Заслуженная артистка России, режиссер, педагог, удивительно обаятельная и красивая женщина Татьяна Жаркова минувшим летом отметила свой юбилей. Родные и близкие подарили своей любимой жене, мамочке и бабушке невероятное количество добрых слов и подарков.
>
А вот зрители, ученики и коллеги смогут поздравить ее и преподнести цветы 11 сентября, в день показа спектакля «Безымянная звезда» в пермском ТЮЗе, где Татьяна Петровна служит уже 30 лет. Цифра, конечно, впечатляет.
В театр мы пришли накануне открытия сезона, чтобы побеседовать с юбиляршей, и были приятно поражены встречей с удивительно красивой, озорной и, без лишних комплиментов, молодой женщиной. Разговор в гримерке с главой кафедры режиссуры института культуры, режиссером и артисткой Татьяной Жарковой получился длинным, обстоятельным, но очень интересным.
? Татьяна Петровна, как случилось, что девчонка, мечтающая играть на сцене, вдруг выбрала еще и стезю режиссера? Или желание ставить спектакли было изначально?
? В Москве я не поступила на актерское, а в это время у нас в Перми открылся институт культуры. Но там набирали только на режиссуру. И тогда я стала интересоваться этой профессией. Просиживала в Горьковке, читала книги по режиссуре, готовилась и поступила к своему любимому Виктору Афанасьевичу Ильеву (ред. ? профессор ПГИИК). И вот тут, несмотря на то, что у нас в группе были все мастера, и уже многие закончили училище, мне пригодился мой опыт организовывать и подробно во всем разбираться. Наверное, мне помогла и помогает какая-то интуиция. И мои представления, что это должно быть именно так, а не иначе, чего я и сама не могла объяснить, не покидают меня до сих пор. Не знаю, кто эти знания дает, откуда берется эта интуиция... Я думаю, что в этой профессии нужно иметь очень чуткую натуру.
? А свою большую любовь вы встретили во время учебы в институте или позже?
? Со своим мужем Юрием Жарковым я была знакома задолго до института. Вообще мы с ним всегда были родные люди. Мы с Юрой были знакомы еще по Ровеснику, потом вместе учились... Я его ревновала — очевидно, потому, что сильно ненавидела одно время. Он был красавчик, и вокруг него всегда девчонки жужжали. Он был избалован женским вниманием, а я была вся такая независимая. Позже он признался, что заприметил меня сразу: я, по его мнению, была похожа на Дубравку (ред. ? героиня одноименного популярного в то время фильма Радомира Василевского). И правда, я такой тогда и была, могла, если что, сигануть со скалы, лишь бы меня никто не сломил... Мы с ним с первого курса очень много партнерствовали, переиграли много влюбленных пар, и однажды я поняла, что ближе этого человека у меня никого нет. Никто так, как он, и сейчас меня понять не может. Для многих, но не для нас, женитьба случилась вдруг... Но вот с тех пор 30 лет с лишним уже живем вместе. Эта встреча тоже была судьбоносной. Если бы мы с ним не встретились, то я даже не уверена, был бы мой путь таким, каким случился.
? Татьяна Петровна, правильно ли я понимаю, что вы стали работать в пермском ТЮЗе не сразу после окончания института?
? Нет, не сразу. Мы уехали в прекрасный театр в Лысьву. Это были чудесные годы! Затем мы с Юрой переехали в Магнитогорск, где наш педагог оказался во главе театра. Мы к нему приехали и там тоже много играли. Везде как-то все складывалось, но тянуло домой, в Пермь. Потому что где бы я ни была, ? если разговор заходил о театре, о театральной публике, везде говорили, что такого второго города в России нет! У нас раньше было очень много гастролеров ? московские, питерские театры, Прибалтика, театры из Средней полосы. Все приезжали к нам. Все помнят Пермь, потому что отличный зритель был у нас! Поэтому и театры у нас были сильные всегда. Магнитогорск ? прекрасный город, великолепный, жить там просто здорово, но зритель не ходил в театр. Для меня это было шоком. Потому что нас — артистов — порой на сцене было больше, чем зрителей в зале. А тут всегда полные залы, причем и в будни! В Перми же были театральные традиции и понимающий зритель, а там городу всего-то 50 лет. И мы сюда вернулись. Это было в конце 84-го года. Уже более 20 лет мы снова в Перми.
