Развлечения Золото обжигается на пермской кухне

Золото обжигается на пермской кухне

Огненным стеклом по металлу пишет молодая художница Наталья Белоногова. Эмальерное искусство в середине прошлого века считалось одной из «фишек» Перми. В городе работал экспериментальный ювелирно-гранильный завод, а искусствоведы говорили о соперничестве Перми с Ростовом, где это искусство существовало с давних пор. Сейчас между заслуженными мастерами и молодыми эмальерами временная пропасть в десятки лет. Однако искусство «огненного письма» возрождается. На крохотных кухнях.

Наталья Белоногова занимается редким делом: она создает украшения и панно из окисей драгоценных металлов. «Огненное письмо» – так еще называют горячую эмаль – создается на шести квадратных метрах. Мастерской для художницы служит ее собственная кухня: здесь стоит печь для обжига, в которой работы обжигаются по несколько раз при температуре 800 градусов.

Лет двести назад горячая эмаль считалась искусством, опасным для здоровья. Ее делали в домашних дровяных печах, добавляя свинец. Современные печи могут разогреваться до 800 градусов. При такой температуре свинец не нужен.

«Самое главное – не забыться и не взять изделие, пока оно горячее, – рассказывает эмальер Наталья Белоногова. – На этот случай у меня всегда есть с собой средства от ожогов: специальная мазь и лейкопластырь».

В 70-х годах прошлого века горячая эмаль была одной из «фишек» Перми: в городе работал экспериментальный ювелирно-гранильный завод. Искусствоведы говорили о соперничестве Перми с Ростовом, где это искусство существовало с давних пор. Сейчас в Перми мастеров по горячей эмали практически нет. Главная по горячей эмали в Перми – художница Людмила Кравченко, а вот последователей ее дела не так много: себестоимость работ высока, а когда окупятся – неизвестно.

1 из 11

«Пермская горячая эмаль обесценилась в девяностые годы, – считает Наталья Белоногова. – Тогда изделия из финифти продавались в каждом газетном киоске за копейки. И сейчас, когда узнают стоимость работ, многие удивляются: почему так дорого. Потому что процесс кропотливый и трудоемкий. К тому же, это – ручная работа, в каждую вещь вкладываешь душу, это не конвейер. Эмаль – она вообще очень капризная, не всем дается».

Создание начинается с задумки, эскиза, причем цветного. Затем обрабатывается листовая медь, чеканится, обстукивается специальным молоточком. Подготовка металла – это самый ответственный момент. Если где допустишь небрежность – при обжиге может возникнуть деформация и тогда лучше все заново начинать. Словом, горячая эмаль – трудное искусство, но оно подвластно женщинам. Мужчин-эмальеров редко встретишь.

«У меня был знакомый, который занимался горячей эмалью, – вспоминает художница. – Но он очень скоро прекратил это делать: потому что не мог столько времени тратить: это ведь ее перетереть, промыть надо. Очень кропотливый труд».

Как в обычной пермской квартире обжигают золото и создают огненные работы наблюдала съемочная группа 59.ru.

Фото: Фото и видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем