Борис Мильграм: у нас плохо устроенный город

Зампред правительства Пермского края Борис Мильграм вновь рассуждает в своем блоге на Wordpress о будущем Перми. На этот раз досталось молодежи, промышленности, пермским традициям и системе образования. Портал 59.ru цитирует фрагмент заметки...

Поделиться

Поделиться

Зампред правительства Пермского края Борис Мильграм вновь рассуждает в своем блоге на Wordpress о будущем Перми. На этот раз досталось молодежи, промышленности, пермским традициям и системе образования. Портал 59.ru цитирует фрагмент заметки «О современном искусстве», которую вице-премьер оставил в Интернете сегодня, 21 ноября (стиль, орфография и пунктуация сохранены).

Моя дочь учится в 8 классе. На одном из уроков учительница (видимо, тема эта ее очень волнует) начала обсуждать проблемы современного искусства и выразила мнение, что современное искусство – это плохо и примитивно, его надо отменить. Учительница абсолютно уверена в примитивности современных художников, она считает, что нужно мыслить только в категориях классического искусства, и появление на территории города современных арт-объектов чуть ли не оскорбляет ее. И я пытался с дочерью говорить на эту тему. Она лично не считает, что современное искусство – это плохо. Ей странно, что так думает учительница. На вопрос: является ли современное искусство частью классического искусства? Дочь уверенно отвечает, что является. Учительница же убеждена, что современное искусство взялось ниоткуда, что оно упало из космоса и пребывает среди людей как нечто чуждое, инородное, вредное, что детей от него надо уберечь.

Мы можем не понимать что-то. Мы вправе не принимать что-то. Что-то нам может не нравиться. В 21 веке у нас уже должен быть опыт бережного отношения к предъявленному творчеству. Не понимать, но допускать. Потому что никогда не знаешь, во что это превратиться. Может, это Джордано Бруно? Но сегодня-то надо бы быть толерантными. Тем более – в культуре. Тем более – в искусстве. Ведь ни у кого ничего не отбирают, ни на что не посягают… Хорошо бы эту важную мысль как-то поместить в мозги.

Классическое искусство никто не отменял. Оно хранится в галереях, музеях, представлено в городах. Если его мало на улицах Перми, то нужно задать себе вопрос: почему? За два десятилетия в городе поставлено всего два произведения монументальной скульптуры. Одно удачное, а другое нет. Я был в Ереване не так давно. Я восхищался этим городом. У них – традиция, школа… Ничего похожего нет даже в Москве. То, что я видел в Ереване – это грандиозно – скульптура, сделанная из камня. За последние 50 лет в Ереване заложили великолепную традицию, и она делает город инновационным.

У Перми такой традиции нет. И я предлагаю пермским скульпторам подумать об этом. Скоро мы объявим официальный конкурс на создание памятников Строгановым и Екатерине II. Строгановы – идея Андрея Кузяева, который хочет за свои деньги поставить этот памятник. А Екатерине город обязан своим появлением и своим названием. Предлагаю серьезно обсуждать место, собрать сообщество, которое было бы нацелено на движение в сторону возникновения пермской монументальной скульптуры.

Если же вернуться к букве «П», то в образе ее и других объектов мы обсуждаем не монументальную скульптуру, а именно арт-объекты, созданные для музея современного искусства и выставленные на территории города. Их музей однажды заберет, переставит в другое место, передаст в другие города… Они не претендуют на постоянное, монументальное, вечное…

Нельзя не понимать, что город у нас неорганизованный, плохо устроенный. Нельзя этого не видеть. Но если мы хотим ограничить себя только тем городом, который был, мы должны понять, что лучшие у нас будут уезжать. А что будут делать оставшиеся, когда промышленность из города уйдет? Это тенденция, которая существует в мире. Промышленность будет переселяться на менее освоенные территории, в более дешевые районы… И если это будет происходить, то наступит момент, когда в конкуренции за население ( а значит – и существование) выиграют сильные города-соседи – Казань, Екатеринбург, Челябинск. Мы находимся с этими городами сегодня в конкурентной борьбе за человека, за человеческий потенциал. Если мы послушаемся тех, кого оскорбляет, унижает и раздражает современное искусство и вернемся на круги своя, то очень быстро станем местом неинтересным для жизни. Где мы хотим жить завтра? Как будут жить наши дети? Чем они будут заниматься? Будут ли они толпиться у проходных индустриальных гигантов, которые будут становиться все меньше и меньше или уйдут в креативные экономики, становясь айтишниками, программистами, тур-операторами, работниками сферы культуры, искусства…

Я за тот город, который создаст условия для творческих людей, за город, в котором бы хотелось жить и радоваться тому, что вокруг тебя, и тому, что ты сам в этом городе делаешь.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter