В условиях нестабильной экономической ситуации на рынке недвижимости активизировались мошенники. Пермь, к сожалению, славится «черными риелторами», и случаев афер с квартирами в городе более чем достаточно. Как сегодня обезопасить себя на небезопасном рынке?
Наша компания приняла решение использовать для клиентских сделок только определенные способы расчетов, которые, на наш взгляд, обеспечивают безопасность. Это использование банковской ячейки или аккредитива и расчеты после регистрации права собственности.
Какие преимущества дает банковская ячейка?
Во-первых, это отсутствие всякого рода сомнений между продавцом и покупателем. Покупатель в присутствии продавца и сотрудника банка закладывает сумму, определенную договором, в ячейку. Как правило, в этот же день участники сделки подают документы на государственную регистрацию в Управление Росреестра. Продавец забирает деньги покупателя из ячейки только при условии, если он предоставит сотруднику банка документы, подтверждающие факт перехода права собственности: «погашенное» свидетельство и выписку из ЕГРП. Во-вторых, сохранность денежных средств не вызывает сомнений. Депозитарий тщательно охраняется. В-третьих, при банкротстве банка (что в наше время, к сожалению, стало привычным явлением), содержимое ячеек не включается в конкурсную массу, так как по закону является исключительно собственностью арендатора ячейки. То есть свои средства можно будет забрать в любой момент.
Что касается аккредитива, то этот инструмент «работает» по тому же принципу, что и банковская ячейка. На имя продавца открывается специальный счет в банке, но забрать деньги он может только при условии документов, подтверждающих переход права собственности на объект недвижимости к покупателю. Аккредитив удобен тем, что можно проводить расчеты дистанционно, например, если продавец после подачи документов на госрегистрацию, уехал в свой город. Многие банки представлены в различных городах, поэтому проблем с этим вопросом не возникает.
Удобны и расчеты после регистрации сделки. Покупатель передает деньги продавцу, уже став собственником приобретаемого объекта. У этой сделки есть минус, который в то же время является одновременно и плюсом. Это сделка с обременением, и продавцу необходимо после получения денег прийти в Управление Росреестра и написать заявление о снятии обременения. В чем плюс? Такие сделки по закону регистрируются быстро – в течение 5 дней.
Эти формы расчетов наша компания применяет с 1 октября 2015 года. Практика работы в течение первого месяца показала, что мы сделали правильный выбор. Клиенты принимают наши условия, поскольку видят все преимущества таких расчетов. Наша задача – не только предоставить хороший сервис, но и обеспечить клиентам полную безопасность по совершаемым сделкам.
Андрей Лесин – руководитель департамента сопровождения сделок Федеральной риелторской компании ЭТАЖИ, кандидат юридических наук. Сфера профессиональных интересов: правовое регулирование оборота недвижимости, защита прав потребителей, ипотека, страхование. Стаж профессиональной деятельности более 15 лет.
Фото: Фото предоставлено федеральной риелторской компанией «Этажи»