19 апреля понедельник
СЕЙЧАС +0°С

Сергей Федотов, худрук театра «У Моста»: «Фестиваль МакДонаха – это возможность говорить не только о санкциях в отношении России»

Поделиться

На следующей неделе в Перми откроется I Международный фестиваль Мартина МакДонаха. Зритель увидит 14 спектаклей театров из Германии, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании и России. О том, как пермскому «У Моста» удалось создать «макдонаховский бум», режиссер и художественный руководитель театра Сергей Федотов рассказал 59.ru.

 

Сергей Павлович, вам не кажется, что сейчас не самое подходящее время для проведение международного фестиваля с участием западных театров?

– Когда мы летом показывали «Калеку с острова Инишман» в Литве и Белоруссии, журналисты спрашивали у нас тоже самое. Но я думаю, что сейчас самое время. Искусство вне политики. Если политика разъединяет, то искусство – напротив, объединяет людей. В Пермь приедут театры из семи стран. Мы вели с ними переговоры в течение года, и ни у кого не было никаких вопросов по поводу санкций и отношения к России. К нам приедут российские и европейские театры, которых объединяет любовь к английскому драматургу.

А Мартин МакДонах и театровед Патрик Лонерган тоже приедут в Перми?

– Конечно! Кроме них, в жюри фестиваля войдут режиссер, профессор Ганноверского университета Нина Мазур, литовский актер, профессор Академии музыки и театра Литвы Владас Багданос, французский режиссер Ролан Боннин и другие. Все они проявляют огромный интерес к фестивалю, на который, кстати, было подано более 100 заявок со всего мира. Фестиваль – это возможность говорить о другом, не о санкциях в отношении России. Это возможность найти общий язык.

Поделиться

Вы встречались в Ирландии с Мартином МакДонахом. Насколько он как человек адекватен своим текстам?

– Он очень живой и настоящий. А главное в его пьесах – внимание и любовь к человеку. Все его герои, несмотря на то, что они маргиналы, а часто еще и очень жестоки, имеют невероятную наивность и доброту. Мартин очень похож на своих героев. Он такой же наивный и открытый. Когда я попросил его подождать, чтобы вызвать переводчика, он смущенно извинился и сказала, что здесь его ждет его семья – актерская труппа. У него абсолютно нет никакой позы. После встречи я попросил ирландского прохожего сфотографировать меня с великим драматургом нашего времени. На что Мартин очень скромно начал отнекиваться. Вообще, я не ожидал, что встречусь с МакДонахом. Он родился и живет в Лондоне, сейчас работает над новым фильмом в Голливуде. А в Ирландии он бывает не часто – два раза в год.

Вы тоже в Ирландии бываете не часто...

– Ну, да. (Смеется.) У меня была встреча с театроведом Патриком Лонерганом, который написал первую в мире монографию о МакДонахе. А мы перевели и издали ее на русском – тоже первыми! Получилось как в сказке! В течение дня мы получили разрешение на печать книги от Патрика и лондонского издательства. Потом договорились с пермским переводчиком, потом спонсор сам вызвался помочь с печатью книги. Так вот, после встречи с Патриком, который сам видел МакДонаха один раз в жизни, я спокойно шел по улочкам городка Голуэе, а тут из паба мне навстречу вышел Мартин. Я сказал: «Привет, Мартин!» Он ответил: «Привет, а ты кто?» После того, как я представился, он воскликнул: «А, фестиваль в Перми! Да, я приеду!» После этого мы немного поговорили, он поблагодарил, что пермский театр «У Моста» создал в России моду на МакДонаха.

Поделиться

Почему так популярен МакДонах в России? Это связано с обилием насилия в его пьесах?

– Нет, его пьесы – это настоящая литература. А насилие – это фон, на котором разворачивается история человеческих душ. Он показывает, что в каждом человеке, даже в опустившимся на самое социальное дно, есть добро. Часто после «Сиротливого запада» зрители говорят нам, что оказались в точно таких же обстоятельствах, что им нужно срочно позвонить своему брату или близкому, чтобы помириться. Мой друг из московского ТЮЗа рассказал мне историю, которая повторяла сюжет пьесы МакДонаха. Мать его двоюродного брата умирала от рака и перед смертью буквально изводила своих родных. Он так ненавидел свою мать, что даже не пошел на похороны. А в день ее похорон умер сам.

Вы только что привели пример, как искусство влияет на людей. Несколько лет назад у нас был проект «Пермь – культурная столица», который тоже ставил своей целью с помощью культуры изменить жизнь горожан. Но вы его не приняли. Почему?

– Знаете, с самого первого дня существования театра мы боремся за славу родного города и, гастролируя по всему миру, доказываем, что Пермь – не культурная провинция. На проект «Пермь – культурная столица» выделялись огромные деньги, которые уходили на финансирования различных московских художников и театров. Когда был фестиваль пермских театров в Санкт-Петербурге, нас даже туда не взяли! Так что мы и до, и после этого проекта мы как работали так и продолжали работать.

Поделиться

Сейчас деньги не уходят на финансирование московских культурных деятелей. Вам стало лучше?

– У нас всегда было мизерное финансирование.

В 2006 году театр чуть не закрыли...

– У театра протекала крыша, мы обратились к нашим учредителям – администрации города, чтобы нам выделили 2 млн рублей на ремонт. Денег нам не дали, зато стали устраивать травлю и доказывать, что здание находится в аварийном состоянии. Был даже приказ за подписью заместителя мэра... не помню его фамилию о том, что театр нужно закрыть. Полгода у нас была настоящая война. Мы доказывали, что никакой опасности для зрителя нет. В итоге, мы на свои деньги сделали ремонт и устранили все нарушения. В общем, чаще всего городская администрация нам вредила. Практически, 20 лет театр жил в глухой обороне. Мы гастролировали по всему миру, получали театральные премии, а в Перми выживали. Но 5 лет назад ситуация поменялась. Благодаря приходу в городской департамент культуры Вячеслава Торчинского, нам стали помогать.

Вы сказали, что сделали ремонт на свои деньги. Откуда они у театра?

– Мы зарабатываем самостоятельно. В прошлом году мы заработали 48 млн рублей. А наше бюджетное финансирование составляет 36 млн рублей. То есть мы больше зарабатываем, чем получаем. Такого нигде нет. Поскольку театр организовался снизу, а не как чиновничья инициатива, мы все время требовали к себе внимание. Чиновникам мы были неудобны!

Поделиться

Третий зал, который был недавно построен, – тоже заслуга театра?

– Мы умеем зарабатывать и умеем правильно тратить. Одно из важных направлений – инфраструктура театра. В прошлом году мы решили переделать наш дворик в фойе. Попросили 5 млн у городских властей – не дали. Тогда решили строить на свои. После этого горадминистрация перевела нам чуть более 1 млн рублей. А в этом году мы сами построили второй этаж над вторым крылом театра. У нас появился третий зал на 100 мест, Мистический музей, четыре новые гримерные, душевая и туалет. А другая наша статья расходов – это зарплата актерам.

Какова средняя зарплата в театре?

– Деньги на заработные платы от городской администрации мы получаем согласно тарифной сетке – от 2 до 15 тыс. рублей. Естественно, мы не можем платить 2 тыс рублей, поэтому доплачиваем сотрудникам из собственных средств. Ведущие актеры у нас могут получать до 60 тыс рублей. Актеры у нас нигде не подрабатывают. Мы много играем – в месяц по 60, а то и 70 спектаклей.

В каком сейчас состоянии находится театральная труппа?

– В очень хорошем. К нам каждый год приезжают режиссеры – Леон Кейн, Василис Лагос, Кшиштоф Занусси. И все они отмечают высокий уровень актерского мастерства, наши актеры могут играть любые жанры. Владимир Ильин, Ирина Ушакова, Марина Шилова, Галина Гринберг, Илья Бабошин, Сергей Мельников, Василий Скиданов – это те актеры, на которых держатся все семь спектаклей по пьесам МакДонаха. И на каждом фестивале они получают призы. Театр «У Моста» – не режиссерский театр, я все делают с помощью артистов.

Поделиться

Что зритель увидит после Международного фестиваля МакДонаха?

– К нам на фестиваль приедет французский режиссер Ролан Боннин, с которым мы ведем переговоры о создании постановки.

Будет ли театр ставить спектакли по пьесам других драматургов?

– Я ищу драматурга, который был бы мне интересен как МакДонах, – но пока что такого нет. 

Первый Международный Фестиваль Мартина МакДонаха пройдет в Перми с 7 по 14 октября 2014. Лучшие европейские макдонаховские спектакли сыграют труппы из Штутгарта (Германия), Вены (Австрия), Праги (Чехия), Сараево (Босния и Герцеговина), Торуни (Польша), Баку (Азербайджан), Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Челябинска, Перми. Всего – 14 постановок.

МакДонах – драматург, сценарист и кинорежиссёр, автор семи пьес и постановщик трех художественных кинофильмов – «Шестизарядник» (2004), «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Семь психопатов» (2012), лауреат кинопремии «ОСКАР», театральных премий «EveningStandard» и «Тони», обладатель премий Лоуренса Оливье, британской премии BAFTA, премии Эдгара Аллана По, премии британского независимого кино и многих других.

Сергей Федотов, основатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста», первый в России поставил в 2004 году «Сиротливый запад» Мартина МакДонаха, став первооткрывателем для русскоязычного театра выдающегося ирландского драматурга. Несмотря на то что на сегодняшний день в России существует более 120 постановок МакДонаха, спектакли Сергея Федотова критики до сих пор считают лучшими. «У моста» – единственный в мире театр, на сцене которого поставлены все 7 макдонаховских пьес. «Сиротливый Запад» был номинирован на «ЗОЛОТУЮ МАСКУ-2008» и был показан в Москве среди лучших спектаклей России. В 2010 году Театр «У Моста» стал лауреатом «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» со спектаклем «Калека с Инишмана». В 2012 году театр получил эксклюзивное право первой постановки пьесы «Безрукий из Спокэна». Спектакль также стал номинантом «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» и был показан в Москве среди лучших спектаклей России 2012 года.

Фото: Фото и видео Андрея БЕЛОУСОВА, монтаж Павла ГРИНКЕВИЧА

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...