Все новости
Все новости

Александр Жунёв, дизайнер, уличный художник: «Власть выделяет средства на благое дело, но тратит большую часть не на само дело, а на его пиар»

Поделиться

Поделиться

Пермяка АлександраЖунёва можно назвать одним из самыхактуальных деятелей культурной революции.Он в буквальном смысле слова проснулсязнаменитым, однажды нарисовав на огромнойстене недостроенного здания портретСергея Есенина. Теперь молодой дизайнери художник востребован и в структурах,которые представляетпопулярныйблогер АртемийЛебедев, и в театральной жизни региона,и в Европе, и в правоохранительныхорганах. Однако в беседе с корреспондентом59.ru Александр Жунёв признается,что рисовать он не умеет, а большуюполитику недолюбливает.

Каким образом ваша жизньоказалась связанной со стрит-артом?

– Я всегда был наблюдательным– обращал внимание на предметы в городе,представлял, на что они могут бытьпохожи, как могут быть полезны. Началосьвсе с того, что я решил использоватьстроительные заборы в центре городадля граффити-рекламы «Креативныхфутболок», потому что это очень выгодныеповерхности, которые у нас до сих пориспользуют очень неграмотно. Заказалэту работу молодым граффитчикам, ездилс ними, выбирая места, и смотрел, как онирисуют. Подумал, что смогу не хуже, сталпробовать. Рисовал сначала простыелоготипы, потом заинтересовалсятрафаретами, потом объемнымирисунками-инсталляциями.

Ориентируетесь ли вы начей-либо опыт при создании очередногопроизведения уличного искусства?

– Естественно, очень уважаютаких мэтров как Banksy – за глубокий смысли Blu – за масштабность. Слежу за людьми,которые придумывают собственныетехнологии стрит-арта, как, например,Марк Дженкинс, который делает скульптурыиз скотча. Поэтому главным в своихработах в первую очередь считаю вложенныймною смысл, потом необычный материалили поверхность и широту охвата аудитории.Не люблю копировать кого-либо, люблювоплощать именно свои идеи. Но если яделаю трафарет, это не значит, что я«кошу» под Бэнкси.

Откуда взялась идея созданияпортрета Есенина, признанного шедеврастрит-арта, на самом известном долгостроегорода?

– В портрете Есенина основнымисточником вдохновения стало, наверное,само место – это удобная поверхность,разбитая на квадраты, в самом центрегорода, да еще и никем не охраняемая –прекрасная возможность попробоватьрисование с помощью промальпинистскогоснаряжения. Стал думать, что нарисовать.Хотелось сделать что-то, что не вызоветраздражения у людей (как часто бываетс граффити-стилем), что-нибудьпатриотическое, возвышающее Россию.Вспомнил картинку на металлическойпластине, которая стоит на книжной полкеу бабушки – на ней Есенин прислонилсяк березе. Поискал похожую в Интернете.Потом захотелось использовать не простоплоскую поверхность, а как-то поигратьс объемом – березка переместилась напереднюю стену, чтобы Есенин как будтовыглядывал из-за нее. Потом увидел, чтонекоторые черные полоски на березепохожи на силуэты птиц, и попыталсяобыграть это.

Возникали ли когда-либокакие-то препятствия со стороныадминистративных органов?

– Особых препятствий отадминистративных органов не было.

А в милицию часто забирали?

– В милицию забирали три раза.Причем один раз забрали не милиционеры,а «сознательные» граждане, которым ненравятся испачканные (их слова) стены.Было это совсем недавно – я делалстрит-арт-рекламу для театра «Сцена-Молот»около ЦУМа. Подошел мужик, схватил меняи потащил в милицию. Оказалось, ему ненравятся не только исписанные стены,но и много чего еще – и театр, и кино емутоже не нравились. Я не стал сопротивляться,но не потому, что испугался, а просто нехотел ехать в Европу на фестиваль сиспорченным лицом. В милиции меня долгоне продержали, как и в предыдущих случаях.Обычно отпускают после написанияобъяснительной и сверки паспортныхданных (его нужно брать обязательно!).

Поделиться

Востребовано ливаше творчество в других регионахстраны?

– Пока дальшеКудымкара меня не приглашали, да и тудане получилось съездить из-за дел. Нозато недавно сделал объемный арт-объект(рисовал на огромных трубах) на бывшемметаллургическом заводе, ныне музее –в Дуйсбурге, Германия.

Насколько охотно властиидут навстречу тем, кто хочет превратитьсерые заборы в произведения уличногоискусства?

– Сейчас Пермский центрразвития дизайна этим занимается, ятоже поучаствовал в их проекте: мынарисовали картину на асфальте у МузеяПермских древностей на вокзале Пермь-I.

Не помню инициатив властейнасчет серых заборов, кроме недавнегобаннера на северной дамбе с шагающимилюдьми.

По вашему ощущению, насколькотесно сейчас стрит-арт связан с большойполитикой?

– Последний год – очень связан.У нас стало много фестивалей, различныхакций, в том числе стрит-арт-интервенций.Для меня, конечно, это хорошо. ПЦРДпроводит лекции и мастер-классыизвестнейших мировых стрит-артщиков.Мне благодаря этому удалось поработатьс Марком Дженкинсом, послушать про опытуспешных дизайнеров. Но в то же времявсе это создает множество информационныхповодов, отвлекающих умы от действительносерьезных дел, которые решаются обычноне в пользу народа. Сейчас особенноактивно распространяется политика,суть которой сводится к тому, чтобысоздать видимость деятельности, а несаму эту деятельность. То есть властьвыделяет средства на благое дело, нотратит большую часть не на само дело, ана его пиар.

Нужна ли Перми школа такогорода искусства?

– Я ни разу не слышал про школустрит-арта. Думаю, что главное в нем –все-таки личность, которой есть чтосказать миру, а улицы – это самаянастоящая галерея, без входных билетов,с реальными посетителями из всехсоциальных слоев, в отличие от галерейи выставок.

Есть ведь Академии художеств,где можно научиться рисовать. Но еслитебе нечего сказать людям, может прощетогда фотографировать, чем рисоватьвручную?

Нет желания самому занятьсямастер-классами?

– Я не умею рисовать, мне нечемуучить людей. У меня не получается достичьсовершенства в чем-то одном, мне нравитсяпробовать что-нибудь новое, и, как толькоя вникаю в суть дела, мне хочется чего-тоеще. Поэтому не получается статьпрофессионалом. Но зато всегда появляетсямного идей, что можно было бы сделать.Если бы мои идеи воплощала командапрофессионалов, качество и количествобыло бы гораздо выше.

Может ли подросток сбаллончиком краски в Перми открытьсобственный успешный бизнес, зарабатываятолько этим самым баллончиком?

– Может, и у нас есть такие«подростки», которые живут этим. Конечно,величина успеха зависит от работоспособностии таланта.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter