Все новости
Все новости

Казна по карману

Как известно, многие крупные объекты муниципалитеты и даже регионы строить только за свои средства не всегда в состоянии, и тогда руку помощи протягивает федеральный бюджет. И чтобы получить федеральные деньги, строителям и чиновникам приходится доказыват

ds

Поделиться

Как известно, многие крупные объекты муниципалитеты и даже регионы строить только за свои средства не всегда в состоянии, и тогда руку помощи протягивает федеральный бюджет. И чтобы получить федеральные деньги, строителям и чиновникам приходится доказывать целесообразность использования каждой копейки, частенько занижая реальную стоимость, дабы выиграть в этой тендерной гонке. Правда все это происходит только на начальном этапе. Потом, как показывает практика, начальная стоимость начинает расти со скоростью снежного кома.

Но на днях заместитель министра регионального развития Константин Королевский заявил, что в ближайшем будущем у любого госзаказа будет предельная стоимость, и, при выходе за рамки, финансирования из федерального бюджета не будет. «В последнее время все чаще стоимость объекта от стадии бюджетного планирования до стадии реализации возрастала на 50-60 процентов, а то и вовсе в разы, – признает Королевский. Причем часто – из-за умения подрядчиков на бумаге обосновывать возрастающие издержки».

В то же время застройщики заявляют, что причина кроется в резком удорожании стройматериалов и несоответствия формул расчета современным условиям. «Стоимость может вырасти за счет изменений в проекте со стороны заказчика и роста цен на стройматериалы, например, в 2010 году металл подорожал более чем на 40 процентов», – указывает представитель корпорации «Главстрой» Виталий Королев. «Сейчас при определении стоимости объекта используются сметы 1980-х годов, умноженные на коэффициенты, а конкурс по выбору подрядчика выигрывает компания, предложившая максимальное снижение цены», – объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. При расчете стартовой стоимости, с которой начинается аукцион, используются нормативы 1991–1992 годов, что и ведет к завышению цены, уточнял ранее сотрудник Минрегиона, пишут «Ведомости».

Дабы избежать всех существующих недоразумений, Минрегион разработал укрупненные нормативы цены – сборники показателей предельных цен строительства объектов по каждому субъекту Федерации, ссылаясь на слова чиновника, пишут «Ведомости». В структуре нормативов заложены строительно-монтажные работы, накладные расходы, сметная прибыль, затраты на проектно-изыскательские работы, экспертизу проекта, строительный контроль и прочее; в показателях по жилым зданиям учтена стоимость благоустройства прилегающей территории. При госзаказе эти затраты в большинстве случаев и так закладывались в стоимость контракта, но теперь это предложено делать во всех случаях.

«Отдельно Минрегион прописал нормативы «наружные сети связи», «сети водоснабжения и канализации», а также «сети газо- и теплоснабжения» и «электрика», – говорит Королевский. – Это поможет при составлении сметы вычленить показатели, ненужные при возведении конкретного объекта».

В новые нормативы не включены плата за землю и земельный налог в период строительства (при работе по госзаказу не взимаются), плата за подключение к внешним инженерным сетям (ее берет на себя государство), затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков и так далее); параллельно Минрегион формирует региональные базы данных по стоимости сырья и материалов.

«Утвердить нормативы цены Минрегион планирует в этом году, после чего они будут использоваться для расчета федеральных адресно-инвестиционных программ, которые государство планирует финансировать в 2013 году», – говорит Королевский. По мнению чиновника, государство получит реальную стоимость строительства, а участники конкурсов, предлагающие выполнить контракт на 30-40 процентов дешевле его первоначальной цены, должны будут объяснять, за счет чего они собираются это сделать, рассказывает Королевский.

Однако строители с сомнением относятся к подобной инициативе. По их мнению, норматив цены невозможно установить сводом правил. «В США при расчете стоимости дорог используется софт, позволяющий посмотреть все проектные решения за последние десять лет по строительству каждого элемента участка дороги и с учетом этого рассчитать примерную стоимость проекта», – комментирует Блинкин. Установить предельную цену в строительстве невозможно или это должна быть заоблачная цена, считает сотрудник одной из стройкомпаний, близкой к мэрии Москвы. По его словам, в Москве при планировании бюджета уже используются укрупненные нормативы, но они служат лишь ориентиром. За их основу взяты сметные нормативы 2000 года, коэффициенты пересчитываются раз в месяц, а новые технологии, по мере их появления, включаются в каталоги. Удорожание проекта, если оно произошло, должно утверждаться отдельным постановлением правительства.

А регионы постепенно переходят на инвестиционное строительство. Сегодня федеральные деньги в основном используются в различных программах господдержки, например, программа по переселению из ветхого и аварийного жилья, где людям предоставляют готовое жилище, которое муниципалитет приобретает у застройщиков. В этом году доля финансирования из федерального бюджета снизилась почти на 25 процентов.

Фото: Фото с сайта Money.cnn.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter