В сквере Миндовского есть местная достопримечательность — самолет Ан-24. Можно не только делать селфи на его фоне, но и посмотреть изнутри, а самое главное — перекусить в нем или хорошо пообедать. Ведь это целый самолет-ресторан. Мы узнали, как он здесь появился и какова его история.
2550 лошадиных сил, 2 багажных отсека и буфет
О прошлом самолета помогли узнать в Музее авиации Перми. Пассажирские самолеты Ан-24 были разработаны в конструкторском бюро Олега Антонова и выпускались с 1959 по 1979 год. Пермский борт был изготовлен на Уфимском агрегатном производственном объединении в ноябре 1967 года. Уже через месяц он совершил первый полет. Бортовой номер судна до сих пор сохранился: сначала он значился под № СССР-47773, с 1994 года самолету присвоили номер RA-47773. Последний написан краской на борту. В советское время самолет был закреплен за Уральским управлением гражданской авиации Аэрофлота, а в постперестроечное — за «Пермскими авиалиниями».
Судно оснащено двумя турбовинтовыми двигателями, мощность каждого на взлёте — 2550 лошадиных сил. Диаметр винтов — 3,9 метров. Помимо кабины и пассажирского салона на борту были передний багажный отсек, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек. В годы Советского Союза Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на него заключалась в возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.
За спасение пассажиров экипаж наградили часами
23 июля 1978 года при выполнении рейса по маршруту Киров — Куйбышев — Волгоград — Минеральные Воды самолет совершил вынужденную посадку в экстремальных условиях. Все пассажиры и экипаж остались целы. Этот случай подробно описан в приказе о награждении летчика и механика.
«После взлёта в аэропорту Волгограда, на высоте 100 метров, произошёл отказ правого двигателя с флюгированием воздушного винта из-за механического разрушения концевого выключателя датчика автоматического флюгирования, — описывается в приказе. — В условиях высокой температуры наружного воздуха +26 градусов и повышенной турбулентности при скорости ветра 10–13 метров в секунду, а также при максимально допустимом взлетном весе в 21 тонну, экипаж смог посадить судно на аэродром вылета».
За спасение жизней капитана Станислава Якимова и бортмеханика Ивана Алпашкина наградили именными часами.
Теперь — «Яша-самолет»
Борт списали 26 апреля 1999 года из-за отработки календарного ресурса. Он пролетал 31 год и 4 месяца. До августа 2001 года самолет находился на хранении авиакомпании. По словам нынешнего владельца борта, судно ему передал друг-летчик, которому в связи с выходом на пенсию подарили самолет.
— Мы установили его в августе 2001 года в сквере Миндовского и построили вокруг него помещение ресторанчика, — рассказал 59.RU владелец. — Само судно оставили таким, каким оно было. Сохранили салон, кабину, штурвал, все приборы. Все желающие приходят, смотрят и фотографируются.
На первом этаже кафе — просторный зал со столиками. Потолок кажется странным — вогнутой формы. Это нижняя часть Ан-24. По винтовой лесенке можно подняться в сам самолет, посидеть в салоне, разделенном на несколько кабинок со столиками, заглянуть в иллюминатор, представить себя на месте пассажира. Мебель осталась еще с советского времени.
Но самое интересное здесь — в огромной кабине пилота, в которой сохранились штурвал и все механизмы управления. Всё можно трогать и нажимать. Только не переусердствуйте, чтобы не сломать. Хотя всё здесь достаточно по-советски надежно.
До коронавируса можно было обедать не только в кафе, но и в кабинках самолета. Сейчас внутренние помещения не используются, пока, согласно санитарным правилам, посетителей обслуживают в просторном летнике и шатрах рядом с самолетом.
Арендаторы ресторана менялись не раз. Сейчас здесь размещается бывшее кафе «Яша», которое раньше работало в манеже «Спартак». Посетители так и именуют кафе — «Яша-самолет». Название закрепилось.
В основе меню — азербайджанская кухня. Мясо, колбаски и кутабы готовит сам шеф-повар Яша и его помощник. Еще здесь можно попробовать свинину, баранину и говядину, приготовленные на костре. Их подают на тарелках или на саже на углях. Популярностью пользуются национальные салаты чобан, руал, супы бозбаш и пити из баранины и нута в горшочках, ароматный чай с чабрецом.
Недавно мы публиковали путеводитель по необычным местам Перми. Кафе-самолет «Яша» там тоже есть, а еще истории Дома Грибушиных, Пермской деревянной скульптуры и Егошихинского кладбища.