Поэт, авиатор, агроном, рыбак, лектор, плотник – список увлечений поэта-футуриста Василия Каменского огромен. Он на равных общался с Мейерхольдом и Малевичем, дружил с Хлебниковым и Маяковским. Первым взмыл в пермское небо и ввел в обиход слово «самолет». На своем «Блерио» он отрывался от земли не ради рекордов высоты или расстояний, а для того, чтобы дотянутся до облаков. В субботу в Доме-музее Василия Каменского каждый сможет построить свой летательный аппарат – здесь пройдет поэтический праздник «Звенидень».
«Что за прелесть быть пилотом,
Над гнилым взлететь болотом...»
Летом 1911 года Василий Каменский привез в Пермь свою летательную машину «Блерио» и пытался взлететь с ипподрома. Посмотреть на такое сразу же собрались любопытные горожане: до этого дня в Перми таких механизмов не видали. Автомобиль и тот был в новинку: тогда на весь город их было всего два, в основном пермяки прибегали к услугам извозчиков. Картина была завораживающая: аэроплан с широким крылом и экстравагантный Каменский. Прорваться к облакам тогда не удалось. Самолет при взлете зацепился крылом за забор и рухнул на землю. Над пилотом вдоволь посмеялись местные газетчики. Впрочем позже полеты все-же состоялись и летал футурист-поэт-авиатор выше соборной колокольни. Он парил над Камой, а пассажиры пароходов прятались по каютам – боялись, что крылатая машина рухнет.
Самолет «Bleriot XI», на котором летал Василий Каменский, совершил свой первый полет в 1909 году. Его фюзеляж был сделан из ясеня и имел поддерживающие стойки и проволочные растяжки. Крылья были выполнены из дерева и могли поворачиваться, обеспечивая тем самым поперечную управляемость. Основные стойки шасси состояли из двух больших велосипедных колес. На таком самолете летали вплоть до 1931 года.
На средства от полетов Каменский смог купить участок земли в сорока километрах от Перми. Здесь он построил хутор, причем сам: проектировал постройки и не выпускал из рук топора. Дом-пароход с импровизированным капитанским мостиком стал для поэта творческой лабораторией и пристанищем на долгие годы. К этой усадьбе никогда не зарастала народная тропа. Здесь собирались поэты, художники, музыканты: Василий Каменский был очень гостеприимным человеком, себя в шутку называл «непромокаемым оптимистом», а свой терем в Троице – домом отдыха. В такой красоте и тиши поэт прожил двадцать лет – с 1932 по 1951 год. Причем, активно прожил: был даже депутатом Троицкого сельского поселения!
Портрет Василия Каменского может появиться на фасаде дома по ул. Каменского, 4. Новый объект уличного искусства планирует создать стрит-артист Александр Жунев. Сейчас автор собирает средства на ремонт межпанельных швов. Работы начнутся после ремонта стены.
«В субботу, 4 июля, в Доме Каменского состоится поэтический праздник «Звенидень», – сообщают в Пермском краеведческом музее. – Это значит, что снова к нам в гости соберутся поэты и писатели, актеры и музыканты, будут читать свои стихи, петь песни, разыгрывать спектакли и смешные миниатюры. Весь день будут работать творческие мастерские, каждый гость праздника сможет стать автором новых слов, вставить свою строку в общее стихотворение, а те, кто придёт к началу праздника, станут свидетелями прибытия в Троицу первого в истории агит-трактора!».
Василий Каменский превращал свои полеты в словесные водовороты и говорил, что стал поэтом потому, что был пилотом. Но в последние годы жизни поэт и авиатор совсем обезножил: не то что летать – ходить не мог. Говорят, в то время он брал в руки карандаш и рисовал: небо, самолеты и причудливых механических стрекоз. Так вот, устремиться в небо, подобно Василию Каменскому под силу каждому пермяку. На празднике в Троице можно построить самолет и запустить его в облака.