
Поделиться
Вокруг «Белых ночей» разгорается очередной скандал. На этот раз он касается «русофобской» выставки красноярского художника Василия Слонова «Welcome Sochi – 2014». Отдельные политики, которые даже не были на фестивале, уже готовы обвинить организатора экспозиции Марата Гельмана едва ли не в фашизме. Галерист, в свою очередь, полагает, что им просто не хватает здоровой самокритики и чувства юмора.
Выставка Василия Слонова проходит в рамках фестиваля «Культурный альянс». До вчерашнего дня, 5 июня, ее можно было увидеть в городке «Белых ночей». По данным ряда СМИ, «Welcome Sochi – 2014» вызвала широкий резонанс, который дошел до федерального уровня. Скандал разразился после вчерашней эстафеты Универсиады, которая завершилась в фестивальном городке. Как рассказывает источник сайта Znak.com, на зажжение огня Универсиады, которое состоялось вчера, 5 июня, в Перми, прибыли молодые спортсмены из районных центров и сел Прикамья. «И что они там увидели? Они увидели все это «распрекрасие» на выставке в городке. Огромный страшный медведь, символизирующий Олимпиаду, с гениталиями между ног, готовится задавить пару фигуристов...», – говорит собеседник издания.

Поделиться
На выставку тут же отреагировали высокопоставленные пермяки. Член Совета федерации Андрей Климов опубликовал на своем сайте колонку, в которой обвинил Марата Гельмана едва ли не в гитлеровской пропаганде. «Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка «Белых ночей», мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого – прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски чебурашки, виселицы вместо олимпийских колец, белый медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, – и все это под совершенно недвусмысленным приглашением на сочинскую Олимпиаду. Геббельс, уверен, был бы доволен», – пишет сенатор. К нему подключился и депутат Госдумы от Пермского края Григорий Куранов. «Несколько лет назад благодаря усилиям президента Владимира Путина Международный Олимпийский Комитет признал Россию победительницей, выигравшей право принять Олимпиаду. Это величайшая победа для России. Национальная гордость! Победа! А что мы видим в Перми? Пренебрежительное, уничижительное отношение к успеху нашей страны, великой державы», – возмущается народный избранник. Впрочем, г-н Куранов призывает не валить вину на Марата Гельмана, а разобраться в том, как пермские чиновники могли допустить организацию такого «кощунства за бюджетные деньги».
Как пишет Znak.com со ссылкой на некие данные инсайдеров, Министерство культуры РФ уже потребовало объяснений от региональной власти по поводу происходящего. Вице-премьер правительства Пермского края Надежда Кочурова, ответственная за работу социального блока, в настоящее время пытается уладить конфликт.
Сейчас выставка переезжает из городка «Белых ночей» в новое помещение по адресу: Пермская, 59. Организаторы экспозиции говорят, что особого скандала не чувствуют. «Я не вникаю в то, что произошло. Вчера, 5 июня, у нас все было спокойно. Но я за перенос выставки на улицу Пермскую, потому что в городке у павильон маленький, а народу приходит много – экспонаты могут быть повреждены. Я за сохранность искусства», – говорит куратор «Welcome Sochi – 2014» Елена Олейникова.
«Деталей конфликта не знаю, но скандала не чувствую, – говорит Марат Гельман. – Мне кажется, то, что сейчас происходит, – это попытка давления на губернатора Виктор Басаргина. Да, на выставке представлена злая сатира. Но что, она у нас в стране уже запрещена? Мне странно, когда Василия Слонова обвиняют в русофобстве. Он настоящий русский художник, которому не чуждо чувство иронии и самоиронии. Он высмеивает пороки страны, но при этом сам же себя к ней относит, не отделяет себя от нее. Чем мы должны гордится в связи с проведением Олимпиады в Сочи? Тем, что там крадут деньги? Тем, что людей выселяют насильно из своих домов? Или тем, что вырубают леса? Мы живем в парадоксальном пространстве. Мы одновременно приглашаем гостей и пугаем их, хотим пользоваться айфонами и ходить в лаптях, хотим жить в XXI веке, но тянемся к средневековью. Именно это хотел показать художник. Сатира над пороками государства всегда была свойственна русской культуре, вспомнить хотя бы Чаадаева. Если некоторые современные политики этого не знают, значит, они невежественны».