Все новости
Все новости

В последнее время блоггеры бурно обсуждают выставку современного русского искусства, проходящую в Перми. Напомним, 25 сентября «Русское Бедное» торжественно открыли губернатор Пермского края Олег Чиркунов, член Совета Федерации и инициатор проведения выставки Сергей Гордеев и куратор Марат Гельман.

>

К открытию выставки был приурочен концерт ансамбля Марка Пекарского, впервые исполнившего произведение композитора Георгия Дорохова «Русское бедное». На открытии собрались более 500 человек, среди которых были художники, журналисты, представители власти и бизнеса Пермского края, кроме того, вернисаж посетили художники, авторы произведений, представленных на выставке: Александр Бродский, Николай Полисский, Алексей Каллима, Владимир Архипов, Юрий Шабельников, — такую информацию сообщает официальный сайт выставки.

Однако на вкус и цвет, как гласит народная мудрость, товарища нет, и мнения блоггеров разделились. Часть из них не принимает заявленный организаторами формат выставки как «крупнейшего показа современного искусства в регионе за последние десятилетия», сомневается в смысле названия, необходимости показа этих работ, их приналежности к настоящему искусству и т.п. Приведем некоторые мнения.


— Ну, почему, блин, если «русское», значит «бедное»?! Почему не «русское богатое»?!! — с этого вопроса начнается дискуссия в блоге reportperm.

— А мне фиолетово про выставку. Я не понимаю такое и не принимаю. Но это не значит, что это не стоит смотреть. Пусть будет, че ужо там, — loinov_alex.

— Как хотите, но не искусство это... имхо, разумеется... :( — nebula8.


— Но я вот все равно, хоть убейте, не понимаю, в чем суть этого «современного искусства» — всяких инсталляций и объектов. Это же все относится к разряду «фишечек», «штучек» и «приколов». «Идеи», которые тут якобы выражены, очень просты, примитивны. Почему об этом пишут толстые работы искусствоведы, пресса всего мира полнится ахами и вздохами, авторы называются художниками, и почему это стоит таких денег? О чем разговаривают все эти критики и галеристы? Как можно созданию и распространению приколов всю жизнь посвящать? Даже наиболее интересный во всей этой кампании Полисский производит впечатление большого ребенка, такое «я леплю из пластилина». Вспоминается «Форрест Гамп»... — lxenia.

— Перелестные фото-вещицы: 1. Звезда из окурков — пример столичной безотходной технологии — план вкурили, а из окурков — произведение искусства. 2. Артист ансамбля ударных инструментов под руководством Марка Пекарского. Пародия на провинциалов — такое г.. скушают. <...> 3. «Музыкальная шкатулка» в виде дачного сортира — надо понимать, как элемент самокритики — Москва в представлении провинциалов. 4. Но верх всего — это «Границы империи». Над ним надо подумать: то ли это границы Рашки-Мордора, то ли это Замкадье, если смотреть со стороны Москвы, — считает obsrvr.

— А мы тут все хохочем, наша пермляндия за Европой вприпрыжку побежала, музей, к примеру, ДОрсе у Париже тоже из вокзала сооружен. У нас Пермская галерея в упадочном состоянии, где действительно — настоящее искусство, и ее надо восстанавливать, коллекции из подвалов расконсервировать. Вместо этого наплодили московских му**ков с их придурошным современным искусством, которое на**р тут не нужно. Отвратительная выставка с пафосом. Гельман погрел ручонки вместе с недееспособным сенатором Гордеевым. Речной флот загубили, нате, типа, вместо этого, в историческом здании ржавую помойку от затрапезных алкашей художников. <...> Это не выставка, это тренд и этим все сказано. Велком, короче, все, — высказывает свое мнение golodnoff.

— ...Посетили сегодня. Так сказать, попытались приобщиться к культуре сегодняшнего дня и понять современное искусство. А что? Неплохое искусство! Хотя можно ли такие вещи искусством называть? Не знаю, как-то не определилась. Из того, что называют «современным искусством» мною совершенно непонят остался Малевич со своими квадратно-треугольными женщинами. Здесь вещи какого-то другого типа. Вроде знакомы материалы, вроде знакомые фиговины, а что из них может родить человеческий мозг! Много весьма оригинальных решений, заставляющих невольно вспомнить дядечку Фрейда и возбуждающих желание узнать, где автор берет такую траву. Но есть вещи реально классные! Например, «Психоделический фургон», броненосец из тазика, череп из золы, картины из пепла книг, что-то там из пыли и надувная голова с мозгом=) Немножко шокировали старые игрушки. Неокторые весьма добры, а некоторы будут еще долго сниться в кошмарах. Мои родители сегодня тоже доехали до Речного Вокзала. Что странно, папе понравилось! А вроде человек консерватор и плюется от всякой «современщины» на Арт Салоне. Хотя я бы все сегодня увиденное назвала бы не «современным», а «прикольным», — пишет lana_tena.


Есть и другая часть блоггеров — те, кому действительно понравилось «Русское бедное». Некоторые активно полемизировали с теми, кто отнесся к выставке негативно.

— +1. Им есть, что рассказать. А зрителю — увидеть и почувствовать, — malomala.


— Выставка на пять баллов... Пермяки, у вас в городе началась выставка хорошего лондонского или нью-йоркского уровня. К посещению просто обязательна. P.S. Кстати, все деньги, вырученные за билеты на выставку, пойдут на реставрационные работы в Пермской художественной галерее, известной своей уникальной коллекцией русской деревянной скульптуры, — drugoi.

— Я в ужасе. Ещё ни одна выставка не парализовала во мне критика с такой безальтернативностью, неизбежностью и жестокостью. На лопатках критик... Вывод один: за сумраком — горизонт. Когда последний раз contemporary art нам это сообщало? — dadakinder.

— В Перми открылась выставка «Русское бедное». И это замечательно! Выставка очень достойная! В Перми много замечательных людей — и художников, и писателей, и музыкантов, и ... Но как-то так сложилось, что все они прекрасны где-то там — в Москве, в Питере, в Европе... А Перми остается только вывешивать на своих домах мемориальные доски и создавать легенды. Это выставка превзошла все мои ожидания — и по организации, и по своему содержанию (а это главное). Обычно наши выставки слегка «провинциальны», слегка отдают самодеятельностью. За свою уже долгую жизнь я помню только одну выставку такого уровня — кажется, это было в 1987 году. Выставка была посвящена пермским театральным художникам.

Но вернемся к нашим дням. Выставка проходит в здании Речного вокзала — и это тоже символично. Здание классического вокзального вида советской эпохи — с колоннами, с пафосной лестницей к реке, но с облупившейся штукатуркой и вывалившимися кирпичами. вообще было бы замечательно, еслибы этоздание отдали галерее а к плюс к нему издание железнодорожного вокзала напротив. И было бы отличное решение существованию нашей пермской галереи!

Работы на выставке неоднозначные: какие-то теряются в материале, из которого сами выросли, другие остаются в памяти и уже цитируются по случаю... Возле одних замираешь, мимо других проносишься — неинтересно... Но это нормально! Художники разные и по-разному представляют мир... русский мир... Странное сочетание — «русский мир», корявое, не то что «русское бедное». Именно средний род дает возможность выразить ту глубину, искренность понимания русского, что представлено на этой выставке, — делится мыслями callissa.

— Я не очень понимаю претензий к Марату за контемпорари арт. рядом есть выставочный зал на компросе и картинная галерея с Шишкиным-Айвазовским. Не нравится — сходи, посмотри классиков. Детям, кстати, много понравилось. Населенный пункт в виде музыкальной шкатулки, Мишка раза три ручку крутил. Дождется, пока опадут хлопья, и опять крутит. Сашке понравились бриллианты. Кто бы мог подумать, — slun.

— В журнале drugoi замечательный фотоотчет о выставке «Русское бедное» в Перми. Как часто бывает с современным искусством, там много необычного, много «на любителя», но есть очень интересные вещи. Поскольку никак не могу быть в Перми, посмотрела с огромным удовольствием.

Огорчили меня только комментаторы, хотя, вероятно, давно пора привыкнуть к тому, что в России принято со снобистским презрением поплевывать в сторону всего, а уж в первую очередь — в то, в чем не разбираешься. У нас каждый третий мнит себя и великим знатоком искусства, и литературоведом, и историком, и фотографом, и врачом, и еще бог весть кем, и все это обязательно с негативом — так чтоб с умным видом высказаться насчет вот того, этого и вот этого, что, мол, полное г*. Объясните мне кто-нибудь, почему у нас считается чуть ли не стыдным что-то хвалить? — merry1978.


Наверное, однозначно из этой полемики можно вынести только одно — извечный вопрос о понимании искусства был и остается спорным. Что и демонстрируют блоггеры.

— Если представленная на фото работа олицетворяет собой даже не лучшие картины, а просто средний уровень выставки, то пермякам крупно не повезло. Им под видом крутого искусства западного уровня пытаются подсунуть полную туфту. Типа, провинции и так сойдёт, всё равно там никто ничего не понимает, — webalkach.

— Было бы очень интересно услышать ваше понимание современного искусства («крутого искусства западного уровня»), особенно с учетом того, что всё уже нарисовано минимум как сто лет назад...)) — matei.

— Как можно в коротком ЖЖ-посте дать представление о такой субстанции, как искусство??? Хотите посмотреть на действительно высокий уровень того, что называют «современным искусством» — сходите в Музей Гугенхайма, Центр Помпиду или Музей королевы Софии. Жаль только, находятся они далековато от России. Поэтому тут и выставляется барахло под видом высокого. Всё равно никто ничего не понимает. А дальше у Вас есть только два варианта — или закатывать глаза и говорить: «да-да, это высоко» (потому что так сказал кто-то рядом или написали в газете), или честно сказать, что это барахло и быть опплёванным теми, кто закатывает глаза, — webalkach.


— Бывала в Гугенхайме. Именно там в первый раз увидела работу Кошлякова :) — wuyin.

В этой связи интересно привести мнение одного пермского блоггера, chiefsonnew: «Смысл не в том, что русское искусство бедное. Если Вы видели рекламу выставки на английском, а не только на русском, то называется она «Russian powery». Второе слово — итальянское и относится не к бедным людям, а к стилю искусства. <...> Лично для себя я определяю искусство так: то, что мне сделать не под силу (ну вот не Шишкин и не Айвазовский я). Голым бегать — много ума и умения не надо. А вот сделать из упаковочного скотча арку, которая встречает посетителей на входе — это надо суметь. Конечно, есть там и «Синие носы» (это как раз секс в коробках), которые мне не приглянулись. Но есть и обалденные «Скелеты» Флоренских. Да и много что еще... В общем, рекомендую сходить. Только идти с настроением не на Рембрандта, а на нечто другое. И получить от этого удовольствие».


Остается только добавить, что выставка продлится до 25 октября. Она проводится в здании Речного вокзала по адресу Орджоникидзе, 2. Режим работы: каждый день, без выходных, с 12.00 до 20.00. Стоимость билета — 50 рублей, студентам, детям и пенсионерам — 20 рублей. Все доходы от продажи билетов направляются на реставрацию деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи.

В тексте коцепции выставки читаем: «Художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное, даже сверхценное. Русское «бедное искусство» — процесс создания красоты из ничего...».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter