
Поделиться
После введения санкций фермеров считают одними из главных производителей продукции для импортозамещения. Сами производители мяса, овощей, молочной продукции сетуют на отсутствие нормальных возможностей для выращивания продуктов и доступа на рынок. Фермеры намерены обратиться к краевым властям с резолюцией, где расскажут о своих проблемах. Вопрос выживания фермерского хозяйства в Прикамье стал предметом дискуссии, которая состоялась в пресс-центре 59.ru.
Введение санкций против западной продукции стало поводом для обсуждения будущего местных производителей. Речь идет о малом и среднем бизнесе – фермерах, поставляющих мясо, овощи и молоко в магазины Пермского края. Совместно с крупными прикамскими предприятиями фермеры должны заполнить лакуну, образовавшуюся после ухода европейцев с рынка. Так думает российское правительство. Но в реальности оказывается, что проблемы накапливались в отрасли годами, и мгновенно их не решить.
Прикамские фермеры уже выразили готовность увеличить производство, но заявляют о том, что нет самого главного – доступа к деньгам. Предприниматели считают, что получить финансирование сегодня крайне сложно и от государства, и от банков. По словам краевых властей, идеи по «облегчению ноши фермеров» уже разрабатываются различными структурами. К примеру, Центробанк подумывает о введении беззалоговых кредитов. К тому же, по словам властей, сейчас фермерам активно предоставляют субсидии – нужно только брать. «Предприниматели в Пермском районе говорят, что им нужно срочно и много помогать, но мне кажется, что здесь прослеживаются иждивенческие мотивы, – заявил председатель регионального отделения «Опоры России» Дмитрий Сазонов. – У нас сельское хозяйство плотно сидит на субсидиях».
О выдаче субсидий говорится много. Но отдавая деньги, власти хотят получать взамен полки, заполненные качественной и доступной продукцией. Чем мы сегодня можем себя обеспечить? Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Виктор Радыгин сообщил, что коэффициент обеспеченности по мясу сейчас остается на уровне 46%, по молоку и молочным продуктам – в районе 70%, по яйцу – 100%, по картофелю – в зависимости от урожайности до 100%, по овощам – почти 70%. «Внимание к производителям у нас чрезмерное, – заметил г-н Радыгин. – Никогда еще минсельхоз не был в центре внимания. Производители плотно сидят на господдержке». Но он отметил, что развитие хозяйств не очень активное. «Аптеки, заправки растут без поддержки, а что касается ферм и распаханных гектаров, они не растут, из чего мы делаем вывод, что это не так выгодно, особенно в наших климатических условиях», – заметил чиновник.
Мясное направление, признает Радыгин, сейчас не очень популярное, но уже разработаны программы по его стимулированию, в частности, можно привозить мясо из других регионов. Можно было бы и свое запустить, но есть еще одна проблема – пункты забоя. По словам Сазонова, в крае созданы жесткие регламенты по убою животных, но возможность правильного проведения этой процедуры недоступна из-за дороговизны, а штрафы за неправильный забой доходят до 200 тысяч рублей. Наличие проблемы подтвердили и в краевом правительстве. «По новому регламенту оказалось, что у нас нет убойных пунктов, который бы мог обеспечить поток мяса на прилавки, – сообщил Радыгин. – Но мы создали специальную программу, которая до 50% компенсирует производителям затраты на убой».
«С крупными предпринимателями встречи проводятся регулярно. Все прекрасно понимают, что если и закрывать бреши, то лучшим ими. Сейчас есть возможность поддерживать малые формы хозяйства. Но мы столкнулись с проблемой – получили от минсельхоза субсидии, но не можем получить финансирование от банка на убойный цех», – заявила исполнительный директор региональной «Опоры России» Наталья Коробейникова. Речь идет о предпринимателе Александре Кибанове, который наладил производство мяса кроликов в регионе. По его словам, он также столкнулся с трудностями с клеймением животных: для его кроликов эта процедура стоила столько же, сколько и для коров. «Почему фермеру трудно получить пакет документов по ветнадзору? По стоимости и содержанию он равен пакету для крупного предприятия», – добавила Наталья Коробейникова.
Сбыт продукции власти намерены осуществить через ярмарки. Производители уже заявляли о нехватке специализированных мест передвижной торговли. И вот, как считает губернатор Виктор Басаргин, такие ярмарки должны будут работать не менее двух дней в неделю в каждом крупном городе Пермского края. Правда, некоторые фермеры заявили о необходимости упростить процесс приобретения им постоянной точки в городе на стационарной основе. По их словам, им нет смысла участвовать в ярмарках, где их продукцию никто не знает, стоять на центральном рынке, который, по их мнению, уже перестал быть центром торговли, ведь жители хотят покупать все необходимое около дома.
Второй путь сбыта продукции – через социальное питание, например, в школы. Однако в данном случае организацией питания занимаются аутсорсинговые компании, которые предпочитают покупать замороженное мясо из других регионов, которое в полтора раза дешевле продуктов местных производителей. По той же причине фермеры не интересны крупным сетям, считают эксперты. «Я думаю, что наши сетевики прекрасно понимают, что им не интересна продукция от нашего малого и среднего предпринимательства от сельского хозяйства, – заметила руководитель комиссии по сельскому хозяйству «Опоры России» Дарья Ронзина. – Во-первых, в регионе слабо развита система кооперирования, производители не могут гарантировать поставку крупных и стабильных партий. Во-вторых, практически отсутствует система первичной переработки, а сети не заинтересованы в таком товаре. Кроме того, в крупных сетях существует достаточно сложная для фермеров система оформления документов».
С экспертом поспорила предприниматель Галина Толстова. Ее уже приглашали в одну из крупных сетей Перми. «Во всей линейке сельхозпродуктов выпали салаты – их везти неоткуда, поэтому к нам обращались, спрашивали, можем ли мы на своих площадях закрыть данную линейку, – рассказала она. – Но при том, что я плачу за электроэнергию столь большие деньги, я должна за салат брать в полтора раза больше Запада. У нас в регионе день короткий, поэтому мы должны досвечивать с трех часов». С предпринимателем согласны многие эксперты – сейчас программы по субсидированию фермеров по энергоносителям и увеличения энергоэффективности сельхозпредприятий отсутствуют. А один из фермеров сообщил, что из-за очередей хозяйству придется полтора года ждать, пока к нему подведут электричество.
Что касается качества, то тут каждый сам за себя. «Подтверждение безопасности продукции является прерогативой самого владельца, – заметила замдиректора ГБУВК «Пермский ветеринарный диагностический центр» Светлана Сухарева. – Производители сами к нам приходят и проверяют. Однако на территории отсутствует мониторинг пищевой продукции, что является функцией Роспотребнадзора».
Фермерам рекомендуют объединяться по отраслям. Так им проще будет зайти на рынок, оформить документы и пройти ветеринарный надзор. Сами фермеры намерены передать список своих проблем и претензий губернатору Басаргину и правительству. Отметим, что времени у производителей не так уж много – меньше чем через год закончится срок санкций. Но может быть, активный интерес к малым фермерам является бессрочным.