Образование истории Жизнь без школы. Почему пермские семьи переходят на семейное обучение. Две истории

Жизнь без школы. Почему пермские семьи переходят на семейное обучение. Две истории

Мы поговорили с родителями, чьи дети получают семейное образование

Семейное образование подразумевает самостоятельное изучение предмета, в котором, конечно, помогают и родители

Очередное лето закончилось, и дети вновь садятся за школьные парты. Однако не всем придется рано вставать, носить форму и выходить к доске. В Перми есть дети, которые находятся на семейном обучении — когда ребенок не ходит в школу. Оказывается, так тоже можно. Мы поговорили с родителями, которые решили не отдавать своих детей в обычные школы. Заодно мы узнали о плюсах и минусах такой формы обучения, как проходят занятия у детей и как вообще перейти на семейное образование.

Сын Полины Путяковой Андрей уже год не ходит в школу, сейчас ему 13 лет, и в этому году он пошел в шестой класс. Во время зимнего карантина Полина увидела, как ее сын может весь день просидеть за заданиями, которые дали в школе, и поняла, что он может заниматься самостоятельно, его не надо контролировать. Тогда впервые появилась мысль о семейном образовании. Спустя полгода, когда последние силы и у нее, и у ребенка отняли весенние экзамены, она решила предложить Андрею заниматься дома.

— В той школьной системе, которая сейчас существует, много изъянов. Я бы назвала это системным кризисом. Эти громкие случаи с цветом волос, с разными баллами у мальчиком и девочек, с объединением школ. Это из глобального, — Полина объясняет, почему они приняли такое решение. — Еще ему не подходил режим. Было тяжело рано вставать, приходить в школу, и все это по звонку. Он уставал. Приходил из школы и падал спать. А еще уроки. Домашнее задание делал лишь бы отвязаться, а не понять, мотивации не было. Уже ни на какие кружки сил не было. Он говорил: «Я хочу, но не могу».

Как перестать ходить в школу и с чем потом придется столкнуться?


Закон об образовании гласит, что родители имеют право сами выбрать форму обучения детей. Поэтому перейти на семейное обучение несложно — нужно написать заявление о переходе и отнести его в департамент образования (или школа может сама его передать). Этот процесс может занять максимум неделю, но в случае Полины все было готово через полчаса, так как школа сама передала все данные.

Полина отмечает, что главная сложность при переходе на семейное обучение — найти школу, к которой можно прикрепиться для прохождения аттестации.

— Мало у кого [из школ] есть такой опыт. А когда нет опыта — они боятся, потому что несут ответственность за ребенка — рассказала Полина Путякова. — Они не знают, что за семья и будут ли они ребенка учить. Вдруг родители просто идут на поводу у ребенка, который хочет сидеть перед телевизором?

Если удалось найти школу, важно договориться с учителями об удобном режиме аттестации. Сдавать экзамены могут предложить каждую четверть по всем предметам — так школе легче контролировать процесс. Однако Полина считает, что так теряется суть семейного обучения, теряется свобода. Еще важно спросить у педагогов о форме проведения аттестации, попросить тесты и задания — они могут остаться с прошлых лет. Так ребенку будет проще готовиться. Аттестации Андрея не пугают.

— Стресса нет. Насколько он был в напряжении, пока учился в школе, настолько он сейчас расслаблен. Даже перед аттестациями. С учителями повезло: к нему относились как ко взрослому, к студенту, который идет сдавать экзамен, — рассказывает мама Андрея.

Также можно сдавать экзамены не только в школе, а дистанционно с помощью специальных сервисов, которые затем передают результаты в школу. При таком варианте есть один минус — он платный, стоимость прохождения аттестации за год может доходить до 20 тысяч рублей.

Сам выбирает, когда будет заниматься


На учебу у Андрея ежедневно уходит по три-четыре часа, что не сравнится с семью уроками в школе, а ведь еще домашнее задание после уроков пришлось бы делать. Остальное время у мальчика занимают кружки и походы на выставки. Андрей интересуется дизайном и искусством, однако в школе этот интерес не могли поддерживать. С математикой было бы проще.

За год семейного образования Полина и Андрей стали ближе

Мальчик сам выбирает, когда будет заниматься, обычно это утренние часы. Но могут быть дни, когда хочется поспать подольше, и тогда время занятий передвигается в зависимости от других планов на день, например кружков. Такой режим нравится и Полине, и Андрею.

