
Поделиться
Семья, вложившаяся в строительство дома Хохрякова, 2, уже скоро может оказаться без крыши над головой. Старую квартиру выставляют на торги за ипотечный долг. Надежда увидеть новые квартиры тает с каждым днем. Застройщик проблемного объекта осужден на пять лет лишения свободы, но деньги «обманутым дольщикам» не вернет.
На прошлой неделе был оглашен приговор по делу «Каскад-строя». «Гендиректору компании Петру Буторину суд назначил наказание в виде пяти лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью в сфере строительства зданий и сооружений сроком на два года. Заявленные потерпевшими в суде иски о взыскании материального ущерба удовлетворены в полном объеме – на сумму более 111 тысяч рублей», – сообщает пресс-служба прокуратуры Пермского края. При этом общий ущерб от действий застройщика оценивается в 190 миллионов рублей.
Казалось бы – виновные наказаны, но «обманутые дольщики» по-прежнему страдают. Сколько дольщикам остается ждать своих новых квартир – не ясно. Тем более, ситуация становится критической, если старую квартиру вот-вот пустят с молотка. Семья из пяти человек, пострадавшая от действий «Каскад-строя», может остаться без крыши над головой – трехкомнатной 60-метровой квартиры в хрущевке. Они вложились на нулевой стадии строительства в 67-метровую двушку в злополучном доме на Хохрякова.
«Несколько дней назад было первое решение по уголовному делу застройщика в Перми за всю историю. Ему дали пять лет. Сроком довольны. Но вопрос, собирается ли застройщик расплачиваться, остается. Куда эти деньги дели? Если взять почти 200 миллионов и даже в банк положить – сколько там с 2008 года накопилось? Как выяснилось, зарплата у Буторина была 45 тысяч, а активов никаких нет», – говорит «обманутый дольщик» объекта Хохрякова, 2 Павел Горбань.
История проблемного объекта на Хохрякова, 2 началась в 2007 году. Как рассказывает Павел, тогда появилась реклама будущей стройки ЗАО «Каскад-строй» – на билбордах, в СМИ, Интернете. В те годы многие вкладывались в строительство на начальном этапе – люди рисковали, но как правило, все получалось. Людей привлекало даже название фирмы. В Москве тоже есть «Каскад-строй» – надежный застройщик. Все отличие от пермского – там ООО, у нас ЗАО. Но об этом не задумывались. В рекламе Хохрякова, 2 акцент был на то, что разрешение на строительство будет получено без проблем, хотя его не было.
«У меня были небольшие накопления, – рассказывает Павел, – и я решил взять ипотеку на 1,7 миллиона рублей в банке под залог квартиры своей мамы. В договоре было прописано, какому застройщику деньги идут. Еще пришлось взять 200 тысяч в другом банке, как обычный кредит. В феврале 2008 года мы передали деньги застройщику и подписали предварительный договор. Шли месяцы – разрешения на строительство все не было. Мы решили расторгнуть договор. Написали заявление о возврате денег. Нас «продинамили» и деньги не вернули. Тогда подали на «Каскад-строй» в суд, как и остальные дольщики. Порядка 36 нас было. Суд вынес решение в пользу пострадавших, но уже активы компании все были выведены. Так и продолжалось до текущего момента. Фирму два раза банкротили. Сначала одним арбитражным управляющим, потом вторым. Толку это не дало. Все в итоге пошли в полицию заявления писать – в конце 2008 года это произошло. Разбирательство закончилось только сейчас. Мы встречались с политиками, чиновниками... Даже ПАИЖК от нас отказалось – у них нет никаких административных рычагов, чтобы нам помочь».
По данным следствия, Петр Буторин в период с мая 2007 года по февраль 2010 года, занимая должность генерального директора строительной организации ЗАО «Каскад-Строй», привлекал денежные средства вкладчиков – физических и юридических лиц – для участия в программе долевого финансирования по строительству комплекса жилых зданий общественного и производственного назначения с подземными автостоянками по ул. Хохрякова, 2. В результате ЗАО «Каскад-Строй» обанкротилось, а инвесторам – 36 физическим и 2 юридических лицам: ЗАО «Вербена», ООО «Коммерческий центр «С.О.М.-Строй» – был причинен ущерб на сумму более 190 миллионов рублей.
Ипотека для семьи Павла стала непосильным бременем. Грянул кризис, глава семьи лишился работы. Надеялся, что застройщик выплатит компенсацию, но этого не произошло. Сейчас пять человек, включая маленьких детей, могут оказаться на улице.
«На момент оформления ипотеки финансовое благополучие было лучше, как раз это было перед кризисом, – рассказывает Павел Горбань. – Сейчас мама у меня на пенсии, жена в декрете, двое маленьких детей. Работаю только я. По ипотеке я брал 1,7 миллиона рублей, два года исправно платили, пока не стало понятно, что квартиры не будет. На тот момент и финансы закончились – платить по 20 тысяч в месяц мы не могли. Я выплатил 500 тысяч банку из которых только 100 тысяч – за кредит, остальное проценты. Ставка была 13%. Я пришел в банк со справкой из полиции, что мы пострадавшие и стройки не будет – предложил в рассрочку вернуть деньги в течении пяти лет без процентов. Они не согласились. Перекредитовать ни в одном банке нас не смогли, так как уже ясно было, что застройщик – мошенник. Платить мы перестали – не за что и нечем. В итоге начались суды и теперь мы должны банку 2,4 миллиона рублей. Два года мы бодались, затягивали разбирательство в надежде на то, что уголовное расследование завершится и деньги застройщика нам начнут выплачивать. Но деньги не выплачивают и ситуация абсолютно безвыходная. Квартиру оценили в 2,9 миллиона рублей. Если долг отдать – останется 500 тысяч, хотя из-за процентов – тысяч 200 останется. За такие деньги квартиру нигде не купить. Сейчас дело у приставов. Они готовы выставить квартиру мамы на торги. В ближайшее время это произойдет. Палатки у нас нет, маневренного фонда в Перми свободного нет, чтобы по соцнайму жить, снимать квартиру на пятерых человек – очень дорого. Вариантов нет».
В Перми также своих квартир могут лишиться еще 16 семей. Им по решению суда надо не просто покинуть жилплощадь, но и самостоятельно снести дом.
Напомним, что Хохрякова, 2 – самый проблемный на данный момент объект. Среди дольщиков Хохрякова, 2 есть и другие семьи, которым пришлось продать свое жилье – кто-то живет на даче, кто-то у родственников. Инициативная группа дольщиков нашла даже нового застройщика – «Пассаж-1», который готов взять арестованную по делу землю, расселить остатки людей в домах на участке (мошенники не озаботились даже этим вопросом). Даже не вся земля, необходимая для строительства была в собственности, поэтому тут необходима помощь администрации, а они не могут решить некоторые юридические моменты, связанные с выделением земли. При этом строить на участке будут уже не 20-этажки, как обещал «Каскад-строй», а дома пониже. Но дольшики были бы рады любому варианту.
Как поясняет юрист Пермского фонда содействия ТСЖ Станислав Шестаков, единственное жилье действительно можно продать с торгов, если оно заложено в ипотеку. У дольщиков в такой ситуации есть одна возможность – обратиться в ПАИЖК, чтобы доля в проблемном объекте была выкуплена. (Такое право дает постановление правительства Пермского края от 14.12.2012 1496-п «Об утверждении Положения о выкупе требований у граждан»). И многие «обманутые дольщики» Перми этим шансом воспользовались. Однако объект на Хохрякова, 2, как сообщают в ПАИЖК, «не подходит под порядок выкупа прав требования».