Развлечения Клады в Чердыни находят даже свиньи

Клады в Чердыни находят даже свиньи

Север Пермского края богат находками кладов. Сасанидское серебро, и пермский звериный стиль, русские, арабские, иранские или прочие какие монеты, купеческие схроны... Много чего. В библиотеке имени Горького презентовали книгу профессора Георгия Чагина «Чердынские клады. Сокровища археологических коллекций». Это настоящие истории настоящих сокровищ. Путеводитель по самым «вкусным» археологическим коллекциям.

Вокруг кладов в Чердынском районе целый калейдоскоп примет и суеверий. Кто знает, сколько еще драгоценных тайн хранит в себе древняя земля Перми. Может быть «черные» археологи, которые каждый год беспрепятственно «перепахивают» сакральные места и захоронения?

В книге «Чердынские клады» есть не только изображения и описания драгоценностей, но и самое интересное, – истории находок кладов. Кроме этого, впервые публикуются цифровые изображения многих предметов из «чердынских кладов».

Термин «Чердынские клады» хорошо известен в среде профессиональных археологов. Уникальные артефакты, которые находили и продолжают находить на территории Чердынского района, хранятся в коллекциях Эрмитажа, Государственного исторического музея, музеях Пермского края. Это знаменитое восточное серебро, серебряные украшения, монетные клады, предметы пермского звериного стиля. Идея и реализация проекта – бюро музейных и издательских проектов «Литер-А», автор текста и аннотаций – доктор исторических наук, профессор Георгий Чагин.

Вниманию читателей несколько фрагментов из книги «Чердынские клады». Текст интригует и по-настоящему разжигает любопытство. Например, впервые опубликованный текст завещания некоего Семена Кузьмича Митрофанова. Это самое раннее повествование о чердынских кладах датируется 1729 годом. Оригинал текста трудно читаем, поскольку язык письма сильно устаревший. Неизвестный хозяин спрятал 79 500 рублей российскими монетами и серебряными копейками. Монеты были уложены в сосуд. Как подсказывают завещание и книга, поиски клада нужно было начинать от Соликамска, поднявшись вверх по Каме примерно 50 верст, найти речку Лычевку.

Там находится древнее село Лимеж Чердынского района. Село раскинулось в междуречье Камы и Вишеры, это место в древности считалось сакральным. Возможно, название поселка происходит от имени языческого бога.

Описанный в завещании клад был спрятан в овраге по речке Лычевке, примерно в версте от Камы. Он был прикрыт досками, засыпан землей толщиной в аршин. Сверху его местонахождение обозначалось «огнищем», то есть углями. Еще примета – возле оврага, где находился клад, росла ель, верх которой обозначался крестом с пятью рубежками, то есть насечками и тесниной с южной стороны.

Автор завещания подсказывает, как поступить, если на огнище ели не будет. Нужно измерить обозначенное расстояние от речки по овражку 10 сажен и из овражка в гору пять сажен. Тайной остается, кто был хозяевами клада, кем был автор завещания. Да и найден ли сам клад – неизвестно.

По данным ученых в Чердынском районе нашли 59 кладов, большая часть которых происходит из Ирана и Византии. Найдено более 200 предметов. Это вещи переданные в музеи и исследованные археологами. Находки чаще всего случайны. Причем роль случая боле чем наглядна. К примеру, вот рассказ колхозного бригадира, Ивана Степановича Могильникова: «Давал наряд вспахать поле «Узнайково».

Когда взглянул на вспашку удивился: поле вспахано только в середине, а углы остались нетронутыми. По четырем углам пропадает добротная земля. Это не по-хозяйски. Решил сегодня же вспахать углы плугом. Вспахал первый угол, потом второй, занялся за третий. Идя за плугом, услышал какой-то странный звук. Остановил лошадь. На глубине пахотного слоя увидел блестящий круг. Решил, что это диск для метания. Взял его, чтобы бросить в сторону. Приподнял и обомлел. Оказалось блюдо с гладким дном, а под ним, как бы под покрышкой, сложены стопкой еще два блюда... Дома очистил от земли, и блюда заблестели от позолоты. Об этой находке ни с кем не делился. Обсуждали в семейном кругу и решили передать в Чердынский музей...». Не поехал бы допахивать и ничего бы не нашел. Позднее находки были датированы VII веком и поступили в Эрмитаж.

Чердынская земля настолько богата сокровищами, что найти их могут даже свиньи. Так, в 1929 году, при необычных обстоятельствах были найдены серебряные гривны близ села Редикор.

«Деревенские ребята возвращались после купания домой и заметили в яме у полей свиней. Как только мальчишки приблизились к яме, животные убежали в деревню. На дне ямы были обнаружены две гривны. «Свиньи, убежавшие в деревню, – рассказывали жители, – подняли всех людей на ноги. Одна свинья шла по деревне с двумя кольцами на шее, блестевшими на солнце. Ребята заметили ее и стали ловить. Свинья с визгом и хрюканьем носилась по улице...»»

Легенды и суеверия

Клады не просто так закапывали в землю. Их заговаривали, что бы найти мог только конкретный человек, спустя конкретное время. Если другой человек добирается до клада, нечистая сила прячет его глубже в землю. Вот еще иллюстрация:

«Постоянно жил в Искоре. Когда новая власть стала разорять старую жизнь, задумался, куда спрятать два десятка золотых монет. Спрятать дома, на усадьбе, тут обязательно найдут. Решил унести на сторону, на Узкую улочку (скальный останец в тайге, близ села Искор, место древнего языческого святилища. – Прим. ред.). Так и сделал. А от отца узнал заговоры, что говорить, когда клад зарывают.

Ушел с деньгами на улочку ночью, чтобы никто не видел. Шел туда по Суседковой дорожке, по которой носили икону Параскевы на городище в девятую пятницу. Положил деньги в железную банку, закопал у скалы, место приметил углями. Заговорил на большое время и чтобы никто его не взял, кроме меня.

Прошло 40 лет с того времени. Жил в родном Искоре. Когда вышло заговоренное время и можно было идти за кладом, так ноги заболели. Сам идти не мог. Рассказал внуку и слова заговора сказал. Он ходил и не вышел. Так клад и остался в закопанном месте.

Видно правильно все поступил, по заповеданному. Раз клад заговорил на себя, другим он уже не отдается (Георгий Чагин слышал это рассказ от Ивана Максимовича Антонова 1886 г.р. в селе Искор в 1962 году).

При написании текста использованы материалы и иллюстрации книги «Чердынские клады», Пермь, «Литер-А», 2013.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем