Павел Миков, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае: «Город, в котором унижается человеческое достоинство, не может называться городом в современном его понимании»

Поделиться

Поделиться

ПразднованиеДня знаний закончилось так давно, чтодаже эха первых звонков больше не слышно.Спад общественного внимания на проблемышкол и детских садов как будто заявляето том, что проблем и вовсе нет. Впрочем,это далеко не так. И кому не знать обэтом, как не Уполномоченному по правамребёнка в Пермском крае. В беседе скорреспондентом 59.ruПавелМиков рассказал не только свои опасения,но и надежды на то, что ждёт в будущемдетей Прикамья.

Какможно охарактеризовать готовность школк началу нового учебного года в 2010 году?

– Кприемке школ к началу учебного годабыло заявлено 809 учреждений. Все 100%заявленных школ получили положительныезаключения надзорных органов и открылисвои двери 1 сентября для детей Прикамья.Однако, как и в прошлом году, с началомучебного года в мой адрес стали поступатьсигналы, свидетельствующие о неполнойготовности школ к организации качественногопроцесса обучения. Так, например, вСуксунском районе учащиеся Васькинскойосновной школы приступили к занятиямв здании школы, которая не предъявляласьк проверке и не имеет положительныхзаключений Госпожнадзора и Роспотребнадзорапо Пермскому краю. С целью обеспеченияправа на безопасность, жизнь и здоровьедетей я вынужден был обратиться впрокуратуру для принятия мер прокурорскогореагирования к должностным лицам,допустившим данный факт. Также в мойадрес обратились родители учащихсяДубровской основной школы Оханскогорайона. 1 сентября в школе состояласьторжественная линейка, а когда дети иучителя зашли в школу, они оказалисьфактически… на стройке! Начавшийсялетом ремонт, оказался не завершен.

Ещеболее тревожная ситуация с детскимисадами в сельской местности. В том жеОханском районе детский сад закрыли наремонт еще в июне, но к началу учебногогода он оказался не готов. Страдаютпрежде всего дети, которые фактическилишены дошкольного образования.Аналогичная ситуация и в Пермскомрайоне, в деревне Песьянка. К сожалению,в обязательный план приемки готовностиобразовательных учреждений не включаютсяучилища и техникумы, а также студенческиеобщежития. В результате мы имеем условияпроживания студентов, в том численесовершеннолетних, не только неотвечающих санитарным нормам и правилам,но и, по сути, унижающих человеческоедостоинство и право детей на безопасность,жизнь и здоровье.

Какобстоят дела с обучением детей, оставшихсябез попечения родителей?

– Внастоящее время в Пермском крае осталось15 детских домов, в которых воспитываютсяоколо 1000 детей-сирот, детей, оставшихсябез попечения родителей. В текущем годубыла реорганизована школа-интернат №10для детей-сирот города Перми в детскийдом. Таким образом все дети-сиротыПермского края получают образование вобщеобразовательных учреждениях вместесо своими сверстниками, проживающимис родителями. Также я с удовлетворениемотмечаю, что в крае обеспечено право наобразование детям-сиротам, воспитывающимсяв специальных детских домах для умственноотсталых детей (Осинский детский дом,Рудничный детский дом). Для техвоспитанников, кому рекомендованопсихолого-медико-педагогическимикомиссиями и в соответствии с индивидуальнойпрограммой реабилитации, организованообучениепо специальным коррекционным программам.Конечно при обучении детей-сирот вшколах мы периодически сталкиваемся спроблемами неприятия их педагогами,родителями учащихся.

Например,острый конфликт произошел в прошломгоду в Кунгурском районе. ВоспитанникиКалининского детского дома сталиполучать образование в местной школе,что вызвало сопротивление родителейдругих учеников, к сожалению, инициированноеи поддержанное педагогическим коллективомшколы. Пришлось приложить немало усилийдля урегулирования конфликтной ситуации.Также я бы отметил, что в воспитаниидетей-сирот, проживающих в детскихдомах, сегодня мы видим качественноновый этап. Каждый детский дом своимвоспитанникам обеспечивает предпрофильнуюподготовку. Так в детском доме №3 городаПерми создан кадетский корпус, вКраснокамском детском доме готовятбудущих специалистов для железнойдороги и автотранспорта, в Лысьвенскомдетском доме реализуется программа«Юный спасатель», в Оханскомдетском доме в рамках краевого проектаМинистерства сельского хозяйстваоткрыты агроклассы и так далее. Данноенаправление позволяет обеспечитьуспешный старт в самостоятельную жизньвыпускникам, изменяет стиль жизни иотношений в детском доме, реальноформирует у ребят ценности образования.Да и первые результаты этой деятельностиговорят сами за себя – например, в этомучебном году 3 выпускника Краснокамскогодетского дома стали студентами Институтажелезнодорожного транспорта. Снизилоськоличество правонарушений средивоспитанников детских домов. Если в2008 году, когда я приступил к работе, вПермской воспитательной колонии 20%детей были воспитанниками детскихдомов, то на сегодняшний день из 120воспитанников колонии только 8 ребятиз детских домов.

Какиетенденции можно отметить в связи сростом количества разводов?

– Спасибоза вопрос. Прямо скажу, что специальноэтим вопросом не занимался. Не изучалего. Однако, судя по обращениям в мойадрес, у нас есть очень серьезная проблема– проблема участия в воспитании иобщении с ребенком обоих родителейпосле развода. Зачастую ребенок в такихсложных семейных драмах становитсязаложником претензий и обид друг к другубывших супругов. Взрослым необходимопомнить в таких ситуациях: вы сталибывшими партнерами, бывшим мужем илиженой, но вы остаетесь родителями –мамой и папой вашим детям. Нужно уметьдоговариваться ради лучших интересовребенка.

Помнюхорошо случай, когда бывшие супруги недавали друг другу разрешения на выездза границу на отдых с ребенком. Я простопообщался с обоими родителями, попросилих приподняться над собственными обидамии сделать доброе дело для ребенка. Врезультате летом ребенок дважды отдохнулна море – папа свозил дочь в Болгарию,а мама отдохнула с девочкой в Турции.Разве от этого стало хуже ребенку? Вгороде Перми, да и в крае в целом, у насчрезвычайно не хватает профессиональныхсемейных консультантов, семейныхпсихологов, которые бы помогали разрешатьвот такие сложные проблемы, не прибегаяк необходимости государственноговмешательства.

Планируютсяли региональными властями и уполномоченнымилицами какие-либо благотворительныеакции, направленные на поддержку сирот?

– ВПермском крае есть сложившиеся традицииблаготворительности с целью поддержкидетей-сирот как отдельных частных лиц,так и коммерческих компаний. В этомплане мне бы хотелось отметить, преждевсего, социальную ответственность исистемную поддержку детей-сирот в краеОАО «ЛУКОЙЛ-Пермь», Западно-УральскогоБанка Сбербанка России, Пермскойторгово-промышленной палаты, фирмы«Алендвик» и других. Большуюблаготворительную работу с детьми-сиротамив крае проводят общественные организации– Пермское краевое отделение Российскогодетского фонда, благотворительныеорганизации «Солнечный круг»,«Мост любви», ассоциация«Возрождение». В 2010 году в Перми,как и в других субъектах Приволжскогофедерального округа, начался проект«Вернуть детство». В 2009 году поинициативе полномочного представителяпрезидента России в Приволжскомфедеральном округе Григория Рапотыродилась идея начать целенаправленнуюработу по оказанию помощи детским домами социальной адаптации детей, оставшихсябез попечения родителей. Проект «Вернутьдетство» стал неким объединительнымстержнем, вокруг которого собралисьнеравнодушные, инициативные и добрыелюди, которым небезразлично, какимивырастут мальчишки и девчонки,воспитывающиеся сегодня в детскихдомах. К проблемам детей, оставшихсябез попечения родителей, впервые подошлисистемно, выделив несколько ключевыхнаправлений проекта.

Однимиз таких направлений стало созданиесистемы социальнойадаптации детей,формирование модели семейного воспитания,«вытягивание» детей из детскогодома с целью их общественного развития.Вторая линия осуществления проекта –совершенствование системы социальнойзащитыдетей, оставшихся без попечения родителей,создание постинтернатного сопровождения.Еще одной важной целью проекта станетформирование системы «социальныхлифтов»для детей, оставшихся без попеченияродителей, помощь в раскрытии талантови продвижение ребят в различных сферах:спорте, искусстве, культуре, образованиии науке. Все эти направления подразумеваютмножество интересных и полезных действий.Часть из них, уже реализована, часть –еще в проекте, но обязательно будутвоплощены в жизнь, ну а какие-тоосуществляются на постоянной основе.Проект «Вернуть детство» объединилвокруг себя студентов-добровольцев,представителей органов власти,уполномоченных по правам ребенка,бизнесменов и просто неравнодушныхлюдей. Самое главное – мы началиреализацию проекта и не собираемсяостанавливаться. Мы уверены, что вместеу нас получится помочь детям ставитьперед собой правильные цели и обязательнодостигать их, строить свою жизнь, неоглядываясь назад.

Каквы оцениваете некоммерческуюблаготворительную затею гражданскогоактивиста Дмитрия Жебелева «Дедморозим»,которая стартует в ближайшем будущем?

– Этуидею я воспринял с большим воодушевлением.Ведь цель акции не только принестирадость ребенку-сироте, оказав помощьДеду Морозу в исполнении заветногожелания о подарке на Новый год, но иподдержать своим участием ребенка безродителей. Помочь ему обрести потеряннуюверу в мир взрослых, которые помнят онем, разделяют его чаяния и надежды.Когда я встретился с Дмитрием, увиделего глаза, то понял, что у него и егосподвижников все получится. Уверен, чтона затею Дмитрия откликнутся пермяки,и это не будет разовой акцией. Вот такаявот казалось бы простая идея, а сколькодобра, тепла, света в ней!

Знаю,что у многих пермяков есть желаниеподарить добро близким, обездоленнымдетям. Но они иногда не знают, чем помочь,как помочь, многих сдерживает от доброгопоступка боязнь быть не понятым. Несколькораз ко мне обращались люди с просьбамиоказать им содействие в организацииблаготворительной акции. И как многиеиз них были удивлены, когда они безлишних препятствий и формальностейнаходили поддержку в осуществленииблаготворительных проектов.

Вотнапример, не так давно ко мне обратилисьинициаторы проекта «Арт-Стройка»,которые искали детский дом для реализациисвоей идеи приобщения воспитанников кискусству и обучению детей-сиротсовременному дизайну. Я им помог посетитьчетыре детских дома, и ребята выбралидетский дом №3 города Перми как площадкудля реализации своего проекта. В ходеПермского экономического форума ужесостоялся благотворительный аукциони вырученные средства от продажи картинпермских и московских художников будутнаправлены на создание арт-студии вдетском доме и еженедельные занятиядизайном и художественным творчествомс воспитанниками детского дома.

Нравитсяли вам «культурная революция», позаверениям многих, происходящая в Перми?

– Интересныйвопрос. Надеюсь, вы хотите знать моемнение в данном случае как человека,живущего в эпицентре революции? Вот сточки зрения горожанина отвечу вам наэтот вопрос. Я как человек, получившийисторическое образование, не могуответить на вопрос, не определив пониманиезаявленного термина «культурнаяреволюция». Давайте начнем с понятия«революция».

Революция– коренной переворот в жизни государстваи общества. В данном случае авторыпонятия, по всей видимости, подразумевают,что коренной переворот произошел всфере культуры, культурной жизни. Втораясоставляющая понятия «культурная».Что понимать здесь? Если мы будемразмышлять о культуре как отрасли, вкоторой есть свой определенный наборинституций и учреждений, то внешне вПерми действительно произошла культурнаяреволюция. Появилось множество новыхобъектов культуры: это и театр «СценаМолот», и Музей современного искусства,в городе резко увеличилось число малыхархитектурных форм возле которых синтересом фотографируются и горожанеи гости Перми и так далее.

Но,к сожалению, мы не видим переворота вкультуре отношений между людьми, властьюи человеком, культуре повседневности.Как унижался человек любым мало-мальскиоблеченным властью чиновником (а к нимя отношу всех, от кого зависит горожанин– водитель автобуса, кондуктор,воспитатель, врач, домоуправ, чиновникв присутственном месте и прочие), какотсутствовала культура диалога вкоммуникациях между властью и обществом,в образовании, как культивировалсякульт обмана, наживы, насилия, поддерживаемыйна уровне риторики государевых людей,обильно транслируемой телевидением иСМИ, так это все в больших масштабахмножится. Не произошло культурнойреволюции в сознании пермяков. И именнов этом смысле мои внутренние оценкипермской культурной ситуации совпалис мнением таких экспертов Пермскогоэкономического форума как ДаниилДондурей и Лоуренс Харрисон. Без уваженияв человеке человеческого, его достоинства,гарантий основополагающих прав человека– права собственности, свободы личнойнеприкосновенности, свободы слова иСМИ – мы не сможем совершить культурнуюреволюцию.

Город,в котором унижается человеческоедостоинство, где попираются правачеловека, не может называться городомв современном его понимании. У меняпоявилась надежда после форума на то,что те экспертные оценки и выступления,прозвучавшие на пленарных заседанияхи сессиях, были услышаны руководством.Сейчас сложилась очень благоприятнаяситуация для выстраивания культурыдиалога через обсуждение Концепциикультурной политики, предложеннойкраевым министерством культуры. Нужныразные форматы этого обсуждения:презентации, круглые столы, экспертныеконференции, публичные лекции, встречив студенческих аудиториях и прочее.Надеюсь, что краевое министерствокультуры вынесло еще один важный урокпосле форума – без опоры на общественноеучастие, на институты гражданскогообщества, без его активного участия впреобразованиях – результата недостигнуть.

Можноли надеяться на счастливое будущее дотех пор, пока мы вплотную не займёмсяформированием будущего в настоящем?

– Намнадо (уже когда-нибудь!) научитьсясчастливо жить в настоящем. Абсолютносогласен с губернатором края ОлегомЧиркуновым в мысли, что у города, как иу каждого человека, должна быть мечта.Мечта предполагает как раз то достижимоесчастье, к которому человек стремится,прилагая к этому свои собственныеусилия, знания, активность. В этом смыслепозиция «формирования счастливогобудущего в настоящем» не соответствуетмоему пониманию обустройства своейжизни, жизни своих близких, семьи, местаработы и жизни своими активными действиямиздесь и сейчас, сегодня. Да и когда мыначинаем абстрактно рассуждать окаком-либо будущем, пусть и счастливым,мне кажется, что мы уходим от ответственностиперед настоящим. На мой взгляд, чего ещесегодня не хватает для обустройства«человеческой жизни» так этопонимания, что необходимы колоссальныеинвестиции в сегодняшнее детство.Понимания, что дети живут сегодня ибыстро взрослеют. Что лозунг «Дети– это наше будущее» – это тоже способизбежать ответственности перед детьмии каждым ребенком сегодня. Нельзяэкономить на детях. Экономить не тольков прямом материальном финансовом смысле,но и экономить на воспитании ребенка влюбви и уважении его человеческогодостоинства, его прав и свобод.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter