всероссийские проверочные работы, запустили национальные исследования качества образования. Важно, чтобы выводы по результатам этих исследований не были направлены на наказание тех школ, которые работают недостаточно хорошо, наоборот, служили основой для выработки инструментов поддержки этих школ, создавали мотивацию для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей».

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в свою предложил позвать на Ученика года, чтобы дети сами сказали, что им нравится в школе, а что нет. «Все хорошо, все говорят: стандарты, школы, обучение, питание. А что они думают о наших учителях? Когда входит завуч в класс и говорит: "Ваша учительница заболела", – класс взрывается аплодисментами, кричат "ура"! Почему? Они рады, что не будет урока. А почему? Потому что скучно им, потому что надоел этот учитель, он одно и то же говорит, он не видит класса, он просто отрабатывает время – 45 минут, и все. Это проблема, – подчеркивает политик. – Вот лучший учитель года. Хорошо. Кто его определил? Давайте эксперимент: он проведет урок, и в той же школе через час я проведу, и спросим у учеников, не у Министерства образования, что скажут ученики. Вы для кого стандарты все эти делаете, вы для кого определяете лучших учителей? Это для вас лучший учитель или для учеников? Я не потому, что себя навязываю, я сделал несколько уроков, направил в Министерство образования, говорю: растиражируйте в школах, пусть учителя посмотрят. Их ученики хотели бы, чтобы такие были учителя? Чтобы им было интересно слушать? Надо, чтобы, когда приходит завуч в класс и говорит, что ваш учитель заболел, они плакать должны, что заболел любимый учитель, и сегодня они его не услышат. А они все кричат: "Ура!". Это самая лучшая оценка работы».

Воспитание личности

На Госсовете Владимир Путин отметил важную роль дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций. Кроме того, необходимо совершенствовать систему поиска и поддержки одаренных детей.

Участники заседания обратили внимание и на важность профориентации. «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний», – заявил в своем выступлении президент.

Кто поддержит учителя

По словам Владимира Путина, зарплата педагогов за последние годы серьезно выросла. «Майскими указами 2012 года поставлена задача – обеспечить среднюю заработную плату педагогических работников на уровне средней по экономике. Еще раз хотел бы сказать то, о чем говорил многократно. Конечно, знаю тезисы, согласно которым, если уж педагогам платят среднюю (зарплату. – Прим. автора) по экономике, то нужно это распространить чуть ли не на всех. У нас все профессии уважаемые, все люди труда должны пользоваться вниманием и заботой общества. Но все-таки есть фундаментальные вещи, и одна из таких фундаментальных вещей – это образование, школьное образование. Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы. А для этого мы обязаны обеспечить им соответствующий уровень подготовки в школах», – отметил глава государства.

Владимир Путин подчеркнул, что зарплата педагогам не должна снижаться ни при каких условиях. В то же время должно повышаться качество образования. «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей», – заявил Владимир Путин.

Он выделил несколько направлений, в числе которых внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям; внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту; совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы учителя.

«Учитель года-2015» Сергей Кочережко обратил внимание на бюрократизацию в системе образования: «Могу сказать как учитель, что мой основной мой ресурс – это время. Сейчас у многих учителей огромное количество времени тратится на заполнение отчетности, документы зачастую дублируют друг друга. Например, во многих регионах до сих пор не решена проблема дублируемости двух журналов – рукописного и электронного. То есть вы понимаете, в этом случае учитель заполняет сначала рукописный журнал, причем, например, если он ведёт в пяти классах в одной параллели, он пишет одну и ту же тему пять раз, а потом он должен привести в соответствие с этим электронный журнал. Вопрос: я могу тратить время на это, а могу тратить время на главное, и на то, на что я хочу тратить время, – на подготовку уроков и на работу с детьми. Для того, чтобы учитель уделял больше времени главному – ученикам, нужно максимально разгрузить его от отчетной документации».

Владимир Путин сообщил, что рабочая группа Госсовета предложила, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя прежде всего учредители школ. В большинстве случаев ими являются муниципальные, а также региональные организации органов власти. «Я полностью согласен с этим предложением наших коллег из рабочей группы. Следует также упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Соответствующие решения должны быть приняты как можно быстрее. Понятно, что в этой сфере, где речь идет о жизни и здоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить ребят», – добавил глава государства.

Новые школы

Следующий год пройдет под знаком строительства новых школ. Президент сообщил, что из федерального бюджета выделяется 50 млрд рублей на строительство, ремонт и реконструкцию школ. «Обращаю ваше внимание, это региональное и муниципальное дело, это прежде всего обязанность регионов и муниципалитетов», – подчеркнул Владимир Путин. Кроме того, он отметил, что в ближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена в школах, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену.

К проблемам образования Госсовет обращается в третий раз – до этого подобные вопросы рассматривались в 2001 и 2006 годах. Нынешнее заседание было последним в 2015 году.

Фото: Фото с сайта Krremlin.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем