Все новости
Все новости

Курентзис верит обещаниям губернатора

Поделиться

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис не намерен терпеть попытки краевого министерства культуры диктовать ему репертуар. Он надеется, что зарвавшихся чиновников поставит на место губернатор Басаргин.

С резкой критикой политики министерства культуры Пермского края известный дирижер выступил накануне, 18 сентября. Возмущение художественного руководителя вызвало не столько сокращение финансирования театра (переговоры о выделении дополнительных денег в настоящее время идут напрямую с губернатором Басаргиным), сколько попытки влиять на репертуарную политику. Курентзис обвинил чиновников минкульта в некомпетентности, заявив, что слушать их мнение в этом вопросе он не намерен. Резкие высказывания худрука встряхнули культурную общественность города, заставив задуматься, как долго Курентзис будет руководить театром, который остается пока главным оплотом новаторского искусства в Перми.

«Денег, которые нам дают, чтобы делать спектакль каждый год, хватит только для одного-полутора спектаклей, хорошего балета и половины детского спектакля, – рассказал накануне Теодор Курентзис. – Выбор предстоит – или один год ставить оперу, или балет».

При этом, по госзаданию, министерство культуры требует, чтобы среди новых спектаклей оперного театра была одна постановка современного российского автора и одна постановка классического зарубежного автора. Кроме того, один спектакль непременно должен быть поставлен на музыку Петра Чайковского. В ответ Теодор Курентзис назвал чиновников минкульта людьми, которые не знают, сколько опер и симфоний написал великий русский композитор, однако имеют наглость приходить и диктовать свои условия.

«Министерство культуры является учредителем театра и считает, что это дает ему право влиять на репертуарную политику. Теодор Курентзис думает иначе, – комментирует ситуацию редактор отдела культуры ИД «Компаньон» Юлия Баталина. При этом журналистка не считает, что конфликт будет иметь далеко идущие последствия. – Скорее всего, театр отстоит бюджетное финансирование в переговорах с губернатором, и Теодор Курентзис останется в Перми как минимум в ближайшие три года. 30 миллионов – не та сумма, ради которой одной стороне стоит упираться рогами, а другой – идти ва-банк».

С ней не согласен галерист и бывший директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман, который имеет опыт конфликта с действующими властями края. По его мнению, Пермь потеряет Теодора Курентзиса. «К сожалению, этот процесс неизбежен, – сообщил Гельман 59.ru. – Теодор – человек терпеливый. И, видимо, высказался только в тот момент, когда закулисные переговоры с министерством культуры ни к чему не привели». Игоря Гладнева Гельман назвал невежественным человеком, подчеркнув, что «цензура принижает творца до уровня исполнителя, а свобода для искусства – как кровь для тела».

Повлияют ли заявления Теодора Курентзиса на государственное задание к оперному театру, выяснить не удалось. Сначала министр культуры и его помощники были заняты на заседаниях. Затем, как сообщили 59.ru в приемной ведомства, они отправились на церемонию открытия смотра-конкурса художественной самодеятельности, посвященного грядущей 70-й годовщине Победы. Там же собрались чиновники из других регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. «Игорь Алексеевич не может разговаривать. Сами понимаете, что это за формат. Не мне вам объяснять, – заявили 59.ru в приемной минкульта. – Этап всероссийского конкурса! Министры приехали, целые делегации».

«Творческий поиск Теодора Курентзиса обращен как в историческую ретроспективу отечественного оперного и балетного театра, так и в неведомую нам, стратегическую, я бы сказала, перспективу», – считает музыкальный критик и эксперт премии «Золотая маска» Елена Черемных. Стремление краевого минкульта диктовать Курентзису условия она назвала «хамстовом» и попыткой установить цензуру. «Теодор – музыкант, которые рождаются, возможно, раз в столетие. Совершенно непонятно, по какому праву и на основании какого опыта чиновники могут ему что-то навязывать. Пермский театр в Москве не просто ждут, его ждут как сенсации. Вероятно, культурные чиновники местного министерства этого просто не знают. Как бы они не пробросались человеком такого уровня и такого масштаба, как Теодор, снискав дурную репутацию городу и краю».

Тем временем Пермский театр оперы и балета готовится к премьере оперы «Дон Жуан». Постановку, завершающую проект «Трилогия Моцарта – Да Понте в Перми», покажут в воскресенье, 21 сентября. Дирижер и художественный руководитель Теодор Курентзис надеется, что конфликт разрешится, и он продолжит работать. На вопрос журналиста интернет-газеты Colta.ru верит ли Курентзис в то, что новая сцена театра будет построена и он будет там играть, а большие режиссеры – ставить спектакли, маэстро ответил: «Да, я верю. Мне обещал это губернатор, Виктор Федорович Басаргин. Он дал слово. Я уверен – он человек слова. У меня очень хорошие отношения с Виктором Федоровичем. Я ему доверяю».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter