В пяти регионах России в тестовом режиме запущена новая модель наставничества. Она заключается в том, чтобы передать опыт и знания детям через неформальное общение. В 2020 году этот проект будет внедрён и в Перми.
Кто такие наставники?
Наставников нужно искать вокруг самой образовательной организации. В первую очередь это выпускники, которые с благодарностью готовы вновь прийти в свою школу. Также это могут быть родители, которые готовы вдохновить своих и чужих детей.
Люди, привлеченные со стороны, могут прийти раз или два, а потом забыть про своих подопечных, ведь деятельность наставников — волонтерская в своей основе. Совсем другое дело, если человек благодарен своей школе или если у него здесь учится ребенок. Так возникает более серьезная мотивация.
Можно ли выучиться на наставника?
Пройти курсы и стать наставником нельзя. Никто не будет учить инженера, как показывать молодым специалистам свою работу, или расписывать бизнесмену план лекций по маркетингу для старших классов. Они ценны своим видением.
Но наставникам можно покажут, как передавать детям свой жизненный опыт, на каких принципах должна строиться коммуникация, как выстроить отношения, как слышать и слушать, провести первую встречу, понять, возникла ли «химия» в общении… Для этого разработали специальные техники.
Уже есть примеры успешного наставничества?
Как отмечает Ирина, модель наставничества хорошо себя зарекомендовала. Есть примеры, когда предприниматели приходили в школы и стали проектными наставниками для учеников, вместе с ними работали над школьными или даже бизнес-проектами. Кроме того, сложилось более 500 тандемов между взрослыми и детьми в трудной жизненной ситуации.
Например, в Ивантеевке подопечный после общения с наставником бросил курить и занялся спортом. В Москве наставница помогла решить затянувшийся конфликт ученицы с педагогами и одноклассниками. Оказалось, что девочка просто хотела заниматься фотографией.
Но наставничество — это не только про помощь подросткам в трудной жизненной ситуации. Специалисты центра «Ментори» уверены, что оно придет в обычные школы и к талантливым детям. И сейчас уже есть примеры успешной работы над творческими проектами. Ведь очень часто школьникам не хватает обычной программы, им хочется видеть шире, успевать больше, знать глубже.