«Пермская Афиша» снова посетила afisha.prm.ru/catalogue/where_go?place_id=2295">Пермский краеведческий музей, чтобы продолжить рассказ о редких экспонатах, которые можно увидеть в его экспозиции. Сегодня речь пойдет о вицмундире придворного чина с камергерским ключом, датированных 1856–1917 гг.
Считается, что специальные мундиры для придворных появились при императоре Павле I в 1796 году. Сначала мундиры получили шталмейстеры и егермейстеры, а впоследствии и другие придворные чины. По объему золотого шитья на мундире и его узору невозможно было отличить друг от друга гофмейстера, гофмаршала, церемониймейстера, камергера или камер-юнкера, а также старших по рангу придворных от младших. Некоторые придворные чины имели знаки отличия в виде жезлов, а особым знаком камергеров являлся всемилостивейше жалуемый им ключ.
Золотой декоративный ключ этот символизировал право камергера (от нем. Kammerherr ? комнатный господин) входить в императорские покои. В дежурствах по очереди при высочайшей особе и состояла камергерская служба. В 1731 году появилась должность обер-камергера, ведавшего всеми придворными кавалерами ? камергерами и камер-юнкерами. Камергеры носили ключ на голубой ленте у левого карманного клапана мундира, а обер-камергеры (у них ключ был осыпанный бриллиантами) ? на золотых кистях у правого. Ключ сохранялся и в тех случаях, когда камергер носил мундир другого гражданского ведомства. Так, на портрете президента Академии художеств графа А. С. Строганова в одном из залов экспозиции, изображенного в академическом мундире, хорошо виден обер-камергерский ключ. Введен ключ был еще в 1762 году, но образец его установили только в 1834-м. Именно о таком ключе идет речь в грибоедовском Горе от ума: ...с ключом, и сыну ключ умел доставить. С тех пор и до 1917 года камергерский ключ сохранял установленный вид, изменялась лишь форма государственного герба, абрис золотого орла, являвшего собой ручку ключа, и инициалы правящего императора.
Изготавливались мундиры за счет их владельцев из темно-зеленого сукна, имели стоячие воротники и обшлага из красного сукна, золотое шитье и золоченые пуговицы с изображением государственного герба. Придворный вицмундир (праздничная и обыкновенная форма одежды) по закону 1831 года отличался от парадного тем, что вместо шитья имел на груди золотой галун по числу пуговиц, а также на рукавах по три и на фалдах по четыре с каждой стороны в виде шевронов. Оговаривалось, что вицмундир не должен иметь карманных клапанов. Закон от 20 февраля 1856 года О новой форме одежды придворных чинов определил изменения в фасоне парадных и вицмундиров: мундиры с вырезом юбки спереди заменялись полукафтанами (с полами выше колен), однобортными, на девять пуговиц, со скошенным спереди стоячим воротником, с прямыми разрезными обшлагами и вертикальными карманными клапанами сзади. Цвет воротников, обшлагов и т. п., а также узор шитья оставались прежними. В таком виде придворные мундиры просуществовали до 1917 года.
Первоначально придворный мундир полагался только придворным чинам, но уже с начала XIX века некоторые придворные звания стали почетными. По штату 1775 года при дворе несли службу 12 камергеров и 12 камер-юнкеров, а к 1914-му их общее число выросло до 771 человека, и подавляющее число этих лиц при дворе не служили. До конца своего существования придворный мундир (вместе с придворным чином или званием) оставался самой желанной наградой для верхов российского дворянства и чиновничества. Он давал право на прием ко двору и участие в придворных церемониях.
Достоверных сведений об истории придворного мундира и ключа камергера из коллекции Пермского краеведческого музея пока не удалось обнаружить. На нашу землю, удаленную от столичного Петербурга и императорского двора, эти предметы могли попасть разными путями. Так, почти все землевладельцы Пермской губернии (Всеволожские, Лазаревы, Голицыны, Строгановы, Демидовы) имели придворные должности и звания. Подобные вещи, например, могли храниться в пермских имениях наследников Х. Е. Лазарева или С. М. Голицына, бывших камергерами в эпоху Александра II, но могли быть привезены на Урал в качестве семейной реликвии или трофея в годы Гражданской войны.
Увидеть экспонат можно в Доме Мешкова по вторникам-воскресеньям с 10:00 до 18:00, понедельник ? выходной день.