? Где родился, говорят, там и пригодился. Говоря «сюда», вы имеете в виду конкретно этот театр?
? Я вам совершенно удивительную штуку расскажу. Когда мы учились еще на 4 курсе в институте культуры, то на этой сцене, а тут тогда был драмтеатр, шел спектакль Сердце продолжает стучать, который поставил Никита Ширяев. Мы танцевали в массовке ? изображали сны и мечты главных героев. Но мы очень гордились, что находимся на сцене рядом с настоящими артистами. И я тогда загадала: Хочу работать на этой сцене!. Я ж не знала, что тут потом будет ТЮЗ, и когда это случилось, то я в какой-то момент поняла, что вот ? мечта моя заветная и исполнилась... Наверное, где-то там, наверху, у меня есть Ангел. Он услышал мою просьбу, и я могу только его благодарить за то, что он меня опекает и держит именно на этой сцене! Пока я ей, видимо, еще нужна и тут буду, несмотря на то, что стала плотно заниматься педагогикой. Поскольку я приняла кафедру (ред. ? Татьяна Петровна Жаркова ? заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера ПГИИК), то львиная доля моего времени проходит теперь в институте. И в то же время я понимаю, что пока мне будут давать играть на этой сцене, ? я буду жить! А она меня будет питать!
? Но вы не только играете на этой сцене, но и ставите...
? Самое сложное поначалу было играть в спектакле, который сам поставил. Это ? такой мощный контроль в голове. Ты начинаешь отключаться и смотреть со стороны, как артисты работают. Сначала очень трудно было совмещать. А сейчас ? наоборот. Видимо дошла и дозрела до того, чтобы отбросить все. И теперь я с удовольствием отбрасываю контроль над всем (и над собой) и играю вместе со всеми. Я получаю невероятное удовольствие, когда встречаюсь на сцене с актерами, с которыми прожила столько лет в театре, с молодежью, которая выросла у меня «на руках». И они теперь ? мои полноправные партнеры. Некоторых я очень даже уважаю. Могу сказать, что, наверное, здесь мне медом каким-то творческим намазано.
? Как вы успеваете играть на сцене, ставить спектакли, преподавать и еще кафедрой заведовать?
? Я себе задавала вопрос: А зачем оно мне надо?. Начинать в таком возрасте «въезжать» в научную работу или составление учебных планов — дело непростое. Кроме того, теперь я отвечаю за то, что не я создавала и не я начинала, но именно я должна доводить до завершения. А еще я стала понимать, что в моих руках иногда может оказаться судьба человека. В данном случае ? студента. Например, его хотят отчислить. Или у него с педагогом конфликт. Я же должна предложить путь, как выбраться из этого. Наша задача ? дать человеку возможность доказать, что он может, потому что творческая личность часто очень необязательная и разбросанная. Иначе она не была бы художественной личностью...
? В этом году ТЮЗ открывает сезон спектаклем Безымянная звезда и одновременно чествует вас как юбиляршу. Вы в этом спектакле не играете. Но вы ? режиссер спектакля. Таким образом, 11 сентября нас ждет бенефис Жарковой-режиссера, а не Жарковой-актрисы, на счету у которой масса великолепных сценических образов...
? Вы знаете, я вообще не очень люблю юбилеи. Сразу возникает ощущение не праздника, а похорон. Ты еще не умер, а тебя уже отпевают. И поэтому хотелось бы чего-то другого. Я могла бы устроить бенефис. Но у меня сейчас, во-первых, роли странные. Ну что, мне Бабу-Ягу в бенефис играть? (смеется). Представьте себе, я вся в мыле, отскакав спектакль Как Баба-Яга сына женила, выхожу на сцену и принимаю поздравления. Замечательно (смеется)! Но в данном случае Михаил Юрьевич Скоморохов сделал мудрое предложение ? в юбилей назначить спектакль, который я поставила. А главное, ? чтобы в нем играла не я, а мои ученики, среди которых есть и моя дочка Ксения, которая тоже носит фамилию Жаркова. Она очень на меня похожа в этой роли. Не внешне. Внешне она больше похожа на мою и на Юрину маму, она ? бабушкина внучка. Но вот в жестах, в мимике, в психофизике она ? я.
