Читайте стихи на заборах города

Проекты фестиваля «Длинные истории Перми» презентовали журналистам как законченные. Ставшие прологом белых ночей, «ДИП» развернули 21 ленту ярких рисунков. Именно столько заборных «колбас», как выразился куратор одной из программ феста Арсений Сергеев, бы

Поделиться

Проекты фестиваля «Длинные истории Перми» презентовали журналистам как законченные. Ставшие прологом белых ночей, «ДИП» развернули 21 ленту ярких рисунков. Именно столько заборных «колбас», как выразился куратор одной из программ феста Арсений Сергеев, было создано за май художниками и волонтерами. Люди работали по 15 – 17 часов в сутки, в две смены: при свете солнца и ночью. Выходной выдался лишь однажды, когда весь день лил дождь.

Фестиваль «ДИП 2012» был посвящен визуальной поэзии. На бетоне появились стихи Ахматовой, Бродского, Маяковского, Хармса и других поэтов. Среди авторов проектов – художники из девяти стран: Аргентина, Германия, Украина, Россия, Мексика, Польша, Италия США, Кыргызстан. Шесть человек представлют Пермь.

«В каком-то смысле наш фестиваль получился образовательным, – говорит продюсер «Длинных историй» Андрей Васькин. – Я спрашивал у некоторых волонтеров, когда они последний раз читали стихи? Оказывается, когда заглядывали в эскизы, но теперь они задумались».

Пермских журналистов прокатили на автобусе вдоль почти всех фестивальных работ этого года. Почти – потому что помешали вечерние пробки. Улицы Сибирская и Орджоникидзе стояли напрочь.

По словам Андрея Васькина, коллапсов в этом году было больше, чем в 2011, хотя заборов в два раза меньше. На заборе польской художницы Катаржины Паговски, что на улице Пушкина, возле Краевой больницы, хулиганы нарисовали свастику. Прохожие вызвали полицию, решив, что национальную рознь разжигают художница и волонтеры. Приехавшие полицейские успокоились, лишь получив официально подтвержденную информацию о фестивале и связавшись с собственниками забора. Название проекта польской художницы Fingerprint. На бетонных плитах изображены отпечатки пальцев, это вызвало добрый смех у полицейских, мол, мало нам в участке отпечатков, так еще и тут теперь.

А вот работа Дэна Дэни из Аргентины в этом году не вызвала общественного возмущения. Напомним, его прошлогодний забор на улице Революции (напротив краевой психиатрической больницы) в прошлом году пробудил негодование некоторых жителей Перми. Итогом стала жалоба на имя президента России. В ней говорилось, что на заборе изображены гениталии, и что так нельзя. Жалоба вернулась в Пермь, опустилась до района и пропала. «Дэн тогда сказал, что не будет закрашивать отдельные секции, а просто закрасит весь забор», – говорит Андрей Васькин. В 2012 году забор художника из Аргентины называется Welcome to Borges и находится на шоссе Космонавтов, в районе остановки Блюхера.

Одним из самых интересных заборов «ДИП» этого года многие из оргкомитета фестиваля считают работу на перекрестке ул. Пушкина и Компроса. Это проект «Полметра над землей» группы TDS из Бишкека. Чтобы понять, как сделан рисунок, представьте, что вы смотрите на мир глазами способной видеть в цвете собаки.

Стихи Иосифа Бродского были нанесены на два забора: проект пермяка Петра Стабровского «Баллада о маленьком буксире» на улице Островского, в районе гипермаркета «Семья», и проект москвички Елены Новоселовой «Иосиф Бродский «Письма к стене», забор водопроводной насосной станции «Южная» со стороны ул. Белинского. Проект Елены имеет небольшие сложности к прочтению, поэтому вот строфа изображенная на стене:

… Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать.
Все равно я сюда никогда не приду умирать,
Все равно ты меня никогда не попросишь: вернись, 
Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись…

Впрочем, сложность скорее условная, поскольку заборы очень длинные, и воспринимать текст с такой поверхности непросто и непривычно, хотя местами реально неудобно, как ни крути.

Правда, руководитель паблик-арт программы музея Permm Наиля Аллахвердиева читала недавно о том, что прямые линии в городской среде быстро утомляют сознание человека, поскольку в них отсутствует мысль. Поэтому яркие и сложные изображения фестиваля «ДИП 2012» помогут мозгу городского жителя не закиснуть от скучных прямых. Этими соображениями г-жа Аллахвердиева поделилась с публикой на официальной части презентации, что проходила в одном из пермских клубов.

Так же на официальной части праздника выступил директор музея Permm Марат Гельман. Правда, он сразу признался, что не видел ни одного забора, поскольку только что с самолета. А с самолета, понятно, заборы не разглядишь. Но о стрит-арте в целом г-н Гельман говорил как о направлении, которое становится передовым: «Стрит-арт в Перми прижился, потому что он делает город красивым. России в наследство от индустриальной эпохи досталось много некрасивых, серых городов, так что таким фестивалям, как «ДИП», есть где развернуться».

Напомним, тема фестиваля 2012 года «Визуальная поэзия» синхронна объявлению Перми «Библиотечной столицей» Пермского края. Содержательно фестиваль делится на две платформы: «Художник-поэт», которая актуализирует и задает новый масштаб традициям визуальной поэзии и «Образ строфы». Эта платформа создана специально для дизайнеров, работающих в области типографики, чтобы они в полной мере смогли показать свое мастерство и художественный талант.

Отметим, в раскрашивании заборов приняли участие примерно 50 волонтеров. Работали ребята самоотверженно, круглосуточно и с любовью. За спасибо и футболку, чем и остались очень довольны.

Фото: Фото с сайта Рublicartperm.ru, видео автора, монтаж Андрея БЕЛОУСОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter