Есть ли у региона антикризисный план, перенесут ли зоопарк в Черняевский лес и почему в краевом правительстве никто не отвечает за конечные результаты – об этом 59.ru рассказала депутат Законодательного собрания Пермского края Лилия Ширяева.
– Лилия Николаевна, региональный «антикризисный» план предполагает сокращение расходов краевого бюджета на 5%, а лимиты бюджетным учреждениям будут урезаны на 10%. Это конечные сокращения или мы увидим новые?
– Законодательное собрание будет обсуждать антикризисные меры на февральской пленарке (19 февраля. – Прим. редакции). На данный момент главное – привести бюджет в соответствие с сегодняшними реалиями. Еще в декабре при рассмотрении бюджета во втором чтении депутаты задавали вопросы правительству, насколько реальны цифры, если бюджет основан на прогнозах, которые были в мае 2014 года.
– На сколько была переоценена доходная часть бюджета?
– По оценкам специалистов, на момент его принятия он был переоценен на 7-10 млрд рублей. То есть на 10%.
– Помимо того, что бюджет дефицитный, мы еще и не дополучим деньги от налогов – прибыль крупнейших промышленных предприятий Прикамья падает. С этим что делать?
– Да, налог на прибыль не соответствует реалиям. И это тоже было понятно еще в ноябре прошлого года. Понимаете, сложность состоит в том, что нужно не просто резать бюджет на 10% по доходам и расходам, а резать изначально доходы, потому что они были не правильно спрогнозированы правительством. А уже исходя из этого принимать антикризисные меры.
– Вопросов к бюджету много – например, в 2013 году депутаты приняли дефицитный документ...
– Да, ситуация серьезная. Сейчас объем дефицита и заимствований, который предлагает правительство, просто зашкаливает. Дефицит на пределе, а плата за обслуживание государственного долга исчисляется миллиардами. Мы предостерегали об этом. Было рекомендательное постановление Законодательного собрания в адрес правительства, чтобы внести содержательные корректировки о прогнозе и сценарных условиях бюджета.
– Которые бы учитывали цену на нефть и курс валюты?
– А еще уровень инфляции! На момент принятия бюджета, то есть в ноябре прошлого года, они уже были не адекватны реальным.
– Вы были услышаны?
– К сожалению, нет. Правительство не внесло поправок. Сейчас мы находимся в такой ситуации, что не зависимо от того, принимаются или нет антикризисные меры, мы должны привести бюджет в соответствие с реальными цифрами.
– Какие статьи расходов в бюджете вызывают опасение? Без чего можно обойтись?
– Таких статей много. Можно жить по средствам, а можно хорошо.
– А можно конкретно? Вот, например, в бюджете есть статья о переносе зоопарка...
– Мы каждый год голосуем за то, чтобы исключить эту статью в бюджете. Но правительство не соглашается и каждый раз неизрасходованная сумма остается в бюджете. Мы видим некий резерв, который использует правительство для других целей. Никто не спорит, что зоопарк нужно переносить! Но правительство делает все шаги, чтобы этот процесс затянуть. Если бы чиновники вовремя начали перенос на улицу Братская, то уже сегодня можно было бы его открывать.
– Помимо зоопарка в крае запланировано строительство несколько крупных инфраструктурных проектов. Вы считаете, что они будут реализованы?
– Я считаю, что сейчас стоит вопрос о том, что выбрать. Нельзя распылять бюджет, уменьшив финансирование проектов на 10%, нужно расставить приоритеты, сделать выбор.
– Что можно и нужно оставить?
– Лично для меня такими ключевыми проектами являются строительство новой сцены Театра оперы и балета и новое здание Пермской галереи.
– Почему важны именно культурные проекты?
– Во-первых, это наши бренды, они двигают регион. В кризис, когда люди будут предпочитать внутренний туризм, нам будут нужны местные достопримечательности.
– Это то, о чем говорила команда Олега Чиркунова: нам нужно поднимать инвестиционную привлекательность региона с помощью культуры...
– Да, я с этим полностью согласна. А потом, существует предел ожидания. Постоянно говорить и не делать – уже нельзя. И технически тянуть – тоже: театр нуждается в реконструкции, а Кафедральный собор, в котором располагается галерея, принадлежит РПЦ.
– Вы сказали о приоритетах. Новая команда руководит краем два с половиной года. У вас есть понимание, куда мы идем? Потому что со стороны кажется, что никаких приоритетных направлений развития региона нет.
– Сегодняшняя ситуация отличается от четырех-пятилетней давности тем, что Пермский край имеет официальный документ – Программу социально-экономического развития. К ней приложен набор показателей, которых нужно достичь. Показатели разбиты по отраслям. И для меня, как для законодателя, понятно, что мы должны делать и к чему стремиться. Именно с оглядкой на эти показатели должны разрабатываться государственные отраслевые программы. А они, в свою очередь, стать основой принимаемого бюджета. То есть все все понимают. Другое дело, как это исполняется. Реальных показателей мы не видим.
– Почему?
– Потому что исполнение их не закреплено за конкретными чиновниками. Формально никто ни за что не отвечает.
– Как долго продолжится кризис? И что нужно сделать, чтобы его негативные последствия не испытали на себе тысячи пермяков?
– Любой кризис – это испытание как для экономики в целом, так и для каждого человека. При входе в кризис не понятно, что будет дальше. Даже ведущие экономисты России не могут спрогнозировать, что например, произойдет с рынком недвижимости: упадут ли цены или напротив взлетят. Поэтому власти в этой ситуации нужно проводить системный мониторинг в сфере занятости, экономики, промышленности, сельского хозяйства. И на основание этого делать прогнозы и предпринимать действия. В той же строительной промышленности от государства требуется не только вкладывать деньги в расселение людей из ветхого и аварийного жилья. Нужно перестроить всю систему взаимоотношения с бизнесом, начать реально ему помогать. Нельзя чиновнику отвечать на запрос организации 30 дней, а потом отправить ответ, что к пакету документов не была приложена «одна бумажка». Напротив, нужно совершать действия, которые помогут бизнесу быть эффективнее. А для строительства сроки получения разрешительных документов – один из ключевых моментов.
Если говорить о пермских домохозяйствах, им нужно произвести оценку своих сил и возможностей. Отказаться от не нужного. Поискать дополнительные возможности. Или заняться тем, чем всегда мечтал, но для этого не было времени.
Лилия Ширяева – депутат Законодательного собрания Пермского края. Избрана в 2011 году от политической партии «Справедливая Россия». В 1999 году окончила Пермский государственный университет по специальности «Юриспруденция». В 2007 году окончила Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по направлению «Стратегическое планирование, территориальное развитие муниципального образования». Депутат, работающий на постоянной профессиональной основе. Заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края.