Не хочу в юбилей смотреть старую хронику и вспоминать, как молоды мы были и тому подобное. Мало того, ? этот спектакль мне дорог, потому что это ? загадочная история о мечте, о звезде, которая никогда не сходит со своей орбиты. Мне близка по теме эта история. Безымянная звезда ? это редкий для нынешнего времени позитивный материал. Но в этой пьесе достаточно драматизма, в нем много хороших ролей, которые играет хорошая команда. В спектакле играют артисты, с которыми я также много лет на сцене провела. Я на самом деле очень люблю заходить в зал, когда играют Звезду и смотреть, как реагирует зритель. Ну, понятно, что в конце все хлюпают носами. Но не потому, что я так ставила, а так написал гениальный автор. Не потому что человек должен сожалеть о том, что он не сделал, а потому что никогда ничего не поздно совершать. Потом можно посожалеть... Надо верить и делать!
? Можно это считать вашим кредо?
? Наверное, да. Я стараюсь делать. Другое дело, что отчаяние возникает, когда заканчиваются собственные силы. Потому что если у тебя есть вера в то, что ты делаешь, у тебя всегда будут силы, и ты найдешь поддержку. И самое главное ? нужно видеть ту звезду, которая тебя зовет. Идти к ней и верить! Мы не остановимся и не потеряемся на своем пути, если над нами будет та самая звезда!
Для справки:
Жаркова Татьяна Петровна. Артистка и режиссер-постановщик. Заслуженная артистка РФ (2005г.). Член Союза театральных деятелей РФ (1982г.).
Окончила Пермский институт культуры (1979г.) и Театральное училище им. Б.В. Щукина (ВУЗ) по специальности Режиссура драмы (заочно, 1998г).
Работала актрисой в театрах г. Лысьва и Магнитогорска. С 1984 г. по настоящее время актриса и режиссер-постановщик Пермского ТЮЗа. Яркая, характерная актриса Т.П.Жаркова на сцене Пермского ТЮЗа сыграла около 40 ролей: Анна Андреевна в Ревизоре Н.Гоголя, Сегедилья Марковна в водевилях За великое чувство любви! М.Зощенко, И.Ильфа, Е.Петрова, королева Маргарита в "Ричарде IIIВ.Шекспира, Флора в Человеке и джентльмене Э. де Филиппо, Ирина Блинова в Блин-2 А.Слаповского, Мама в Не про говоренном М.Покрасса, Гиммлер в Чонкине В.Войновича, Лизавета в Охоте жить!.. В.Шукшина и другие.
Как режиссер-постановщик поставила спектакли в театрах Перми, Кудымкара, Лысьвы. В Пермском ТЮЗе ? около 20 спектаклей: " Робот пятого поколения, Тринадцатая звезда, Стеклянный, Оловянный, Деревянный В.Ольшанского, Сказка о золотом петушке А.Пушкина, Золотой человек А.Гуркина, Недоросль Д.Фонвизина, Любимая девочка дяди Федора Э.Успенского, Лжец П.Корнеля, Волшебное кольцо Б.Шергина, «Хоттабыч возвращаетсяВ.Тимошина, Людвиг четырнадцатый и Тутта Карлссон единственная Я.Экхольма, Не про говоренное М.Покрасса, Не покидай меня А.Дударева, "Три сестрыА.Чехова, Безымянная звезда М.Себастиана, Вечер водевилей (по пьесам А.Шаховского Замужняя невеста и Ф.Кони Жених по доверенности), Малыш и Карлсон А.Линдгрен и другие.
Беседовала Нина Соловей
Фото Дмитрия Овчинникова, а также из личного архива Т. Жарковой.