Все новости
Все новости

Типичные микрорайоны – устарели

В выставочном зале прошедшего в Перми конгресса ISOCARP-2012 был представлен проект Block city. Современным городам пора отступиться от типовой застройки, считает автор выставки Барт Голдхоорн. Напомним, что пермские власти задумывались над созданием уникальных кварталов. Так в качестве пилотных проектов пермского генплана предполагалась застройка квартала 179 и района ДКЖ. О конгрессе ISOCARP-2012, а также о том, чем типовая застройка мешает городу корреспонденту Kvartira59 рассказал советник по планированию Московской агломерации Научно-исследовательского и проектного Института Генерального плана города Москвы Барт Голдхоорн.

Международный Конгресс ISOCARP-2012 впервые проходит в России, причем не в столице, а в Перми. Почему именно здесь?

– Российские профессионалы давно считают Пермь передовым городом с точки зрения планирования и пространственного развития территорий. Это связано с тем, что в основе развития Перми лежит не слепое следование интересам девелоперов, а грамотный и взвешенный подход, ориентированный на принципы стратегического планирования. Город находится на волне современных тенденций в сфере градопланирования. Пример столицы Прикамья позитивен, и я надеюсь, что другие города ему последуют.

Вы представили на конгрессе проект Block city. Как его восприняли другие эксперты?

– Я думаю, что моя выставка Block city, открытая для участников Конгресса, не всеми воспринята однозначно. И я отношусь к этому нормально.

То есть, вы не боитесь критики?

– Дискуссия – вещь очень хорошая. Только в дискуссии всплывают и обнажаются самые острые и значимые проблемы. Когда из обсуждения исчезают острота и накал, это больше напоминает пустую трату времени. Согласитесь, часто бывает, что дискуссии текут слишком медленно. А на конгрессе было много спорных и дискуссионных вопросов. И хотя эти проблемы не всегда лежат на поверхности, их нужно поднимать, ведь только тогда удастся понять, где находятся трудности, которые необходимо преодолевать.

На ISOCARP–2012 вы представили фильмы. Расскажите о них подробней.

– На выставке я представил четыре фильма, объединенных единой концепцией. Первые три созданы методом компиляции из фрагментов старых советских фильмов, повествующих о развитии жилищного строительства в России и появлении первых микрорайонов. Последний, четвертый – анимационный. В нем речь идет о спальных районах, о их месте в современном городском пространстве, ведь с течением времени они сильно изменялись. Раньше они были советскими, теперь стали капиталистическими. И люди стали по-другому в них жить: у многих появились машины, частная собственность, они захотели отгородиться высокими заборами. От всего этого городам становятся только хуже. И есть ещё один важный момент, о котором не стоит забывать – теперь у людей появилась возможность выбирать, и поэтому они хотят разнообразия.

Почему такое внимание вы уделяете именно микрорайонам?

– Типичные микрорайоны – это вещь для сегодняшнего дня не совсем адекватная. И мой фильм как раз показывает это. В нем ставится вопрос о дальнейших путях развития этих территорий. И я уверен, что такой журналистский подход к раскрытию этих проблем поможет взглянуть на проблемы по-другому и найти пути решения.

Эти фильмы следует смотреть вместе или можно по отдельности?

– Все четыре фильма хронологически связаны. Первый посвящен истории микрорайонов, тому, как они возникали. Он охватывает период от послевоенного времени, когда все жили в коммуналках, до момента, когда появились «хрущевки» и произошло становление промышленной архитектуры. Во втором фильме вы увидите кадры из «Иронии судьбы». Тот момент, когда архитектор рисует проект дома с колоннами и украшениями, а власть отнимает его и принуждает строить типичные коробки. В этом фильме человек приезжает на море и даже там видит эти одинаковые панельные дома. Здесь присутствует некий эффект комичности. Третий фильм повествует о том, как в США в начале 70-х годов массово взрывали жилые дома. С помощью этого жеста они не только избавлялись от типовых построек, но и показывали, что так они строить больше не будут.

Неужели с тех пор у них не строят одинаковых домов?

– Да, с тех пор они действительно строят только красивые дома по авторским проектам. Но это потому, что у них есть на это деньги. А в других странах, где нет денег, продолжают строить микрорайоны, полностью состоящие из одинаковых домов. И пока у них нет денег, у них просто нет альтернативы. И поэтому и в России, и в Китае до сих пор реализуются проекты массовой застройки.

А насколько зарубежные архитекторы заинтересованы в том, чтобы найти пути решения градостроительных проблем развивающихся стран?

– У западных архитекторов очень хорошее образование, они многое знают и не хотят просто продавать свои знания. Ведь в этом случае результаты их труда будут доступны лишь единицам. Они заинтересованы в том, чтобы делиться ими и помогать развиваться городам по всему миру. И Конгресс ISOCARP, прошедший в России, в данном случае является одним из доказательств этого утверждения.

Фото: Фото предоставлены пресс-службой ISOCARP-2012

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter