В театре кукол представят премьеру «Снежная королева» по мотивам сказки великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена.
«Снежная королева» – четвертая постановка режиссера Александра Янушкевича на посту художественного руководителя Пермского театра кукол. Вместе с ним премьеру готовят художник Татьяна Нерсисян и композитор Александр Литвиновский, образный и музыкальный стиль которых пермской публике хорошо известен по спектаклям прошлого театрального сезона – «Нармахнар» и «Толстая тетрадь» (лучший спектакль 2015 года, по версии жюри Пермского краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса»). За хореографическую составляющую отвечает главный балетмейстер Пермского академического Театра-Театра Ирина Ткаченко.
На фоне преимущественно коротких сказок Андерсена «Снежная королева» выглядит королевской особой – она крупнее прочих и сложнее по структуре, интересна для читателей всех возрастов. Для юной публики это волшебная история о силе дружбы, верности и чуткости к окружающим. Для взрослых – уже не просто рассказ о девочке Герде и мальчике Кае, а притча о добре и зле, воспоминании и забвении, Боге и дьяволе, жизни и смерти.
Семь частей повествования – семь картин спектакля. Рассказ начинается с пролога о тролле, смастерившем зеркало гримас, осколки которого попали в сердце и глаз Каю и сделали его беззащитным к чарам Снежной королевы, а заканчивается долгожданным возвращением героев домой. В лучших традициях кукольного жанра в спектакле мало слов и много колоритных образов и интересных режиссерских находок.
Спектакль играется на планшете сцены, обрамленном тремя белыми стенами, на которые транслируется видеоряд. Объем возникает от сочетания кукол разных размеров с игрой живых актеров, одетых в диковинные костюмы (чего стоят хотя бы персонажи-тролли – красные многорукие злодеи с глазками-бусинками и длиннющими бородавчатыми носами).
Увлекая маленьких зрителей, режиссер Александр Янушкевич параллельно ведет диалог со взрослой аудиторией. Он предлагает в странствиях Герды увидеть отражение античного мифа об Орфее и Эвридике, а образ Снежной королевы воспринимать как реплику типичной героини скандинавских сказок – Ледяной девы, приносящей смерть. Подобные сюжеты Андерсен воплощал в своих текстах с поразительной легкостью и свободой (потому он так любим читателями всего мира: настоящие народные сказки, как всякий фольклор, – всегда в легких отношениях со смертью).
Обратиться к этой сказке в преддверии Нового года и Рождества – значит подобрать истинное значение слову «Вечность», которое по замыслу писателя и постановщиков спектакля заключается не в получении подарка («всего света и пары новых коньков»), а в спасении души. Правда, для этого нужно быть чутким, как Герда. На пути к своей цели («у Северного полюса, на острове Шпицберген», где расположен дворец Снежной королевы) девочка проходит через разные страны и континенты, встречает волшебного помощника (Ворона) и волшебного проводника (Оленя) и взрослеет после каждого нового испытания.
На многослойную схему сказки накладываются фантазии художников – и возникает насыщенная смыслами конструкция. Чтобы зрители «Снежной королевы», следуя за Гердой и Каем, стали за минувший час чуточку мудрее и взрослее, оставаясь при этом всё так же «детьми сердцем и душою».
Премьера пройдет 19 декабря в Пермском театре кукол.
Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) – великий датский писатель, поэт, драматург, очеркист, автор более 400 сказок, переведенных на все языки мира. Его литературное наследие обширно и разнообразно, но весь мир видит в нем прежде всего сказочника. Он и сам ощущал себя, главным образом, в этой роли: его автобиография так и называется «Сказка моей жизни». Сказки Андерсена – его автопортрет и в то же время оттиск эпохи первой половины XIX века: с ее стремлением к простоте и практичности, к комфорту, к интимным сентиментальным образам и поэтизацией предметного быта. Андерсен – первый писатель, с теплотой и сочувствием открывший массовому читателю внутреннюю жизнь обычных вещей: будь то фарфоровые Пастушка и Трубочист, или Перо и Чернильница, или уличный Фонарь. Их образы мыслей и поступков описаны так подробно и находчиво, что невозможно усомниться в их реальности и невозможно их не полюбить – сказочных героев и самого автора.