5 июня пятница
СЕЙЧАС +18°С

Брегович сыграл похоронный марш «Белым ночам»

На концерте «Свадебно-похоронного оркестра» в Лос-Анжелесе Том Вэйтс два с половиной часа отплясывал под зажигательные цыганские песни. На оупен-эйре Горана Бреговича и оркестра в Перми 20 июня среди зрителей слегка пританцовывал экс-губернатор Пермского

Поделиться

На концерте «Свадебно-похоронного оркестра» в Лос-Анжелесе Том Вэйтс два с половиной часа отплясывал под зажигательные цыганские песни. На оупен-эйре Горана Бреговича и оркестра в Перми 20 июня среди зрителей слегка пританцовывал экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Маэстро Брегович на протяжении всего концерта почти не вставал со стула, своеобразно дирижировал оркестром, слегка потряхивая кудрями. Этого было достаточно – энергетику бьющую со сцены можно было сравнить разве с ударной волной небольшого, но ядерного взрыва. Балканские цыгане – они такие. В концерте прозвучали песни с альбома «Алкоголь: шампанское и сливовица», а также известные хиты из саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы и музыка из «оперы для бедных» Горана Бреговича «Кармен со счастливым концом».

«Мы можем быть разными, – говорит со сцены Горан Брегович. – Можем на похоронах играть». И тут же в доказательство звучит похоронный марш, что в контексте ситуации с новым губернатором Пермского края и фестивалем «Белые ночи» могло показаться актуальным. «Можем быть, экспрессивными и веселыми», – продолжает маэстро. И оркестр гремит безумную, разудалую балканскую свадебную музыку.

Говорил сербский музыкант по-сербски или по-английски – понятно было все. Но самый понятный язык – это музыка и песни. Истории музыкантов оркестра Бреговича очень разные. Саксофонист, профессор двух академий, трубачи – просто музыканты, которые играют на похоронах и свадьбах, а вокалист, который по совместительству играет на перкуссии, – беглый цыган из Косово. Женский хор – солистки известного болгарского хора.

Горан Брегович держит дома автомат Калашникова – это один из подарков маэстро. Одноименный хит взорвал фестивальную площадь уже на «бисах» музыкантов. Брегович тоже пел в храме, но, в отличии от Pussy Riot, его оттуда не выгоняли, а платили за это деньги. Одним из самых важных людей в своей жизни сербский музыкант считает Эрика Клэптона. В 17 лет юный Горан начинал как музыкант в итальянском стриптиз-баре. Он говорит, в свои 17 видел большее обнаженных женщин, чем все дети Югославии вместе взятые. И, возможно, жизнь так бы и прошла, ведь все было хорошо: музыка, деньги, обнаженные девушки. Но именно тогда появился Эрик Клэптон и его группа. Музыка, которую услышал Брегович, полностью развернула его жизнь. «Я стал играть такую же свободную музыку в стриптиз-баре, и меня сразу выбросили на улицу». Однако жизнь идет по кругу, и примерно год назад Эрик Клэптон ожидал Горана Бреговича в Белграде, где и случилась встреча двух легендарных музыкантов. Оказывается, первый диск Бреговича Клэптону однажды дал послушать режиссер Мартин Скорсезе, и с тех пор гитарист покупал и слушал пластинки «югославского Мика Джаггера».

Зрителей, если верить счетчикам портала open-city.tv, было не менее 15-20 тысяч человек. Людей можно было встретить абсолютно разных: хипстеры соседствовали с благообразными бабулями, а пермская бардовская тусовка с рок-н-рольными музыкантами. Это неудивительно. Брегович – выдающийся современный композитор. Он достиг, может быть, не меньшего, чем в свое время Стравинский в области академической музыки и русского фольклора – музыке цыган в интерпретации Горана Бреговича рукоплескали слушатели в самых престижных концертных залах мира: нью-йоркском Lincoln Center, парижском Zenith, лондонском Barbican Hall. Концерты артиста проходят при неизменном аншлаге, и только в Париже за минувший сезон маэстро Брегович выступил 4 раза.

Выступление «Свадебно-похоронного оркестра» впечатляет своей темпераментной красотой. Это глубокий звук духового оркестра, это женский хор в цыганских свадебных платьях, это обаятельный, одетый во все черное молодой солист, обладающий удивительным голосом. Сам маэстро Брегович, весь в белом, сидит рядом с солистом, играет на гитаре и своеобразно управляет оркестром, что-то выкрикивая и взмахивая руками. Усидеть на месте невозможно.

Одна из последних работ маэстро Бреговича – опера «Кармен со счастливым концом» – была исполнена около 150 раз по всему миру, в том числе в Буэнос-Айресе, в Бейруте, Тель-Авиве, Сеуле. Некоторые песни из этого произведения прозвучали и в Перми. «Это простая опера для бедных, – рассказывает в интервью радиостанции «Маяк» Горан Брегович. – Обычно для создания большой оперы какой-нибудь министр культуры дает много денег, а «Кармен» – это такая маленькая опера, которая играется почти за чаевые. Ее можно сыграть на свадьбе. И, естественно, это история со счастливым концом. Когда я писал ее, я представлял, что эту оперу вполне могли бы сыграть цыгане, и понял, что им нужен счастливый конец. Есть такой анекдот. Цыганский мальчик заходит в комнату и видит, что его бабушка смотрит порнофильм. Он спрашивает: «Бабушка, что ты делаешь?» Она отвечает: «Я просто смотрю и жду, мне интересно, поженятся ли они». Цыганам нравится, когда люди женятся в конце – вот и в моей опере так же».

Возможно, если бы Брегович захотел – все зрители концерта переженились бы прямо в фестивальном городке. Это, кстати, абсолютно законно можно сделать в Картонкамске. Как Пермь хором поет песни Горана Бреговича и как прошло одно из главных событий фестиваля «Белые ночи в Перми» – смотрите в нашем видеосюжете. Полную версию концерта смотрите здесь.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!