Все новости
Все новости

Олег Левенков, директор Дягилевского фестиваля: «Мы поднимаем значение Перми в России, а России – в мире»

В Перми открывается Дягилевский фестиваль – масштабный смотр актуального балетного и оперного искусства, концерты разнообразной музыки в диапазоне от полузабытой классики до новомодного авангарда. Олег Левенков рассказал 59.ru о главных событиях фестиваля.

– Олег Романович, вы один из основателей Дягилевского фестиваля. Насколько отличается подход к фестивалю у Теодора Курентзиса (дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. – Прим. ред.) от его предшественника?

– Георгий Исаакян (с 1991 по 2000 годы художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. – Прим. ред.) и Теодор Курентзис – художники разного настроения и профессий. Исаакян – оперный режиссер, Курентзис – музыкант. Поэтому сегодня фестиваль стал более ориентирован на музыку. Но музыка – это основа как оперного, так и балетного искусства. Неизменным осталось одно – нацеленность на новаторство, поиск новых путей. Как человек в высшей степени творческий и инициативный Теодор Курентзис стремится к тому, чтобы фестиваль максимально состоял из новых работ, которые стали бы открытием для российской и европейской публики.

И какие открытия нас ждут в этом году?

– Сергей Дягилев открыл миру русский балет, поэтому каждый год фестиваль открывается балетными премьерами. В этом году это балеты Баланчина на музыку Стравинского – «Аполлон Мусагет», «Рубины» и «Симфония в трех движениях». Напомню, что разрешение танцевать балеты Баланчина по сей день имеют всего три театра в России – Большой, Мариинский и Пермский.

Публику ждет долгожданная премьера оперы «Носферату» композитора Дмитрия Курляндского. Режиссер оперы – Теодорос Терзопулос, дирижер – Теодор Курентзис, художник – один из основателей итальянского «бедного искусства» Яннис Кунеллис.

Среди самых ярких событий грядущего фестиваля – исполнение фантазии Winterreise для тенора и оркестра Ганса Цендера, написанной по мотивам «Зимнего пути» Шуберта. Это мультижанровое произведение: музыку дополняет видеоарт пермского режиссера Алексея Романова, что создают аудиовизуальную полифонию.

Кроме того, публике будет представлен спектакль мадридского Teatro Real С(h)oeurs – проект бельгийского хореографа Алана Плателя на музыку Верди и Вагнера. Название можно прочитать двояко – как «Сердца» или «Хоры». Главное действующее лицо этого спектакля – хор. И если он выражает свое внутреннее состояние звуком, то десять танцовщиков – телом. Так что и здесь мы можем наблюдать полифонию звука и тела.

Вы называете это полифонией, а Дягилев – синтезом искусств...

– Да, он был очень увлечен идеей «совокупного произведения искусства». Со времен романтизма у оперного и балетного театра есть ностальгия по единению разных видов искусств.

Какова музыкальная программа фестиваля?

– Она разнообразна. В этот раз у нас хорошо представлены скрипачи и пианисты. Так, на фестивале пройдет концерт известной швейцарской скрипачки Патриции Копачинской, духового ансамбля из Германии German Brass, французского ансамбля барочной музыки Le Poème Harmonique.

Еще одно заметное событие – концерт фестивального хора, в который войдут хор musicAeterna и Ирландский национальный камерный хор. Грандиозный коллектив исполнит «Покаянный канон» Арво Пярта.

– В программе фестиваля пианист Алексей Любимов и композитор Антон Батагов названы резидентами фестиваля. Что это такое?

– Резидентами фестиваля могут быть те люди, которые принимают участие в формировании его программы и в творчестве которых есть заявленные направления фестиваля. Антон Батагов – наш постоянный участник. Каждый раз он привозит свои новые сочинения. Пианист Алексей Любимов в этом году исполнит концерт на хаммерклавире – предшественнике фортепиано. И это непосредственным образом перекликается с идеей фестиваля, ведь среди увлечений Дягилева был поиск музыкальных раритетов. В старости он все больше внимания уделял коллекционированию малоизвестных партитур.

Но ведь сложно себе представить на одной площадке таких разных композиторов как Антон Батагов и Дмитрий Курляндский.

– Понимаете, Дягилев был человеком широких воззрений. Когда формировалась программа, дирекция фестиваля думала, прежде всего, о публике. Одним интересна усложненная музыка, другим – мелодичная. Кстати, на фестивале выступит еще один коллектив, специализирующийся на необычных звучаниях – Московский ансамбль современной музыки.

Поделиться

На Дягилевском фестивале всегда была представлена визуальная составляющая. Многие помнят перформанс арт-группы «Синие носы», которые запускали фейерверк из штанов перед театром оперы и балета. В последнее время ярких выставок проходит мало. Почему?

– Это не совсем так. Например, в рамках нынешнего фестиваля в Музее советского наива откроется выставка художника-примитивиста Василия Григорьева, столетний юбилей которого мы отмечаем в 2014 году. А в Пермской галерее – выставка «"Пейзаж, способный обойтись без меня…" русский взгляд на Венецию», на которой будет представлено искусство венецианской художественной школы XVI–XVIII веков и произведения современных мастеров.

Дягилевский фестиваль был основан в 2003 году. Все ли вам удалось осуществить за это время?

– Удалось главное – Дягилеский фестиваль поднимает значение Перми в России, а России – в мире. Я удивляюсь, как много было создано и показано пермякам за эти десять с небольшим лет. Меня радует, что фестиваль живет и наполняется новыми смыслами и содержанием. Это неизбежно, потому что меняется культурный контекст, а искусство, даже классическое, должно идти в ногу со временем.

Олег Левенков – директор Дягилевского фестиваля. Окончил государственный институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «театровед», аспирантуру в Государственном институте искусствознания. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии ПГНИУ, крупнейший российский баланчинист, автор первой биографии на русском языке Джорджа Баланчина. Инициатор первых «Дягилевских чтений», которые состоялись в 1987 году. В 2003-м на их почве вырос фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж», сегодня получивший лаконичное название – Дягилевский фестиваль.

Фото: Фото и видео Михаила ВОСКРЕСЕНСКИХ, монтаж Андрея БЕЛОУСОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter