»нтервью с ћихаилом ”хватовым проходило в желтом автобусе Scania
»нтервью с ћихаилом ”хватовым проходило в желтом автобусе Scania

—ерьезные аварии, посто€нное реформирование и повышение стоимости проезда — это и многое другое сегодн€ широко обсуждаетс€ участниками рынка пассажирских перевозок в ѕерми. ¬ласти пытаютс€ навести пор€док в отрасли, перевед€ перевозки в ведомство муниципалитета, а пассажиры, как и прежде, недовольны качеством предоставл€емых услуг. „тобы лучше пон€ть проблемы перевозчиков и узнать, как их можно решить, мы встретились с директором ≈диного союза перевозчиков ћихаилом ”хватовым. » покатались с ним на автобусе.

ћы едем на желтой Scania маршрута № 52 по шоссе  осмонавтов. —тоим в центре салона — так удобней беседовать. јвтобус отъезжает от остановки, начинаетс€ разговор. ¬ первую очередь спрашиваем про безопасность.

— ¬ последнее врем€ перм€ки обращают внимание на большое количество аварий с участием автобусов. ћногие пассажиры говор€т, что водители превышают скорость из-за жесткого графика...

— ¬ любой отрасли, где есть транспорт, есть риск ƒ“ѕ — они так или иначе будут. “ем более что за рулем — люди, они могут неправильно оценить дорожную обстановку. Ёто человеческий фактор.  оличество ƒ“ѕ можно минимизировать, и перевозчики стараютс€ это сделать, но, к сожалению, не всегда это получаетс€.

ћесто дл€ интервью было выбрано не случайно – в автобусе можно лучше пон€ть, что волнует сейчас перевозчиков
ћесто дл€ интервью было выбрано не случайно – в автобусе можно лучше пон€ть, что волнует сейчас перевозчиков

— ѕосле аварии с автобусом на улице ”инской в ѕерми вновь стали говорить о проверках перевозчиков.  ак сейчас обсто€т дела с проверками? ќни не мешают работе транспортных предпри€тий?

— ѕроверки — это рабоча€ ситуаци€, и они необходимы в любой сфере предпринимательской де€тельности. ѕроверки были, они продолжаютс€ — и плановые, и внеплановые. ѕомимо ”√јƒЌ и √»Ѕƒƒ перевозчиков провер€ет –оспотребнадзор и прокуратура. Ќо ситуации, что какого-то отдельного перевозчика мучают проверками, — нет.

«ќстановка "¬ерхние ћуллы", — объ€вл€ет голос из динамиков автобуса. — —ледующа€ остановка "Ўкола № 107"».

— ¬ы сказали, что количество ƒ“ѕ можно минимизировать. „то дл€ этого делают перевозчики?

—  акие-то крупные ƒ“ѕ, особенно с пострадавшими, обсуждаютс€ не только перевозчиками. јдминистраци€ города совместно с √»Ѕƒƒ, прокуратурой и ”√јƒЌ собирает по этому поводу всех. ѕосле таких собраний перевозчики провод€т анализ своей работы и пытаютс€ вы€вить слабые стороны работы с личным составом, чтобы аварий больше не происходило.

јвтобус набирает скорость на шоссе  осмонавтов и резко останавливаетс€ на перекрестке. ¬месте с ћихаилом ”хватовым держимс€ за поручни.

¬ первую очередь спрашиваем про безопасность в автобусах – тема сейчас волнует всех
¬ первую очередь спрашиваем про безопасность в автобусах – тема сейчас волнует всех

— „асто в соцсет€х пишут, что водители устраивают между собой гонки — тороп€тс€ быстрее других приехать к остановке. ѕодтверждаете? »ли в чем-то другом дело?

ћихаил ”хватов улыбаетс€ и начинает отвечать на вопрос.

— —ейчас ситуаци€ изменилась. –аньше распределение маршрутов и работа перевозчиков происходили по системе «один график — один перевозчик». “огда, если на маршруте работало несколько перевозчиков, водители устраивали между собой гонки за пассажиров — чем больше выручку привез, тем лучше. — 2012 года все автобусы, включа€ тот, в котором мы едем, оборудованы системой GPS. ≈сли, не дай бог, транспортное средство нарушает регул€рность — интервал между разными машинами на одном маршруте, перевозчик за это штрафуетс€. Ќо есть у этой системы и минус — и он тоже в соблюдении интервала. ¬одитель стоит в пробке, понимает, что опаздывает, и придумывает, как уложитьс€ в эти интервалы. ≈сли он не укладываетс€, «√ортранс» не учитывает такие рейсы, и перевозчик получает за это штрафные санкции.

¬се перевозчики разбираютс€ с водител€ми: почему было опоздание, почему не закрыт рейс?   примеру, на маршруте промежуток между двум€ автобусами должен быть не более двух минут, и на конечной остановке он должен по€витьс€ не позднее 10 минут от своего графика. ≈сли, к примеру, водитель автобуса, на котором мы едем, по€витс€ на конечной остановке позже, рейс ему не закроют и впоследствии выстав€т штраф. Ёто не то чтобы провоцирует водителей гон€тьс€, но €вл€етс€ каким-то сопутствующим фактором, из-за которого водитель торопитс€.

¬одители сейчас не устраивают «гонки»
¬одители сейчас не устраивают «гонки»

— ≈сли говорить о человеческом факторе, то тут речь не только о водител€х. ¬ частности, не раз в —ћ» обсуждались истории, когда кондукторы выгон€ли на мороз детей и инвалидов. »ли не обращали внимани€ на людей, которым стало плохо. ћожет, персоналу сейчас даны новые вводные?

— ¬ том году была така€ ситуаци€, когда водитель с кондуктором высадили ребенка на остановке в позднее врем€, было темно. –ебенок не предъ€вил проездной, и кондуктор отказалась его провозить. ѕосле этого случа€ у нас проводилось совещание на площадке ќЌ‘, на котором все между собой договорились о том, что кондукторы больше не будут высаживать безбилетных детей, а будут довозить их до нужной им остановки, но ребенку в таком случае скажут: «ƒо свидани€, но больше мы теб€ не пустим, если у теб€ не будет проездного или ты не оплатишь проезд». “акие ситуации случаютс€, но это единичные случаи.

Ѕыл вопиющий случай, когда женщину с приступом возили в салоне автобуса и не дождались скорой помощи. Ёто было у всех на слуху. я считаю, что это человеческий фактор и проста€ невнимательность кондуктора. Ѕыл ведь и другой случай: пассажиру в автобусе тоже стало плохо, водитель остановилс€, попросил всех выйти, вызвал скорую. ќказалось, что у пассажира эпилептический припадок. Ёто другой пример того, как относ€тс€ к люд€м водители и кондукторы.

— Ѕезопасность пассажиров в том числе св€зана и с обновлением автопарка. Ќасколько регул€рно оно происходит у пермских перевозчиков?

¬ыезжаем на улицу ћира. –€дом с нашим автобусом останавливаетс€ автобус ћј«.

— ¬от обратите внимание на дорогу — это желтый ћј«.  ак раз сейчас в приоритете находитс€ такие модели, произведенные ћј«ом, Ќефј«ом и немного Ћиј«ом. Ѕольшинство их них произведены в 2014 году — то есть им четыре года. ќбновление подвижного состава так или иначе продолжаетс€. —ейчас перевозчики делают упор на машины, способные ездить на газомоторном топливе. Ёто св€зано с тем, что газ дешевле и приоритетен переход на газовое топливо. ¬ большинстве такие автобусы выпускает Ќефј«, есть модели Ћиј«а — сплошь отечественна€ техника. “ариф на проезд сейчас не позвол€ет приобретать новую импортную технику, но и приоритета у зарубежных автобусов в конкурсах нет, поэтому перевозчики приобретают машины российского производства. ѕодержанных автобусов MAN, Mercedes или такой Scania, на которой мы едем, на рынке сейчас практически не найти.

“акие ћј«ы уже несколько лет воз€т перм€ков
“акие ћј«ы уже несколько лет воз€т перм€ков

—  акой средний возраст автобусов в ѕерми?

— —редний возраст автобусного парка в ѕерми сокращаетс€, и транспорт становитс€ моложе. —ейчас среди всех городов-миллионников. ≈сли сравнивать даже с ћосквой, но не с «ћосгортрансом», который закупает автобусы Ћиј« пачками, у всех остальных средний возраст транспорта больше, чем в ѕерми.

—правочно. ѕо данным пермской мэрии, средний возраст автобусов в ѕерми составл€ет 13 лет. ¬ ќмске из 696 муниципальных автобусов 504 эксплуатируютс€ 10 и более лет. ¬ –остове-на-ƒону власти закупили к чемпионату мира по футболу более 100 новых автобусов. ¬ ≈катеринбурге 100 новых автобусов купили два года назад — это одна треть от всего парка. ¬ „ел€бинске основна€ масса автобусов — 2004 года выпуска. ¬ Ќижнем Ќовгороде 400 автобусов закупили в 2005 году, в 2017 парк обновили на 150 машин. ѕо состо€нию на 1 августа 2017 года в нем 525 автобусов, средний возраст парка — 7,2 года.

— ћы уже обращали внимание на проблему гр€зных автобусов.  ак перевозчики решают ее в межсезонье?

ћихаил ”хватов огл€дываетс€ по сторонам, смотрит в окно, огл€дывает салон.

— ѕосмотрите на салон этого автобуса. ћы видим, что здесь достаточно чисто. Ќо вы видите, кака€ сейчас гр€зь на улицах, и в этом плане большинство перевозчиков брошены на произвол судьбы. ≈сли раньше работали муниципальные автопарки, в которых были мойки, то сейчас автобусный парк на улице Ёнергетиков перевозчиков не обслуживает. Ќа »жевской автобус также помыть нельз€, на —тарцева мойка работает, но сдана частнику в аренду. » получаетс€, что перевозчик предоставлен на откуп сам себе, но автобусы продолжают мыть раз в два дн€.

— ¬ прошлом году власти города говорили о создании муниципального перевозчика, который возьмЄт на себ€ часть маршрутов. „ем может грозить возврат к муниципальному автопарку?

— «а последние два года об этом много говорилось. якобы город приобретает 100 или 200 машин дл€ муниципального перевозчика. ѕри этом на дн€х стало известно, что единственный муниципальный автобусный перевозчик «ѕермгорэлектротранс» с 1 апрел€ отказалс€ обслуживать единственный свой автобусный маршрут № 62 и передает автобусы в аренду частному перевозчику. Ёто говорит только об одном: в нынешних рыночных услови€х муниципалитет не сможет обслуживать автобусные перевозки. ’от€ ранее нас убеждали, что власти планируют развивать это направление.

ћихаил ”хватов говорит, что в ѕерми один из самых молодых автобусных парков
ћихаил ”хватов говорит, что в ѕерми один из самых молодых автобусных парков

—  ак сейчас распредел€ютс€ автобусные маршруты в ѕерми?

— —ейчас автобусные маршруты распредел€ютс€ на основании конкурса. ¬ 2015 году объ€вл€лс€ конкурс, и все маршруты распределились на три года или п€ть лет. ” тех перевозчиков, которые распределились на три года, действие договоров подходит к концу, и маршруты должны в этом году распределить по конкурсу заново. ” маршрутов, распределенных на п€ть лет, перевозчики продолжают работать до окончани€ срока действи€ контракта.

