Развлечения Что расскажет город несвободы?

Что расскажет город несвободы?

Красновишерск – самый северный город Прикамья. Этот северный край знают по его удивительной природе: река Вишера, горы Ветлан и Полюд. А Красновишерский заповедник в этом году объявлен главным чудом Прикамья. Но почти не помнят, что именно на Вишере появился первый лагерь ГУЛАГа, где отбывали срок 72 тысячи заключенных. Кроме того, слишком мало говорят о том, что здесь постепенно теряют свою культуру и забывают язык два уникальных народа – манси и коми-язьвинцы.

Вишлаг – детство ГУЛАГа

«Каждый мой рассказ – это пощечина сталинизму».
Варлам Шаламов

До сих пор Красная горка на Вишере – особое место. От лагерных построек не осталось уже ничего. В самом Красновишерске сохранилось только несколько построек 1930-х, остались фрагменты соцгородка при комбинате, построенного руками сотен заключенных Вишлага.

Первый трудовой лагерь СССР появился на Вишере. Это тот самый Вишлаг, о котором писал Варлам Шаламов в антиромане «Вишера». 20 лет своей жизни писатель провел в лагерях. Свой первый срок (1929-1932 г.г.) Шаламов получил за распространение «завещания Ленина» и отбывал его на стройке двух гигантов первой пятилетки – березниковского химического комбината и вишерского ЦБК – это первые стройки ГУЛАГа.

Жертвы сталинских репрессий строили ЦБК и заготовляли лес. Вишлаг (четвертое отделение Соловецкого концлагеря) отличался высоким уровнем гибели среди заключенных. В голодном для страны 1933-ем смертность здесь вдвое превышала среднюю по ГУЛАГу в целом.

«Нам представлялось, что «детство» ГУЛАГа было относительно мягким, – рассказал ранее в интервью «Пермским новостям» директор музея «Пермь-36» Виктор Шмыров. – По мере углубления в материалы наши представления поменялись. Тут была такая чудовищная эксплуатация, что она попала даже в поле зрения плановой группы ГУЛАГа, и та писала руководству о недопустимых методах управления. Не то чтобы ее волновало здоровье людей. Но нещадная эксплуатация порождала огромное количество инвалидов, из-за которых снижалась производительность труда. В голодном 1933-м по стране умерло 17% заключенных. На Вишере – 39%. Вот цена, что заплачена за наши заводы».

В Вишлаге находились 40 тысяч заключенных. Всего за восемь лет через него прошли более 72 тысяч человек. От голода и истощения умер каждый пятый. В связи с решением «важнейших задач промышленного строительства» ликвидирован в 1934 году. Отделения Вишлага были в Чердыни, Соликамске, Березниках.

Хрупкая летопись

Сейчас у Красновишерска появилась своя, в буквальном смысле, хрупкая летопись: местному архиву переданы около полутысячи фотонегативов на стекле о прошлом города-лагеря. Хрупкие фотонегативы запечатлели время строительства Вишерского бумкомбината и города. Уникальную коллекцию перевели в цифровой формат и объединили в документальный фотоальбом-книгу. Снимки публикуются впервые.

Как рассказал руководитель красновишерского архива Константин Остальцев, это редчайшая коллекция фотонегативов на стекле. «Негативам восьмой десяток лет, и время их не щадит. С годами слабеет фотоэмульсия, которой нужны особые условия хранения. Многие стекла дошли до нас уже поврежденными – со сколами, царапинами, трещинами, – отметил архивариус. – Мы максимально бережно оцифровали негативы. Особенно важно, что на многих снимках запечатлены люди – рабочие и строители Вишлага. Есть надежда, что кого-то из них могут узнать родные».

Удалось найти и генеральный план Вишлага. Документ сохранился, и Вишлаг удалось восстановить в виде миниатюрной диорамы.

Когда вымывает корни

На Вишере живут сразу две уникальные народности – коми-язьвинцы и вишерские манси. Последних на красновишерской земле осталась всего одна семья – Бахтияровых. А если говорить еще честнее, традиции, родной язык и этническую самобытность сохранил только Бахтияров-старший. Он отшельником живет в Вишерском заповеднике, работает егерем. Живет охотой, в городе остались дети Алексея Бахтиярова. Территория Вишерского заповедника – это родовые земли последних манси Прикамья. Бахтияровы – потомки тех манси-оленеводов, которые еще в 19-начале 20 века кочевали по вишерским землям.

Сегодня от некогда большого клана осталось лишь несколько человек. Изменился образ их жизни, рассказал журналист-исследователь Ян Кунтур. «Манси обрусели, живут, в основном, в городе. К сожалению, быстро спиваются. В Свердловской области работают целые программы, чтобы сохранить культуру этого этноса, в Пермском крае манси постепенно исчезают», – отметил Ян Кунтур.

Летом этого года о последнем манси Вишеры Алексее Бахтиярове сняли документальный фильм «Кял-Келе». Егерь все еще хранит в своей памяти те времена, когда на склонах гор Северного Урала, теперь это Вишерский заповедник, паслись крупные оленьи стада, на пастбищах стояли чумы, а после удачной охоты люди отмечали «медвежий праздник».

Возможно, к проблеме, как сохранить самобытность манси, привлечет внимание то, что на сегодня главным чудом Пермского края признан Вишерский заповедник по итогам регионального этапа конкурса «Чудо России».

А пока в Красновишерске создали этнопарк. Прямо на берегу Вишеры восстановлены коми-язьвинская и русские избы, привезенные из деревень Ванькова и Дуброва. На дереве воссоздали охотничий лабаз, по соседству появился мансийский чум. Это настоящие старинные постройки. Это не расписные новоделы. Реконструировали подлинные здания.

Таких парков на Урале очень немного – Хохловка, парк истории реки Чусовой, Верхняя Синячиха под Екатеринбургом. Население уже очень слабо представляет быт русского народа, не говоря уже о манси и коми-язьвинцах, поделились авторы этнопарка.

Фото: Фото автора, а также предоставлены организаторами проекта «Хрупкая летопись», видео автора, монтаж Андрея БЕЛОУСОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем