25 февраля вторник
СЕЙЧАС +0°С

Дмитрий Теплов, председатель пермского отделения «Деловой России»: «У власти нет цели развивать экономику»

Поделиться

Спад российской экономики в очередной раз показал неготовность власти к согласованным действиям в условиях кризиса. Программы и планы, разработанные в Москве, редко выходят за пределы МКАД, либо доходят до регионов в искаженном виде. Меж тем растет безработица, повышаются налоги и цены. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, эксперты считают, что сейчас самое время открывать собственное дело. Почему? Об этом нам рассказал председатель Пермского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов.

– Дмитрий Викторович, сейчас в Пермском крае зарегистрировано 25 тысяч безработных. Эта цифра будет расти?

– 25 тысяч – это по официальной статистике примерно 2% от общего населения региона. Если исходить из международной методики МОТ, то количество будет в три раза больше. Это примерно 75-78 тысяч безработных в Пермском крае. Тем не менее эта цифра меньше, чем в предыдущий кризис 2008–2009 года. Тогда предприятия испугались сильнее и сразу уволили много сотрудников, которых потом были вынуждены искать и принимать обратно. Сейчас предприятия стали осторожнее и не спешат расставаться с квалифицированным персоналом.

– Почему?

– Потому что, несмотря на падение ВВП, работы не стало меньше. Украина и европейские страны закрылись для нас как поставщики товаров, в первую очередь продовольственных. За счет этого наблюдается рост в сельском хозяйстве и смежных секторах. То же самое происходит на рынке непродовольственных товаров. Покупать иностранные технологии и комплектующие стало слишком дорого, и бизнес ищет аналогичные предложения внутри страны. Казалось бы, должен начаться рост производительности. Но банковский сектор, как всегда, оказался психологически не готов поддержать предпринимателей. Российские банки планируют свою деятельность максимум на один-два года. Их не интересует длительное сотрудничество с развивающимся бизнесом, им нужна быстрая прибыль, поэтому они выдают краткосрочные кредиты под высокие проценты. В таких условиях отечественные предприятия при всем желании не смогут увеличить объемы производства, потому что у них нет доступа к дешевым деньгам.

– Как стимулировать банки вкладывать деньги в реальный сектор экономики?

– Решением этого вопроса сейчас занимаются президент, правительство РФ и Центробанк. Пока им не удается найти ответ. Есть попытки разрабатывать программы поддержки бизнеса, но они редко выходят за пределы МКАДа и поддерживают очень ограниченное количество проектов. До регионов эта поддержка не доходит.

– И что мешает продвижению этих программ?

– Мешает отсутствие согласованности в действиях. С одной стороны, у нас есть предприятия, которые выпускают продукцию и нуждаются в длительном, взаимовыгодном сотрудничестве с банками. С другой стороны, стоят банкиры, которые ищут быстрые способы заработка на различных спекуляциях и тому подобном. С третьей, есть Центральный банк, главная цель которого обеспечить относительную стабильность в банковском секторе и не допустить валовой инфляции. При этом нет общей четко сформулированной цели развития экономики, которая в нынешних экономических условиях должна стать ключевой. А раз нет цели, то нет и ответственности за ее выполнение. То есть, российская система управления не настроена на экономический рост. Остается надеяться только на то, что президент займется решением этих проблем в ручном режиме, как это обычно у нас происходит.

– Многие эксперты сходятся во мнении, что на уровне власти сложился тренд по развитию крупного бизнеса, а малый и средний бизнес намеренно отодвигают на второй план. Вы согласны с такой позицией?

– Если спросить любого чиновника: «Нужно ли развивать малый и средний бизнес?», – вам ответят: «Да, нужно». Но надо понимать, что российская налоговая система, образование, экономическое законодательство достались нам в наследство от Советского Союза. Тогда все было ориентировано на крупные предприятия, говоря современным языком, крупный бизнес. За последние годы к ним добавились сотни новых требований, которые для небольших начинающих предприятий просто невыполнимы. К этому стоит добавить частые изменения в законодательстве, за которыми предприниматель просто не успевает уследить. Представьте, только за прошлый год было принято 600 законодательных и подзаконных актов, которые напрямую касаются ведения бизнеса в России. Даже экспертное сообщество не успевает отследить все изменения, не говоря уже о рядовых бизнесменах. Все это вкупе делает малый и средний бизнес малопривлекательным занятием, отпугивает от него людей и не дает развиваться.

– Можно ли что-то поменять в этой системе?

– В первую очередь, государству надо прекратить заниматься нормотворчеством и дать бизнесу передышку, чтобы он пожил спокойно хотя бы пару лет. Далее, «Деловая Россия» неоднократно предлагала дифференцировать экономическое законодательство. Сделать отдельные требования для крупных предприятий, отдельные для средних и малых. Кроме того, не надо сразу наказывать молодых предпринимателей, которые еще не знают всех требований законодательства к ведению бизнеса. Допустим, не выписывать штраф за первое нарушение, а ограничиться предупреждением. Выделить в контролирующих органах направление профилактики нарушений, специалисты которого будут заниматься разъяснением изменений законодательства и тому подобное. Если до бизнеса будут нормально доносить новые требования, то он будет их выполнять. Никому не нужны лишние штрафы.

– То есть, между властью и бизнесом отсутствует диалог?

– Именно, и в этом корень многих проблем. Взять для примера работу контролирующих органов. У них нет задачи помочь бизнесу, направить его в нужное русло. У них есть план по проверкам, выявлению нарушений и штрафам, и они его успешно выполняют. А то, что после выполнения этих планов от бизнеса остается выжженное поле, никого не интересует. Добавьте к этому формализм, с которым работает госаппарат. Например, решили вы зарегистрировать ИП. Налоговые органы должны рассмотреть ваше заявление в течение пяти дней. Но на практике вы подаете им документы, а они их возвращают с требованием исправить ошибки. Вы их исправляете, повторно подаете заявку, и вам ее снова возвращают, обнаружив новую ошибку. Так может повторяться несколько раз. В итоге, реальное время регистрации бизнеса занимает месяц, вместо положенных пяти дней. При этом требования постоянно ужесточаются, повышается уровень ответственности за их нарушения: штрафы растут, административные наказания заменяют уголовными статьями и так далее.

Поэтому когда у меня спрашивают, почему отсутствует экономический рост, я всегда отвечаю, что для этого не создается достаточных условий. Государство просто говорит бизнесу: «Развивайся, а мы будем заниматься твоей поддержкой по остаточному принципу». Никто не ставил и не ставит развитие бизнеса во главу угла, несмотря на все громкие заявления.

– Как развивается бизнес в Пермском крае? Используем ли мы промышленный потенциал региона в полной мере?

– В России не так много территорий где произошло «экономическое чудо». В пример можно привести Калужскую, Липецкую, Ульяновскую области. На протяжении последних лет руководство этих субъектов целенаправленно развивает промышленный потенциал вверенных регионов. Создаются промышленные парки, то есть территории с развитой инфраструктурой, предназначенные для строительства производственных площадок. Конечно, это потребовало серьезных финансовых вливаний и политической воли. Благодаря такому не побоюсь этого слова фанатизму названные области сумели перейти их списка дотационных территорий, в число регионов доноров. С другой стороны, они так и не смогли компенсировать финансовые вливания в развитие своей экономики. Потому что дополнительные налоговые поступления, которые появились вместе с развитием промышленности, уходят в федеральный бюджет. Но, как бы там ни было, бизнес в названных субъектах успешно и активно развивается, создаются рабочие места, растет уровень жизни.

– Но Пермский край не последовал этому примеру?

– Да. Пермский край на этом фоне ведет себя как среднестатистический российский регион – ни хорошо, ни плохо. Нельзя сказать, что краевые власти вообще ничего не делают. Так, в 2015 году был принят ряд региональных законов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Впервые начали поддерживаться индивидуальные инвестиционные проекты. То есть, имея адекватный бизнес-проект, вы можете получить преференции в части его административного сопровождения, льготы по налогу на имущество или землю в безвозмездное пользование. Но, повторюсь, все это создано в конце прошлого года, поэтому говорить о каких-то результатах преждевременно. Первый инвестиционный совет прошел при губернаторе Пермского края в декабре 2015 года. «Деловая Россия» тоже участвовала в этой встрече и, на мой взгляд, диалог состоялся. Если бизнес и власть продолжать работать в таком формате в течение всего 2016 года, то положительный эффект точно будет.

О перспективах открытия бизнеса в Пермском крае и о том, что нужно делать для его развития, вы узнаете из нашего видеосюжета.

 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!