18 июня вторник
СЕЙЧАС +10°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще! 

    Это случилось — мы убрали тест с картинками, нажав на которые, вы доказывали, что не бот. Теперь всё просто: комментируете, отправляете, публикуется.

    6 мая 2019

    У нас появились страницы авторов

    На сайте появились странички постоянных авторов 59.RU. Для того, чтобы на них попасть, нужно нажать на выделенные синим цветом имя и фамилию автора под новостью или статьей. На странице есть информация о журналисте и тексты, а также контакты и страницы в соцсетях — для быстрой связи. 

    10 апреля 2019

    Быстрый доступ к комментариям в мобильной версии

    Теперь в мобильной версии пользоваться сервисом комментирования стало еще удобнее — кнопка доступа к комментариям «закреплена» внизу экрана. На ней вы можете видеть количество уже оставленных комментариев, а нажав на нее — перейти к ним и оставить свой.

    Еще

Ученые против мифов: есть ли в самолете безопасные места и так ли опасна турбулентность

Вместе с учеными ПГНИУ развенчиваем мифы, связанные с самолетами.

Поделиться

Новая серия «Ученых против мифов» посвящена самолетам

В начале туристического сезона новую серию проекта «Ученые против мифов» 59.ru посвятил распространенным утверждениям, связанным с самолетами. Мы попросили заведующего кафедрой теоретической физики, доктора физико-математических наук ПГНИУ, профессора Виталия Дёмина рассказать, почему самые опасные моменты полета – это взлет и посадка, правда ли, что безопаснее всего сидеть в хвосте самолета и что произойдет, если откажет один из двигателей.

Миф 1: Самый опасный момент полета – взлет и посадка

– Действительно самыми опасными моментами полета являются взлет и посадка. И причина очень простая. Когда происходят взлет или посадка, начинают работать одновременно много механизмов. И вероятность поломки, выхода из строя одного из этих механизмов в разы больше. На большой высоте самолет летит в установившемся режиме, и в это время все устройства работают более слажено.

Кроме того, при посадке аномально сильный ветер может спровоцировать крушение судна. Самолет, который рассчитан на движение в однородной воздушной массе, может не выдержать критической нагрузки. В этой ситуации колоссальную роль играет профессионализм пилотов, которые должны уметь каждый раз подстраиваться под новую ситуацию.

Миф 2: Молния, ударившая в самолет, может привести к его крушению

– Молния может ударить в самолет. Это одна из причин, почему пилотам, пересекающим океан, рекомендуют обходить грозовые облака. Последствия определяются тем, какой величины разряд принимает судно. Если молния попадет в самолет, вполне возможна ситуация, когда отказывают электроприборы, что может привести к крушению.

Одна из авиакатастроф, произошедших из-за удара молнии, произошла в 1963 году (Boeing компании Pan American выполнял пассажирский рейс 214 из Сан-Хуана в Филадельфию). Из-за сложных погодных условий в Филадельфийском аэропорту рейс был вынужден ожидать посадки. Но затем экипаж объявил сигнал бедствия, так как самолёт вышел из-под контроля, а пилот другого самолёта сообщил, что рейс 214 объят пламенем. Горящий лайнер рухнул у восточной границы городка Элктон, погибли все находившиеся на борту. По результатам расследования был сделан вывод, что катастрофа произошла из-за попадания в самолёт молнии, что привело к взрыву топливного бака и разрушению левой плоскости крыла. – Прим. ред.), еще одна – в 2009 году (Авиалайнер Airbus A330-203 авиакомпании Air France выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро-Париж, но через 3 часа и 45 минут после взлёта рухнул в воды Атлантического океана и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту – 228 человек. У самолета были неполадки с электропроводкой, которые, предположительно, мог вызвать удар молнии. – Прим. ред.).

Профессор Виталий Демин развенчивает мифы, связанные с самолетами


Миф 3: Мобильные телефоны нельзя использовать во время взлета и посадки

– У мобильных телефонов и у приборов самолета разные частоты, на которых они работают. Включенный мобильный телефон не может повлиять на работу приборов в самолете. Но, видимо, некоторые авиакомпании предпочитают не рисковать.

Миф 4: Самолет может потерпеть крушение из-за сильной турбулентности

– В атмосфере постоянно изменяются давление, температура, направление и скорость воздуха. Из-за этого воздушные массы становятся неоднородными по своим характеристикам. Когда самолет проходит через них с очень большой скоростью, в салоне создаются вибрации. Может быть, например, так, что на одном крыле самолета давление больше, чем на другом – тогда машина начнет наклоняться. Трясти может сильно, но, в основном, это не приводит к крушению или к тому, что самолет разваливается на части. Гораздо опаснее – гроза, сильный ветер, обледенение.

То, что мы видели в случае с самолетом «Аэрофлота» (три десятка пассажиров рейса «Москва – Бангкок» получили травмы, когда самолет Boeing 777 компании «Аэрофлот» попал в «воздушную яму». У некоторых людей переломы, сообщили в посольстве России в Таиланде. В самой авиакомпании произошедшее объяснили «турбулентностью ясного неба». – Прим. ред.) – действительно сложно было предсказать. Циклоны можно увидеть из космоса и направить самолет в облет, но существуют области прозрачной атмосферы с сильной турбулентностью, которые заметить просто невозможно.

Для самолета гораздо опаснее турбулентности – гроза, сильный ветер, обледенение


Миф 5: Безопаснее всего сидеть в хвосте самолета

– Все зависит от того, какое катастрофическое событие происходит. Согласно статистике, в ситуациях, когда самолет упал и загорелся, больше шансов выжить у тех, кто сидит у аварийного выхода – просто потому, что они раньше покидают аварийное судно. Чаще всего этим людям с большей вероятностью удается спастись во время пожаров на борту судна, начинающихся после авиакатастрофы.

Хвостовая часть подвержена меньшим деформациям. Зачастую во время крушения самолет ударяется о землю носовой частью. Передние шасси объективно обладают более низкой способностью к сопротивлению, и когда самолет неудачно соприкасается с землей, переднее шасси ломается, и самолет падает носовой частью.

С другой стороны были также случаи, когда самолет ударялся хвостовой частью о землю и в этой ситуации пострадают те кто сидит в хвосте судна.

Миф 6: Для безопасного взлета и посадки необходимо открыть шторки иллюминатора

– Это никак не влияет на взлет и посадку. Возможно, здесь причина в психологии – люди видят, как садится самолет. Кроме того, это может использоваться для того, чтобы при возникновении внештатной ситуации пассажирам не пришлось адаптироваться к резко изменившемуся освещению.

Виталий Демин говорит, что открытие шторок никак не влияет на то, как садится самолет

Миф 7: Дверь самолета можно открыть во время полета

– Во время полета двери, конечно, надежно заблокированы, чтобы исключить подобную нештатную ситуацию. И то, что в фильмах показывают, как пьяный пассажир просто открывает дверь – это миф (Дверь аварийного выхода в большинстве самолетов открывается внутрь. И пассажиру открыть ее не удастся из-за разницы давления - за бортом оно ниже, чем внутри самолета. Избыточное давление выполняет роль своеобразного «блокиратора» дверей во время полета, кроме того, в двери стоит анероидная коробка, кинематически блокирующая дверь при достижении высоты в 2 километра, - Прим.ред.).

Миф 8: Чем старше самолет, тем опаснее на нем летать

– Опаснее летать на совсем новых самолетах, потому что, по статистике, основные поломки вскрываются в самом начале эксплуатации. Самолет, конечно, проходит предварительные тестовые испытания, но не совсем обязательно, что при первом же вылете что-то ломается. Здесь имеет место аналогия с автомобилем – предварительно его тоже нужно сначала «обкатать».

Затем уже, конечно, на качество полета и безопасность влияет износ. С истечением гарантийного срока вероятность поломки каких-то элементов оборудования становится все больше. Но очень многое зависит от обслуживания и качества капитальных ремонтов.

Миф 9: Если во время полета откажет двигатель, самолет упадет

– Если один двигатель откажет, самолет способен долететь до аэродрома. При этом пилотам все равно придется в экстренном порядке сажать самолет на ближайший аэродром. Правда если топлива нет, двигатели не работают, а самолет находится на большой высоте, шансов в этом случае нет.

Многое зависит от типа самолета. Есть те, которые способны планировать – кукурузники, например (одномоторный биплан АН-2. – Прим. ред.). Если у них откажет двигатель, то они могут сесть вполне безопасно в самых неприхотливых условиях. Обычный дальнемагистральный пассажирский самолет на это, конечно, не способен.

Справка: Правда, известен в истории случай, когда самолет успешно сел без обоих двигателей. Авиалайнер Boeing 767-233 (позже его назвали «Планером Гимли») авиакомпании Air Canada 23 июля 1983 года выполнял рейс AC143 по маршруту Монреаль – Оттава – Эдмонтон, во время которого у него закончилось топливо и остановились оба двигателя. После продолжительного планирования лайнер успешно приземлился на неиспользуемом военном аэродроме Гимли. Все 69 человек, находившиеся на борту (61 пассажир и 8 членов экипажа) выжили; 10 пассажиров получили ранения.

Помогло во многом то, что командир воздушного судна раньше имел опыт полета на планерах, вследствие чего он владел приёмами пилотирования, которые пилоты больших самолётов не используют.

Если один двигатель откажет, самолет способен долететь до аэродрома. Кстати, это фото сделано в пермском музее авиации - там можно посмотреть, как устроены самолеты, и даже посидеть за штурвалом


Читайте предыдущие серии проекта «Ученые против мифов»:

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Сергей
1 июн 2017 в 11:59

Самый большой миф - "самолет безопаснее машины". На самом деле в пересчете на время проведенное в пути и на количество поездок намного опаснее самолет. Самолет менее опасный только в абсолютных цифрах - но вот это для детей, при этом постоянно эту сказку повторяют для спокойствия летающих

Гость
31 мая 2017 в 10:52

статистически все равно самый безопасный вид транспорта. а по офиц.данным у нас ежегодно на дорогах гибнет народу больще или сопоставим всем нашим официальным потерям в афганской кампании

Grigorii
1 июн 2017 в 14:42

Я реально летать боюсь!Успокаивает одна мысль в экстренных ситуациях,которые были у многих,это то,что все равно умрем.И молиться надо!!!