— Это проще для всех. И для ребенка, и для меня, — говорит Полина. — Это более комфортно: тебя никто не поднимает, пока ты спишь, работаешь в своем ритме. В классе же никто не остановится для тех, кто не понял. А тут план просто сдвигается на один день, ничего страшного. Да и много способов получения знаний. Если я тут не пойму, я пойду лекцию посмотрю на ту же тему, но в другом изложении. Я вижу, что знания и оценки стали лучше. Он стал более самостоятельным и уверенным в себе.

В школе дети изучают предметы параллельно. Андрей и Полина выбрали другой метод — блочный, они сдают предметы по порядку. Если направить все силы на один предмет, то половину учебника, например, биологии или литературы можно пройти за две недели. На эти две недели мама расписывает план на каждый день, по которому будет заниматься Андрей. Обычно это чтение параграфа и ответы на вопросы после него или письменные упражнения. Вечером мама проверяет выполненные задания, а если возникают трудности, то они вместе ищут ресурсы, чтобы лучше разобраться в теме.

«Образование семейное не потому, что он дома сидит, а потому, что вся семья участвует»


Жизнь этой семьи изменилась за год семейного образования, мама и сын сблизились, говорит Полина.

— Литературу надо объяснять. У нас тогда началась литература XX века — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Он читает и не понимает, почему именно Смоленщина, а не Московская область, к примеру. История страны — это немного абстрактно, история семьи — другое. Я рассказала, что моя бабушка жила там, на Смоленщине. И туда, в Смоленскую область, фашисты быстро дошли, армия не была к этому готова. Мне нравилось с ним разговаривать. Я видела, как он проникается этим и между нами укреплялась связь. За этот год мы стали ближе. Образование семейное не потому, что он дома сидит, а потому, что вся семья участвует.

Семейное обучение не означает, что ребенок все время находится дома. Он может ходить и на кружки, и в библиотеку, чтобы самостоятельно изучать предмет

Семейное образование это и не тогда, когда ребенок сидит дома без общения с другими ребятами. Когда Полина решила перевести ребенка на такое обучение, серьезно задумалась о выборе кружка. Ведь Андрею нужно будет такое место, где встреча будет связана с общением и работой в коллективе. Тут моделирование уже не подойдет. Этот вопрос тоже волновал Андрея, и теперь он записан в скаутский отряд и ходит в походы.

— Когда предложила ему дома учиться, спросил: «А как же общение?» Я ответила: «У тебя будет много кружков, и там будет много ребят». Он сказал: «Ну ладно» — и больше ни одного вопроса не задал, — вспоминает Полина.

На семейном образовании с первого класса


Есть и другой пример. Саша на семейном обучении с первого класса, и в этом году он идет во второй класс. Мама Саши Ольга рассказала, почему отказалась от обычной школы:

— Присматривать школу я начала года за три, — рассказала Ольга. — И с ужасом для себя обнаружила, что те, кто хочет поступить в элитные школы, начинают готовиться не за три года, а раньше. Тогда поняла, что мы уже опоздали. Я посмотрела на все это изнутри. И такое натаскивание еще до школы мне показалось противоестественным. Походила по школам в округе, и душа нигде не откликнулась. Потом случайно в социальных сетях узнала про возможность семейного образования. Сначала для меня это как-то дико было. Потом читаю-читаю, вроде принимаю.

Поскольку Саша еще учится в младшей школе, с ним надо заниматься. Поэтому он ходит в семейную школу. Она похожа на обычную, но детей в классе не 30, а семь или даже меньше. Школьной формы там нет, а уроки начинаются в 10:00, что дает ребенку возможность высыпаться. Занятия у Саши обычно заканчиваются в два часа. Потом, когда Саша подрастет, Ольга хочет перевести его на самостоятельное обучение.

Саша очень старается — чуть на стол не залез

Саша впервые побывал в обычной школе на аттестации, которая проходит раз в четверть. Она его не впечатлила — слишком много шума и людей. Однако Ольга хоть и рада такому выбору для своего ребенка, все еще чувствует сомнения.

— Был страх принять решение и взять на себя ответственность, — вспоминает Ольга. — Еще остаются сомнения по поводу того, что мы не совсем часть системы. Немного напрягает отношение в школе [по прописке]. Думают, что мы бездельничаем.

Страх школ в таких случаях вполне обоснован — вдруг и правда пустят все на самотек? Но это из-за неопытности, ведь таких детей на семейном образовании единицы.

Ранее мы делали подборку детских кружков, которые не назовешь обычными, и вели онлайн-трансляцию с Дня знаний в Перми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем