Развлечения интервью «Даже пенсионеры играют в шутеры»: о киберспорте рассказал продюсер Mail.ru Group Никита Кулаков

«Даже пенсионеры играют в шутеры»: о киберспорте рассказал продюсер Mail.ru Group Никита Кулаков

Интервью 17-летнего геймера с профессионалом о развитии киберспорта

Никита Кулаков и Коля Герасимов на молодежном форуме в Перми

Когда нам предложили сделать интервью со спикерами Пермского молодежного форума, принеся их список, на карандаш мы взяли Никиту Кулакова — продюсера киберспортивного направления Mail.Ru Group. Однако оказалось, что в редакции, как это ни удивительно, никто не играет в компьютерные игры. Поэтому это интервью сделал не журналист. А самый настоящий юный геймер, сын сотрудницы 59.ru 17-летний Коля Герасимов.

— Как вы считаете, почему киберспорт набирает такие обороты? С чем это связано?

— Я боюсь сказать что-то прямо преувеличивающее, но думаю, это связано просто со временем, в которое мы живем. Мы все начинаем жить в информационном обществе. И если раньше москвичи встречались в ГУМе у фонтана, то теперь можно позвонить кому угодно и когда угодно, хоть в Африку по интернету — это не будет ничего стоить. Сейчас у нас есть возможность общаться и взаимодействовать с людьми по всему миру. Как пример: самые успешные международные профессиональные команды по киберспорту состоят из игроков, живущих в разных странах.

— Почему некоторые игры стали ближе к спорту, нежели к обычному досугу?

— Тут надо учитывать, наверное, что в принципе игровой рынок и объём игровых проектов заметно больше, чем сам киберспорт. Человек развлекает себя играми, это показывает вся история человечества: раньше играли, кидая палки, потом появилась возможность раскладывать пасьянс, «Косынку», а сейчас большая часть мужского населения России играет вечером в «Танки». И дело, наверное, именно в этом: это легко, это доступно, это интересно. Есть также часть проектов, в которых интересно именно соревноваться с другими, показывать, что вы как команда или как индивидуальный игрок имеете более высокий уровень навыка. Тут просто включается стандартная человеческая соревновательность: хочется быть быстрее, выше, сильнее, чем другие.

— Какая самая популярная киберспортивная игра в России и в мире? Из-за чего тенденция России отличается от остального мира?

— Самая популярная игра в мире сейчас — это League of Legends. По поводу самой популярной игры в России есть разные оценки, но можно выделить такие игры, как Dota 2, Counter Strike и Warface. При этом «Лига Легенд» в России по сравнению с ними не очень популярна. Разница, я думаю, обусловлена просто менталитетом и исторически сложившимися предпосылками.

Для игр необходимо мощное оборудование

— С какими затратами можно сравнить инвестиции в киберспорт сегодня?

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Есть конкретные исследования рынка, которые показывают, что объём самого рынка киберспорта в мире сегодня составляет от 700 миллионов долларов до одного миллиарда долларов. Огромная часть этих денег — это инвестиции.

Как людям, которые не разбираются в какой-либо киберспортивной игре, начать понимать, что вообще происходит на экранах?

— Я думаю, в первую очередь просто начать играть, потому что если вы ничего не знаете о киберспорте, вам просто будет неинтересно смотреть. Поэтому нужно понять, какая игра вам самому интересна. Поиграв для развлечения, вы поймёте какие-то базовые принципы и уже сможете переходить к просмотру профессиональных соревновательных трансляций. Также можно обратить внимание на компьютерные спортивные игры — футбольные или баскетбольные симуляторы. Там достаточно знать базовые правила спорта, чтобы понимать, что происходит. Многие игровые издатели обращают своё внимание на неподготовленную аудиторию, проводят, например, специальные трансляции, где комментаторы ориентируются на то, что зритель не знает терминов игры, не понимает, что происходит. И они говорят не своим профессиональным сленгом, а именно объясняют, что вообще здесь происходит и почему.

— Можно ли сказать, что комментаторы делятся на два типа: для людей, которые не разбираются, и для людей, которые знают, что происходит на экране?

— Я думаю, нет. Сейчас просто нет такого большого запроса на трансляции для новичков. И комментаторы, скорее, делятся на тех, кто настолько глубоко погружён в тему, что ему интересно вести только профессиональные трансляции, и на тех, кто может грамотно объяснять и разжевать информацию для начинающих.

— Нужно ли поддерживать ребёнка, если он заинтересован в киберспорте?

— Я думаю, тут всё зависит от конкретной семьи и в первую очередь от интересов самого ребёнка, а также от мнения его родителей. Я однозначно могу сказать, что киберспорт, как и всё остальное, хорош в меру. Всему нужно уделять внимание, но ограниченно, важно не переусердствовать. При этом нужно иметь в виду, что есть полноценные профессиональные исследования, доказывающее, что киберспортивные активности полезны для развития внимания, для социальных активностей командной работы. Если ребёнок интересуется киберспортом, я бы, конечно, его в этом поддерживал. Но если он шесть часов неотрывно сидит за компьютером, то это вредно для любого человека.

— Киберспорт как школьный предмет — это несбыточная мечта или недалёкое будущее?

— Я думаю, что в этом нет никакой необходимости, так как киберспорт — это не то, что требует массового познания, не то, что нужно преподавать всем поголовно. Киберспорт — это одна из сфер развлечений, одна из сфер спорта. И те, кто этим интересуется, безусловно, могут это изучать. Всем остальным это необязательно. Можно, например, проводить какие-то тематические активности, можно создавать кружки, но вводить это как школьный предмет точно не нужно.

— Как далеко то время, когда киберспортсмены будут известны как рок-звёзды?

— Это время уже настало. В частности, в Южной Корее киберспортсмены более популярны, чем представители музыкальной или киноиндустрии. В Америке, в Европе есть очень яркие популярные игроки, которые сотрудничают с различными крупными масс-брендами. Например, есть игрок, который является послом бренда Gillete. Есть игроки, которые представляют бренд RedBull. В Америке проходил финал по League of Legends. Спортивный стадион, который обычно полностью забрендирован под местную футбольную команду, перебрендирован под игроков четырёх команд финалистов. Высотой в 30 метров висят портреты самых популярных игроков.

— Планируется ли в России турниры масштаба The International или сезонных турниров по Dota 2?

— Такие турниры проходят. Например, это турниры серии Epicenter. В частности, они делаются компанией Mail.ru и нашим подразделением EpicEsportsEvents. Лучшие команды мира по Dota2 и Counter Strike приезжают в Москву и играют за очень большой призовой фонд.

— Есть ли в России практика найма репетиторов по компьютерным играм, и как это направление будет развиваться в дальнейшем?

— Это практика, скорее, не в России, эта практика глобальна. Есть международный сервер, который предоставляет услуги тренеров по различным киберспортивным дисциплинам. Тренеры, соответственно, разбирают вашу игру, дают советы, пытаются помочь вам нарастить личный навык или показатели такого навыка внутри игры. И, безусловно, российские игроки пользуются такими сервисами. Что касается тенденций развития — их сложно предсказать, нужно будет следить за рынком.

— Насколько это правда, что компьютерные игры ведут к повышению агрессии?

— Это очень легко установить, можно ввести запрос в поисковую систему и посмотреть выдачу по существующим исследованиям, а не статьям жёлтой прессы. И все исследования говорят, что это абсолютно не так.

— Почему для разных стран существует разная визуальная версия игр? Например, китайская Dota 2 — она сильно отличается от российской.

— Это вопрос в первую очередь к государствам и правительству этих стран. Как я понимаю, в Китае просто есть своё собственное восприятие темы смерти. У них кровь всегда синяя, а кости, торчащие из скелетов, прикрывают какой-то нарисованной плотью. Думаю, если для них это нормально и традиционно, это вполне допустимо.

Селфи на память

— Какие возрастные рамки у киберспортменов? Когда им нужно выходить на «пенсию»?

— Я думаю, что таких рамок не существует. Есть игроки, которые играют в соревновательные дисциплины после 80 лет. Есть медийно активная команда «Серебряные снайперы», в ней европейские бабушки и дедушки играют в шутеры. Есть какие-то дисциплины — например, FIFA или Rocket League, которые позволяют участие с самого малого возраста. Это просто вопрос конкретной соревновательной составляющей. Если игра требует очень быстрой реакции, и эта реакция, например, с годами утрачивается, тогда человек теряет такую возможность. Но если пять лет назад говорили, что в 25 лет нельзя будет играть, то сейчас в шутерах много примеров игроков, которые после 30 успешно играют.

— А что делать тем игрокам, которые уже не могут поддержать свою спортивную форму? Им придётся уходить из киберспорта, или они могут продолжить карьеру в этом направлении?

— Продолжает карьеру очень большое количество игроков. Сейчас индустрия активно развивается. Есть огромный запрос на аналитиков, тренеров, комментаторов, ведущих, людей, которые пишут статьи, гайды, новости, и просто лиц, которые могут консультировать различных организаторов по рынку киберспорта. Поэтому возможностей применить свой опыт и своё понимание киберспорта — масса.

— Как популярные киберспортивные игры прошли путь из компьютерного клуба до Key-Arena в Сиэтле?

— Главный фактор — это продвижение игры. Киберспорт в принципе стартовал как маркетинг. Киберспорт — это желание игроков соревноваться плюс командная активность. Чувство того, что вокруг тебя друзья и люди, которые разделяют твои интересы. Также эта рекламная активность, которая позволяет тебе рассказать о своей игре большему количеству аудиторий. И за счёт того, что издатели игр заинтересованы в том, чтобы люди видели их игру, знали о её существовании, знали, насколько она зрелищная, интересная и как здорово в неё играть, они вкладывают средства для того, чтобы арендовать большие стадионы, выделяют большие призовые фонды. И вот таким образом первый The International по Dota 2 имел призовой фонд один миллион долларов только за первое место, а теперь желающих посмотреть на турнир по Dota 2 столько, что в Москве приходится снимать арену на 12 тысяч мест.

— Во что вы сами играете и почему?

— Я по профессии играю во все киберспортивные дисциплины, слежу за их профессиональной составляющей, слежу за новым функционалом и за тем, что они предоставляют пользователю. Я, конечно, играю в игры Mail.ru, такие как Warface, Planet of Heroes мне также нравится, я люблю играть на телефоне. Это наша мобильная MOBA. У меня в принципе есть большой опыт в League of Legends, в Dota 2. Так как я играю во всё, у меня нет каких-то причин любить что-то одно или не любить что-то другое. Я более-менее знаком со всем.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Перми и региона.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем