Все новости
Все новости

«В плане фотографии все уже открыто в прошлом веке...»

Алексей Гущин — начинающий фотограф, постоянный участник и один из лидеров «Фотокубка PRM.RU», лауреат и победитель многих городских фотоконкурсов. О том, насколько трудно добиться признания, научится находить нужные ракурсы и многом другом и состоялась наша беседа.

Что для тебя фотография — попытка самовыражения, образ жизни, еще что-то? С чего все началось?

— Я недавно вспомнил свой первый кадр на фотоаппарате «Зенит», хотя «Зенитом» никогда не снимал. Мне, наверное, тогда было 11 лет. А когда поступил на первый курс журфака ПГУ, стало происходить много ярких событий и мне захотелось это все фиксировать — «Студенческие весны», студклуб, редакция газеты. У меня быстро появился фотоаппарат, благодаря одному знакомому фотографу и я начал снимать «Студенческие весны», это дало отличную школу, как использовать различные приемы в сложных условиях. Еще у нас был предмет фотодело, нужно было приносить свои работы и они разбирались, этот предмет обязателен для всех журналистов. Не могу сказать, что он стал стартом, просто меня это слишком сильно увлекло и, наверное, почти год я снимал просто для себя. Потом во время практики я начал работать фоторепортером в газете, поэтому не могу сказать о конкретной точке, когда все началось. Например, постановочными фото я пока не занимаюсь, скорее всего потому, что пока не умею это делать так качественно, как студийные авторы. Мне нравится репортаж.

Ты участник «Фотокубка PRM.RU», а фото там изначально предполагают некую постановочность и как на него ты делал снимки?

— Вот это интересно. Все мои фото, которые находятся на «Фотокубке» именно не постановочные, несмотря на то, что некоторые выглядят именно так. Ни разу не было такого, чтобы я посмотрел номинацию и пошел что-нибудь снимать.

На сегодняшний день в Перми проводится достаточное количество фотоконкурсов? Каково их качество?

— По количеству — конкурсов весьма достаточно. Другой вопрос, что нет столько заинтересованных в конкурсах авторов. Почему-то те авторы, которые действительно могут и являются пермскими фаворитами, в них не участвуют. А возможно, что они просто о них не знают, ведь информация сама человека не найдет. У меня на почтовом ящике есть определенные рассылки, поэтому вот сейчас готовлюсь к двум федеральным конкурсам. А вообще, принимать участие в фотоконкурсах я стал только этой весной, и первым из них был «Иные снимки».

На многих конкурсах, которые проводились в городе, авторы представляли работы, снятые на улице, не знаю почему любят фотографировать маргинальных представителей. На «Фотокросс», любимый уже многими фотографами конкурс, почему-то участники любят снимать какую-то грязь, может быть, хотят показать определенную социальность, но у них это не всегда получается. Прежде всего должен быть художественный образ.

«Фотокросс» постоянное событие в жизни города, как он развивается?

— Да, пермский «Фотокросс» проводится с 2005 года, последние два года он проходит дважды в год, количество участников постоянно растет. Вообще, молодых фотографов, очень много, а он становится для них хорошей стартовой площадкой. И всегда получается так, что фото победителей очень сильно отличаются от всех остальных, это действительно отличные снимки, возможно с небольшими недостатками в плане техники. А вообще, благодаря ему у человека появляется уже какая-то небольшая реклама, иногда эти люди идут и устраиваются в какие-то издания, им это очень помогает, потому что имена этих победителей публикуются в прессе по результатам каждого фотокросса.

«Фотодокумент» стал дополнительным этапом «Фотокубка PRM.RU» и создается впечатление, что он привлек к себе больше участников, чем два предыдущих этапа.

— Да, мне кажется, добавилось примерно 30 новых участников, которые пришли только к этому этапу. Ведь работы, представленные на этот фотоконкурс, должны были быть выполнены в русле «флаэртианской» традиции, а это очень интересно даже для профессионалов, не говоря уже о молодых ребятах. Еще, возможно, это обусловлено, рекламой «Флаэртины». Даже по качеству, могу сказать, многие работы были интереснее, чем на весеннем этапе «Фотокубка».

У тебя, как победителя в «Фотодокументе», теперь есть возможность поступать в ПГИИК минуя один из этапов, воспользуешься ли ты этой возможностью?

— Наверное, нет. Честно говоря, не вдавался в детали, но мне кажется, если автор хочет добиться федерального или международного уровня, то нужно учится не в Перми, и это касается не только фото. А, может быть, поеду в Питер, там есть институт кино и телевидения... В будущем только фотографом я не буду, возможно, буду кинооператором. Но за границей я жить никогда не буду, это точно (смеется).

В Перми не очень хорошо обстоит дело с обучением кино- и фотосъемке?

— Получается, что кроме ПГИИК , «Серебряного света», и частных школ мастер-классов в Перми больше нет ничего. Конечно, в плане фотографии все уже открыто в прошлом веке и придумать, что-то новое уже почти невозможно. Хотя, конечно, в Перми есть мастера со свежим взглядом, без стереотипов.

Я недавно проштудировал три фотосайта и понял, что снимать то я не умею и вообще тем ли я в жизни занимаюсь? Это было буквально неделю назад. Но потом мне друзья сказали: «Ты только год снимаешь, у тебя еще все впереди!» В первую очередь надо наполнить свою культурную чашу, не только в плане фотографии. Для того, чтобы сюжеты эти сами всплывали, поскольку моделировать и штурмовать постановочные ситуации, для меня не так просто.

Получается фотограф такая профессия, где нет предела совершенству?

— Когда я смотрел фильмы «Небо над Берлином» и «8\5» удивился насколько раньше все было качественно в кинематографе — каждый план, каждая сцена построены как художественная фотография, а сейчас не заморачиваются люди — кран летает, планы меняет, а там каждая картинка в каждом кадре настолько приятная.

Анатолий Долматов это назвал «мутной волной цифрового фото», то, что сегодня происходит среди молодых авторов. Был определенный вакуум в 90-х годах, когда было не много оборудования — фотомир несколько угас. И сейчас есть такая пропасть между молодыми авторами и теми, кто снимал еще в советском союзе, т.е. средний возраст фотографов не часто встречается. Если бы у нас были иные 90-е, то «пермская фотография», как и любая другая сфера, была бы сейчас совершенно на ином уровне.

Сейчас больше снимают гуманитарии, потому что у них сюжеты есть в голове, с этим у них все в порядке, а технические знания им не особо нужны, просто выставить режим и на кнопку нажать. Это не значит, что они не знают технику, просто им легче гораздо. Очень много девушек стало снимать, у них голова в плане фото лучше соображает (смеется).

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter