јльфиз —абиров и начало новой скульптуры
јльфиз —абиров и начало новой скульптуры

¬ 20 лет јльфиз —абиров училс€ на преподавател€ »«ќ и черчени€ и даже не мечтал о том, что когда-нибудь будет скульптором. —ейчас ему 32, и его работы выставл€ютс€ в галере€х ћосквы, ѕарижа, √ренобл€, –иги и других городов.

¬ новую мастерскую јльфиз переехал недавно. ќна расположилась на первом этаже обычной п€тиэтажки, и снаружи ничто не выдает, что внутри творитс€ искусство.

Ѕольша€ часть работ —абирова не похожа на классические скульптуры. ¬ них очень много национальных, космических, первобытных мотивов и образов.

—кульптуры —абирова не похожи на классические работы
—кульптуры —абирова не похожи на классические работы
Ётот бык держит на себе шар
Ётот бык держит на себе шар
«Ќебесный пес. ¬ ожидании полета» — последн€€ работа јльфиза
«Ќебесный пес. ¬ ожидании полета» — последн€€ работа јльфиза
Ѕронзовый «јю бала» (слева) сейчас выставлен в одном из пермских банков
Ѕронзовый «јю бала» (слева) сейчас выставлен в одном из пермских банков

— “очного определени€ у моего стил€ пока нет, € сам нахожусь в поисках этого названи€, — признаетс€ јльфиз. — Ќаиболее интересный вариант — «Ќовый артефакт». ќн основан на древних артефактах — тех вещах, которые нашли на раскопках, вещах, которые когда-то были предметами ритуалов и дошли до нас уже искусством в виде осколков или фрагментов. —труктурные элементы легенд и мифов € рассматриваю как состо€ние жизни.  ак часть чего-то большего.

—кульптор родилс€ в маленьком прикамском селе »шимово.  ак и многие дети, рисовал, занималс€ графикой, создавал небольшие поделки. “ворческих кружков там, конечно, было не слишком много, но занимать себ€ чем-то хотелось.

— ”же потом € приехал в ѕермь, поступил в училище на преподавател€ »«ќ и черчени€. ¬округ мен€ возникла абсолютно нова€ среда.   концу учебы сначала было желание уехать обратно в свою деревню и стать преподавателем. Ќо — спасибо моим учител€м — они помогли мне с дальнейшим определением, — рассказывает јльфиз. — “олько тогда € узнал про –оссийскую академию живописи, ва€ни€ и зодчества »льи √лазунова .  огда поступал туда, € был в почти в бессознательном состо€нии. Ќе понимал, что € буду там делать.

Ќе самый обычный набор инструментов
Ќе самый обычный набор инструментов
—томатологические инструменты подход€т дл€ работы по пластилину
—томатологические инструменты подход€т дл€ работы по пластилину
ќт заготовок прошлых работ остаютс€ такие «части тела»
ќт заготовок прошлых работ остаютс€ такие «части тела»

»менно в академии јльфиз сделал свою первую скульптуру. ÷елые дни он проводил в мастерских, работа€ с металлом и даже пропуска€ другие зан€ти€.

— “огда € полюбил металл, — признаетс€ художник. — ќсобенно близок мне стал процесс обработки и отливки бронзы. Ќачина€ от запаха металла и заканчива€ каждым элементом работы. ѕеренимал умени€ и навыки у мастеров из академии.

ƒл€ создани€ каждой скульптуры существует целый алгоритм трудоемких и затратных по времени работ.

— ѕервое — это образ. Ќа его основе рисуем эскиз, — терпеливо объ€сн€ет јльфиз. — ƒальше лепим модель в пластилине или глине. ‘ормуем ее в гипсе. ќтливаем восковую модель. ”станавливаем восковую литниковую систему (система каналов в форме, через которые жидкий расплавленный металл подаЄтс€ в полость литьевой формы. — ѕрим. ред.). ¬сЄ это формуем гипсо-песчаной смесью. —тавим заготовку в печь на определЄнную температуру. Ќагретый воск вытекает, а в освободившеес€ пространство заливаетс€ расплавленный металл.  огда металл схватываетс€, разбиваем гипсовую форму. Ѕерем в руки инструменты и обрабатываем скульптуру.

ћодель в пластилине
ћодель в пластилине
ƒве прорезиненные половинки гипсовой формы
ƒве прорезиненные половинки гипсовой формы
Ёлементы становлени€ скульптуры «јю бала» (с тюркского «аю» — медведь, «бала» — дит€)
Ёлементы становлени€ скульптуры «јю бала» (с тюркского «аю» — медведь, «бала» — дит€)
¬ эти отверсти€ заливаетс€ расплавленный металл
¬ эти отверсти€ заливаетс€ расплавленный металл
јльфиз указывает на те самые литниковые каналы, которые впоследствии будут отпилены
јльфиз указывает на те самые литниковые каналы, которые впоследствии будут отпилены

¬ 2014 году јльфиз вышел на международный уровень. ≈го работами заинтересовалась французска€ ассоциаци€ «”ральп», ведуща€ лучших уральских художников. „ерез полтора года открылась выставка —абирова в √ренобле, а еще через некоторое врем€ — в ѕариже. —кульптуры перм€ка наход€тс€ в частных коллекци€х по всей –оссии, а также в Ќью-…орке, ѕариже, –иге, Ћондоне и “окио.

— —амое интересное в работе художника — перевести огромный объем информации, может, даже сложной или не€сной, во что-то простое. „тобы зритель пришел на выставку, и ему все стало €сно, — делитс€ своим пониманием задач искусства јльфиз. — ј мысль, скрыта€ в скульптуре, будет €сна, если образ раскрываетс€ все больше и больше с каждым днем.  ак это происходит в обычной жизни. —амое важное в любом произведении искусства — неважно, в скульптуре, картине или графике — показать весь спектр жизни в чем-то простом.

—ейчас јльфиз готовитс€ к новой европейской выставке
—ейчас јльфиз готовитс€ к новой европейской выставке

ѕри этом, уже €вл€€сь успешным скульптором, —абиров видит большую проблему в недооценке творческого труда в –оссии.

— ” нас в стране очень сложно продавать творческий труд. —ейчас он все еще не ценитс€, — считает он. — ¬се думают: « то такие эти художники? —ид€т у себ€ в мастерской, непон€тно чем занимаютс€». —кажем, есть достойна€ работа. ≈е продают условно за 100 рублей. ј потенциальный покупатель говорит: «ƒавай € у теб€ ее за дес€ть рублей возьму. “ы же художник. –уки есть, возьмешь кисточку, еще что-нибудь нарисуешь». Ёто неправильное €вление, но оно у нас укоренилось. „еловек смотрит на скульптуру и не понимает, сколько труда было в нее вложено.

Ќа заднем плане лишь мала€ часть инструментов, необходимых дл€ создани€ скульптуры
Ќа заднем плане лишь мала€ часть инструментов, необходимых дл€ создани€ скульптуры

—ейчас јльфиз —абиров работает над скульптурами дл€ новой выставки. ќна пройдет в ≈вропе, но страна пока остаетс€ секретом.

¬ прошлом выпуске серии «ћастерские пермских художников» мы рассказывали о заводском живописце ¬€чеславе ѕетр€еве.