
Поделиться
Покупка недвижимости у работодателя обернулась для мамы троих детей многолетними судебными процессами и вердиктом о расторжении договора и выселении. Судебные приставы еженедельно грозятся исполнить решение принудительно и выставить семью на улицу. Кроме злополучной квартиры, у многодетной мамы есть лишь выданный властями Перми земельный участок в Заозерье, но дом на нем построен будет не раньше осени.
Многодетная мама Светлана Сосновская на протяжении шести лет пытается доказать в суде, что имеет право на квартиру в центре города. В 1999 году она устроилась работать в одну из пермских компаний главным бухгалтером. В середине нулевых у нее появился шанс получить квартиру большой площади в центре города. У компании, где Светлана работала, было несколько офисных помещений. Одно из них, площадью около 150 квадратных метров? располагалось в жилом доме на улице Советской на восьмом этаже. По закону офисы на верхних этажах располагаться не могут. Жители дома тоже были недовольны, что над их головами ходят десятки человек. Компания решила продать офис. Но в течение долгого периода желающих не находилось. Светлана решила выкупить у работодателя нежилое помещение и превратить его в жилое.
«Обратилась к директору с просьбой продать объект для перевода в жилое помещение, – рассказывает многодетная мама Светлана Сосновская. – Мне достались просто стены – бетонный пол, потолок... никаких перегородок. Тут были маленькие окошечки под потолком. Я оказалась единственной желающей «ковырять» окна на восьмом этаже. Мне, как работнику, помогли сделать проект планировки. Поучаствовали в комиссии по переводу в жилое помещение. Платежи были разбиты на две части. В 2007 году нужно было заплатить 3,1 млн рублей. В 2009 году – оставшуюся часть в 4,3 млн. В 2007 году я заплатила, но сумму отдала наличными директору компании, так как меня об этом попросили, а мне было без разницы. Выдали справку, что претензий по договору не имеется. А в 2008 году, когда пошла в отпуск по уходу за третьим ребенком, мне сказали, что раз не могут за мной следить, надо платить вторую часть сейчас. Но я не могла сразу заплатить, и по договору стоял 2009 год. Тогда компания подала в суд на расторжение договора. Несколько раз им отказывали. Но потом арбитражный суд установил, что деньги могли быть переданы юрлицу только безналичным расчетом по условиям договора. И все последующие решения были не в нашу пользу. В 2012 году договор расторгли по решению краевого суда».
Действительно, в решении Арбитражного суда Пермского края, когда компания оспаривала закрытие ипотечного договора в Росреестре, сказано, что «договором предусмотрены расчеты между продавцом и покупателем в безналичном порядке». И деньги на счет компании не поступали. При этом было заявление в полицию от компании, что Светлана подменила договор. «Расследование все еще длится и дело не закрыто, – говорит Светлана. – Никак не могут решить – подменила или нет. При этом там есть свидетельские показания, что я отдавала деньги и экспертиза выданной расписки, что она подлинная». По поводу выплаты денег, которые не попали на счет, Светлана обращалась в прокуратуру. Но дело не возбудили. При этом вторую часть – 4,3 млн – Светлана так и не стала выплачивать по совету адвоката. Хотя такой шанс был в 2011 году. Найти какой-то компромисс стороны не смогли.
В конце марта исполнительный лист по выселению попал к судебным приставам. Срок исполнения был пять дней. За просрочку семью оштрафовали на 25 тысяч рублей. «Я подала в суд просьбу о предоставлении рассрочки, чтобы хотя бы дали время до лета вещи вывести. Детям дали доучиться до лета. Но юридических оснований нет. 8 апреля должны были с участковым, понятыми и МЧС прийти выселять. Но отложили вновь на 10 дней и еще раз оштрафовали. Сейчас мое имущество арестовано. Если не оплачу штрафы – наказать могут вплоть до ареста на 15 суток, так было разъяснено. При этом я обратилась за разъяснением – как меня должны выселять? Что делать с ремонтом? Судебный пристав сказал, что ему главное передать стены, остальное можно уничтожить, потолки и полы с собой забрать».
Сегодня, 14 апреля, состоялось заседание в Пермском краевом суде, в рамках которого Светлана пыталась вернуть хотя бы потраченные на ремонт деньги. На перевод помещения из нежилого в жилое, перепланировку, обустройство оконных проемов и ремонт у Светлану ушло по документам около 3,6 млн рублей. По ее мнению, если договор расторгнут, то ответчик за счет проведенных работ получил неосновательное обогащение. Однако суд требования не удовлетворил.
Сейчас у многодетной семьи остался один вариант – строить дом на участке, выданном пермскими властями. Светлана получила участок в Заозерье и договор со строительной компанией у ней заключен. Однако дом будет построен не раньше осени. Сейчас вывозить вещи просто некуда. «Через две недели уже скважину для воды будем делать на участке. Работа ведется, но сейчас выехать некуда. Судья сказала, что откладываться выселение не будет. Детей у меня трое. Дочке старшей 19 лет, она на первом курсе, сын первый класс заканчивает, а младшая на следующий год должна в первый класс пойти», – рассказывает Светлана.
По словам председателя РОО «Многодетные Пермского края» Ирины Ермаковой, случай, когда многодетная семья может оказаться на улице, не единичный. «Около года назад Светлана пришла ко мне с коробкой документов, мы их изучали, смотрели расписки и поняли, что в этой истории вопросов больше, чем ответов. Я смотрю, как в данном случае работает служба судебных приставов – они очень стараются, а ведь часто решения годами исполнить не могут. Людей пытаются выселить любой ценой на улицу. Уже есть один печальный случай, когда папа многодетный повесился в Лысьве из-за долгов по жилищному кредиту. Произошла трагедия и к ней привела конкретная жизненная ситуация. У Светланы на руках трое детей и мама пенсионерка, но она борется. Наша организация не может ее бросить, она с нами с самого начала. Мы будем искать возможность, чтобы ей построили быстро дом. Но строительство дома – это не вопрос одной недели. Но ведь пока строят – надо где-то жить. Мы будем помогать и в судах. У Светланы уже нет средств даже на адвоката. Главное, чтобы это ситуация ее не довела опять, в прошлом году она уже лечилась от депрессии. Ей тяжело, она детей сейчас воспитывает без мужа. Она купила в жилом доме нежилое помещение, с согласия работодателя перевела в жилое, сделала ремонт за свой счет. И сейчас она должна выселиться из квартиры и все оставить? Все работы по перепланировке были сделаны за ее счет. Она должна уйти и оставить там свои деньги. Она же не благотворитель. Все-таки окончательная точка в споре не поставлена. Есть в чем разбираться. Когда я написала об этой истории на нашем сайте, начались звонки. У некоторых семей аналогичные ситуации. Но без документов – не разобраться, мы договорились, что они приедут к нам в офис. Это показатель. Значит, не одна Света в такой беде и на это тоже стоит обратить внимание».
Таким образом, многодетная семья остается без крыши над головой и без денег, которые были вложены в квартиру. Однако бороться за возврат вложенных средств Светлана намерена и дальше.