Город Развлечения «После этого спектакля вы захотите обнять близких»: в пермском театре кукол показали «Превращение» Кафки

«После этого спектакля вы захотите обнять близких»: в пермском театре кукол показали «Превращение» Кафки

Режиссер и художник – лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска».

На протяжении всего спектакля на сцене находится нечто, похожее на человеческое тело

28 и 29 июля в 19:00 в Пермском театре кукол показывают ожидаемую премьеру – спектакль «Превращение» (18+) по мотивам одноименной новеллы Франца Кафки. Режиссер и художник – лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска».

Повесть была написана в 1912 году, главный герой – Грегор Замза, однажды проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Грегор Замза сохраняет рассудок и осознает происходящее. Его близкие: отец, мать и сестра меняют свое отношение к Грегору, он становится отвратителен им. Спустя некоторое время мать пытается забрать из комнаты Грегора мебель, видит сына и от испуга падает в обморок. Грегор выползает из комнаты, и отец бросает в него вазу с яблоками. От полученной раны Грегор умирает, а семья радуется, что избавилась от него.

На "теле" главного героя и разворачиваются действия

«Превращение» в театре кукол – совсем не детский спектакль. Зрители, входящие в затемненный зал, видят на сцене что-то, напоминающее человеческое тело, накрытое простыней. Это кукла, слепленная с актера Владимира Пенягина, сыгравшего роль души Грегора Замзы. Все действие происходит на этой кукле, а душа главного героя наблюдает его со стороны, пытаясь вмешаться в происходящее, и не веря, что это правда. Душа Грегора – единственный персонаж в спектакле, которого играет человек, а не кукла.

Спектакль поставил челябинский режиссер Александр Борок

Режиссер-постановщик Александр Борок (Челябинск) считает, что ужасно не превращение Грегора в жука, а то, как изменилось отношение его близких к герою. Именно поэтому спектакль начинается с рождества и библейской истории этого праздника. Грегор заново рождается, после превращения он не лучше и не хуже, а просто другой.

Спектакль начинается с празднования рождества

– Превращение в жука, несомненно, и есть основная глобальная метафора, за которой может скрываться всё, что угодно: сын мог внезапно получить инвалидность, у него могла выявиться неизлечимая болезнь, могла произойти внезапная смена его социального статуса, – говорит Александр Борок. – И вот здесь как раз и происходит истинное «превращение» – это не герой меняется, а меняются в своем отношении к нему члены его семьи.

Эскизы кукол разработал разработал московский художник Виктор Никоненко

Режиссер отмечает: после этого спектакля у зрителей должно возникнуть желание вернуться домой и обнять своих близких. По своей задумке и настроению постановка перекликается с фильмом «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. – Все начинается с нелюбви, – говорит Александр Борок.

А сделали кукол пермские бутафоры

Этот спектакль – не иллюстрация новеллы Кафки, а «фантазия на тему». Зрителей ждет много сюрпризов. Режиссер по-своему интерпретирует смысл произведения, вводит новых персонажей, которых не было в оригинале, и обращается к эпохе, в которую было написано «Превращение». Музыку к спектаклю написал талантливый московский композитор Андрей Занога. Она создавалась прямо в процессе репетиций, поэтому звуковое сопровождение очень органично вплетается в действие, музыка «говорит» со зрителями. Главный саундтрек спектакля представляет собой странный микс рока и фортепианной музыки.

"Превращение" разрушает стереотип о том, что кукольные спектакли - всегда детские

– «Превращение» – это спектакль, в котором музыка играет очень серьёзную роль, – говорит Андрей Занога. – Она звучит практически без перерыва, от начала до конца, она везде. И мы с режиссёром в шутку называем это балетом, потому что в некоторых сценах актёрам нужно чётко попадать в такт.

В отличие от повести в спектакле превращение Грегора в жука происходит постепенно. Шаг за шагом герой превращается в насекомое, и вместе с ним «превращаются» и его близкие. Для того чтобы достигнуть такого эффекта, в театре создали множество кукол-Грегоров. Как рассказывают актеры, этот спектакль очень сложный технически, в нём используются планшетные, шарнирные куклы с самофиксацией (как в мультипликации) и штоковые марионетки. «Лица» главных героев создаются из папье-маше: 7-8 слоев спрессованной, крафтовой и газетной бумаги, смешанной с клеем. Кукол разработал московский художник Виктор Никоненко, который уже работал с произведениями в жанре фантастического реализма: «Убить Кароля» Славомира Мрожека, новеллами Габриэля Гарсия Маркеса.

Художник-постановщик Виктор Никоненко уже работал с произведениями в жанре фантастического реализма
Для спектакля создали несколько кукол-Грегоров

В Перми спектакль по Кафке ставят во второй раз. До этого в 2013 году в театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Замок» по одноименному произведению, но потом спектакль сняли с репертуара.

Премьерные показы «Превращения» пройдут 28 и 29 июля в 19:00. В следующий раз спектакль можно будет увидеть уже в сентябре.

Фото: Сергей Федосеев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем