Развлечения Как получить третий разряд по альпинизму?

Как получить третий разряд по альпинизму?

В Киргизии прошли учебно тренировочные сборы пермской федерации альпинизма и скалолазания. Спортсмены испытали себя в долине Дугоба. Это массив памиро-алайских гор.

Порядка 50 человек из Перми и края, в частности из города Чайковский, приехали в Киргизию, чтобы заниматься альпинизмом, проходить обучение, тренироваться. Подтверждать, защищать и повышать свои спортивные разряды.

Среди опытных спортсменов было 18 новичков. Один из них – Григорий Саранча. Григорий рассказал порталу 59.ru, как прошла поездка.

Григорий Саранча, спортсмен-альпинист третьего разряда: «Фактически мы были на Памире. Почти все новички закрыли третий разряд по альпинизму. Для этого пришлось пройти обучение: скальные, ледовые, теоретические, медицинские занятия. Мы совершили восхождение на пять вершин разных категорий.

Категории начинаются с 1А и заканчиваются 6Б. Чтобы получить третий разряд по альпинизму, нужно чтобы спортсмен сходил на две горы категории 1Б, две горы категории 2А и одну гору категории 2Б.

Начиная с 2А предполагаются сложности. Это участки с провешиванием веревок, перил, битьем крючьев и лазаньем. Как минимум, хождение в связках. Это серьезная и интересная работа.

Так вот. Самолетом из Екатеринбурга мы прилетели в город Ош. Раньше здесь проживали в основном узбеки. После конфликта узбеков с киргизами их оттуда повыгоняли. Город с историей более трех тысяч лет. Там проходил великий шелковый путь. По факту – город как город. Оттуда мы на автобусах, закупив на рынке продукты и шапочку поехали в долину Дугоба.

1 из 11

Путь наш пролегал через анклав. Это место где проживают люди иной национальности. В Киргизии есть два анклава, где живут узбеки. Что это такое? Это две границы. Проезжая анклав, мы сначала заехали на пограничный пост киргизов, затем узбеков. Потом проехали анклав, без права выйти из машины. Такого права у нас просто не было. Только проезд. В конце анклава мы пересекли сначала узбекскую границу, потом киргизскую. И вот-таки потом мы попали в ущелье Дугоба. Где находился и находится еще со времен СССР лагерь для альпинистов. Массово построенные деревянные многоэтажные корпуса, столовая, баня, прачечная – все это не работает естественно давным-давно. Там живет какая-то одна киргизская семья. Несколько зданий занимает девушка-женщина Лена, которая самотверженно развивает альпинизм в этом районе. Мы арендовали у Елены домик на семь человек. Чтобы после восхождений можно было спуститься в базовый лагерь и немного отдохнуть. Поспать на нормальных кроватях. Там начали готовиться к переходу в свой палаточный базовый лагерь. Он находился на высоте примерно 3500 метров над уровнем моря.

1 из 7

Сразу же начались шероховатости в организации. Так, вместо обещанных 20 ослов, которые должны были нам помочь перенести все тяжелые вещи, пришло только шесть осликов. Их просто больше нет в том районе. Первые ослики ушли уже под вечер, унеся на себе снаряжение и продукты. Один из ишаков ночью сорвался в пропасть и погиб смертью храбрых. Есть несколько версий о причинах случившегося. Первая – он умер от старости. Вторая – от человеческой несправедливости. Третья – просто подскользнулся. Так или иначе общественное снаряжение на круглую сумму он оставил на дне ущелья и в горной речки. Второй ослик, видимо, хотел спасти первого, но его удержали. Однако он успел скинуть два мешка продуктов. Это сильно затормозило наш переход в базовый лагерь. С другой стороны дало нам возможность получше акклиматизироваться.

Три дня мы перебирались в базовый лагерь, ставили палатки, натягивали тенты. Весь лагерь был разбит на звенья. Два звена новичков. Третье звено – третьеразрядники, звено второразрядников, ну и руководство. Постоянно в лагере находился главный тренер Татьяна Васильевна. Радист и еще несколько человек.

С собой у нас была метеостанция, рации. Серьезный, организованный базовый лагерь такой. После заброски несколько дней пришлось проходить акклиматизацию. В этом нам помог дождь. Затем погода наладилась и начались занятия, тренировки и восхождения.

После прохождения первой горы категории 1б, гора так и называется – новичок, мы спустились в лагерь и там нас ждал сюрприз. С одной стороны приятный, с другой не очень. Мы все сильно устали, это была первая гора. Одного мальчика из нашего звена срубила горняшка – это горная болезнь. Он, значит, позеленел и тому подобные вещи. Но при спуске оклемался. И тут нас окружили другие члены нашего лагеря, красиво разодетые, раскрашенные сажей и обмотанные изолентой. С криками «сейчас горный дух вам покажет!». В общем, это было посвящение в альпинисты. Оно мало чем отличается от посвящения в археологи, может кто-то знает, ну и наверное, посвящения в другие какие-то такие «цеховые» сообщества. Нас поводили по полосе препятствий, облили водой, поставили зеленкой клеймо «А» на щеке, дали попить волшебного эликсира, вручили значки Альпинистов России и удостоверения к ним. Все прошло замечательно.

Теперь мы уже были не новички, мы были значкисты. Сделали еще несколько восхождений. Затем пошли на ледник заниматься. Переход занял почти целый день. Встали на моренке – каменной насыпи возле ледника.

1 из 9

Ледник по словам инструкторов опускался под нами на сто метров в глубину. Они бывают и километровой толщины, так что сто метров это немного. По все долине, на сколько хватало глаз, лежал лед.

Он не яркий, не красочный и не бирюзовый, а серый и мрачный. Потому что камни и пыль, то, что откололось от скал, лежали поверх льда. Бирюзовым он был внутри – в трещине, куда мы спускались отрабатывали спасработы. Я до этого никогда не был на леднике, это просто потрясающе. Ночью, когда смотришь на звездное небо, видишь как метеоры с неба прошивают лед на горизонте. Это очень красиво.

С помощью ледовых кошек, ледорубов и ледобуров мы полазили по леднику. Часть из наших до этого успела сходить в сложный и самый красивый маршрут в долине на гору Акташ категории 2Б. После этого ребята здорово устали. Высота порядка 5300 метров. Часть группы с ледника ушла обратно в базовый лагерь. Мы тоже вскоре вернулись.

И тут нас застала небольшая непогода. В долине, где было тепло, хорошо и уши сворачивались в трубочку от солнца вдруг пошел снег. За несколько часов его навалило слоем 10-15 сантиметров. Все вершины и горные хребты, которые блестели под солнцем, покрылись снежными шапками. У нас, значкистов, была тревога. Часть группы так и не сходила крайнюю горку маршрута 2Б. Поэтому мы сидели несколько дней в палатках и нервничали.

Неожиданно наступил просвет. Я проснулся в четыре утра. Мы позавтракили и вышли на крайнюю для нас в эти летние сборы гору. Она называется Дугоба. Категория 2Б.

Пришлось пару часов подождать, пока скалы высохнут от снега. Начали восхождение, и тут спустился туман, налетел ветер, ничего не видно. Мы связались в связки. Шли очень аккуратно. Даже вешали перила в паре мест. Как только мы предположительно поднялись ближе к вершине, вдруг туман рассеялся. Мы увидели, что идем правильной дорогой. Быстренько-быстренько поднялись на вершину, поменяли записки-подтверждения о том, что ты был на вершине. Снег нас догнал вновь уже на спуске. Восхождение завершили в экстремальной обстановке. Третий спортивный разряд был закрыт.

Отдельно хочется сказать пару слов про наших инструкторов. Это пермские ребята – Рома Радостев, Михаил Копылов. Михаил только в этом году получил право работать инструктором. Он прошел школу на Кавказе. Молодой, но очень хороший и грамотный. Думаю, у него большое будущее. Еще у нас было два инструктора из Узбекистана, из Узбекской федерации альпинизма. Президент федерации Алишер. И второй, его друг и соратник Виктор Павлович Канониров. Он, можно сказать, дедушка. Ему 63 года. Но как он бегает и прыгает без страховки по этим скалам неутомимо... Практики у него – порядка 40 лет.

Все мы живы, здоровы и довольны. И в этом заслуга наших инструкторов.

Отдельное спасибо хочется сказать главному тренеру сборов Татьяне Витальевне Букина. Это женщина с огромнейшим опытом.

Отдельное спасибо организаторам. Максиму Юрьевичу Штернбергу.

Еще такой момент. Где-то через неделю после начала сборов к нам присоединились более серьезные спортсмены, скажем так. Они собрались идти на пик Ленина – это семитысячник.

Так уж получается, что на сборах присутствуют прекрасные люди. Это симпатичные девушки, верные, хорошие, добрые ребята. Просто здорово, когда собирается такой классный коллектив и вместе тренируется, занимается, отдыхает.

После сборов, спустившись в город Ош, мы, естественно, совершили рейд по увеселительным заведениям. Их там немного, конечно, но есть. Отдохнули, восстановили силы, поели шашлыков и довольные вернулись в Пермь. Я проникся этим спортом. Обязательно поеду еще».