10 июля пятница
СЕЙЧАС +21°С

Колесные пароходы: бегущие по волнам

Поделиться

Оказывается, колесные пароходы совсем не прошлый век. Хотя на Каме в последний раз подобные суда видели пятьдесят лет назад. Пермяки Леонид Клинчин и Андрей Бухтияров своими руками воссоздали два колесных парохода. «Том Сойер» и «Гек Финн» стоят у гайвинского причала бок о бок. И это не декорация и не музей под открытым небом: суда могут бороздить просторы Камского моря. Даже не «бороздить», а «бежать» по волнам – так раньше говорили о колесных пароходах.

Колесные пароходы до сих пор вызывают восхищение, а еще ностальгию: время безжалостно отнеслось к этим труженикам рек и морей. Последние из них оказались списаны почти тридцать лет назад и сейчас их остовы догнивают в прибрежных камышах или затонах. Романы Марка Твена долгое время будоражили Леонида Клинчина и Андрея Бухтиярова. Сама идея воссоздать колесный пароход по образу легендарных «гигантов Миссисипи» родилась достаточно давно, а воплощаться начала только в начале этого века.

«Оба парохода сделаны, что называется, из головы, – рассказывает капитан и хозяин колесного парохода Леонид Клинчин. – Чертеж родился из того, что пришло на ум. Каждое судно создавалось больше года с нуля. Это был тяжелый труд. Когда строили «Тома Сойера», то читали разные книги и журналы по судостроению. Здесь все – ручная работа. Суда получились дешевле джипа, но дороже «жигулей». Справа и слева по колесу, на «Геке Финне» один двигатель – маломощный от трактора «Беларусь». Он крутит колеса и все сделано таким образом, что колеса крутятся вперед и назад независимо друг от друга. Катер может разворачиваться вокруг своей оси».

У каждого парохода есть судовой документ маломерного судна. Принимать «Тома Сойера» и «Гека Финна» инспекторы ГИМС приезжали целой командой: не каждый день доводится оформлять такие необычные суда. Были и скептики, но они оказались посрамлены: пароходы показали прекрасные ходовые характеристики и высокую маневренность.

Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году он построил первый корабль с гребным колесом, который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Скорость была на тот момент просто неслыханная – 5 узлов (9 км/ч).

Сейчас пароходы стоят недалеко от КамГЭСа. Отсюда капитан и старпом доходили до Алебастровского моста и всегда собирали армию зевак. Еще бы! Ведь последний колесный пароход «бегал» по Каме пятьдесят лет назад.

«Обычно срываются с берегов лодки, водные мотоциклы, глиссеры, вокруг начинают нарезать круги, – говорит Леонид Клинчин. – Конечно, ведь это – экзотика, выглядят как «гиганты Миссисипи». Такие волны поднимаются от любопытствующих!».

«Том Сойер» и «Гек Финн» стоят у причала бок о бок. Суда – не декорация и не музей под открытым небом. Они не только радуют глаз, но и выполняют вполне утилитарную функцию – служат дачей на воде. Здесь могут одновременно разместиться двенадцать человек и для каждого найдется спальное место, теплое одеяло, кружка с ароматным кофе, душ и прочие блага цивилизации – к обустройству парохода его хозяин подошел основательно.

«С детства не люблю грядки, просто не нравится сельское хозяйство, – рассказывает Леонид Клинчин. – Видимо, я слишком урбанизированный, а вот дача в пятидесяти метрах от берега, привязанная четырьмя канатами к пирсу – это то, что надо. Постоянно покачивает, тишина в сорока минутах от центра города такая, что уши выдавливает. Для меня весь кайф от дачной жизни – он вот такой. Здесь совершенно разные виды открываются. Если смотреть с кормы, то открывается вид на дивный песочный пляж и сосны. По левому борту – яхты проплывают красивые и разные, а если смотреть с правого борта, то окунаешься в атмосферу нашей плавбазы. Никакого берега турецкого не надо».

Кажется, что романтика минувших веков, которые прочерчены трубами пароходов, навсегда ушла в прошлое. Ан нет, можно еще услышать звучное шлепанье гребных колес на Каме. На борту «бегущего» по волнам побывала съемочная группа 59.ru.

 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!