— ≈ще одна иде€ состоит в закупке у перевозчиков авточасов. “огда выручка от продажи билетов в общественном транспорте должна напр€мую поступать в казну города. „то ожидает рынок перевозок при введении такой системы?

јвтобус, в котором мы едем, сворачивает на улицу —оветской јрмии, водитель резко заходит в поворот. ”хватов чуть заметно морщитс€ и сильнее держитс€ за поручень.

— ≈сть комплекс меропри€тий, направленный на развитие автобусного и электрического транспорта, и он расписан на несколько лет вперед. «аконы мен€ютс€, и под них необходимо подстраиватьс€. ¬ св€зи с очередными изменени€ми у администрации возникла необходимость в проведении конкурса на работу автобусов в городе, и, в частности, была предложена иде€ работы за авточас. —ама по себе иде€ достаточно неплоха€. “о есть перевозчик освобождаетс€ от сбора выручки и предоставл€ет чистые автобусы дл€ работы на маршруте, например, с 08:00 до 21:00. ќн должен соблюдать какой-то график и, исход€ из этого, получает определенные деньги, которые он выиграл за каждый авточас работы.

—ейчас существует вопрос — как это сделать технически? ¬ городе работают пор€дка четырех тыс€ч кондукторов, и их всех необходимо будет устраивать кому-то в штат. ≈сли попытатьс€ оставить кондукторов у перевозчиков, то кто будет нести финансовую ответственность за то, куда они сдают выручку, перед муниципальным предпри€тием? ѕока непон€тно, как это все сделать, остаетс€ очень много вопросов.

— ј насколько реален сегодн€ тариф в 20 рублей?  акой бы тариф сегодн€ устроил бы перевозчиков? » в течение какого времени он может изменитьс€?

“ема со стоимостью проезда очень интересует нашего фотографа. “имофей каждый день ездит на автобусе, и вопрос кажетс€ ему едва ли не самым главным во всем интервью.

— “ариф утверждалс€ в 2015 году. Ќа тот момент на обсуждение выносилс€ тариф в 23 рубл€, но методом проб и ошибок, увеличив средний возраст транспорта, тариф прин€ли в 20 рублей.  огда тариф принималс€, он уже был не окупаем. «а три года существенно изменилась стоимость бензина и запчастей. ѕон€тно, что тариф нуждаетс€ в пересмотре, но когда это произойдет — вопрос.

 огда поднимут стоимость проезда, перевозчики не знают
 огда поднимут стоимость проезда, перевозчики не знают

— ¬ прошлом году перевозчики перешли на систему электронного учета пассажиров. „то показал первый год ее эксплуатации?

— — внедрением такой системы перевозчикам стало проще работать. ≈сли раньше перевозчика обвин€ли в том, что он завышает количество перевезенных пассажиров, то сейчас каждый льготник имеет персональную карточку, и ƒепартамент дорог и транспорта может посмотреть, какое именно лицо проехало в определенном автобусе. ѕодтасовать эти данные перевозчик не может.

— –анее власти говорили о возможном упразднении должности кондуктора и введении бесконтактной системы оплаты проезда. –еален ли переход к такой системе в будущем?

ѕо мнению ћихаила ”хватова, професси€ кондуктора останетс€ актуальной
ѕо мнению ћихаила ”хватова, професси€ кондуктора останетс€ актуальной

”слышав наш вопрос, женщина-кондуктор недовольно смотрит в нашу сторону.

— ¬ ћоскве автобусы оборудованы турникетами, и все пассажиры, которые заход€т в салон, проход€т через них, провод€ оплату у водител€. «ћосгортранс» говорит, что така€ система давно себ€ изжила, она далеко несовершенна и имеет больше минусов, чем плюсов. ѕервое, что эта система дала, — это отток пассажиров в метро. ¬ ѕерми пассажирам утекать некуда, но и трафик в автобусах совсем другой.  ак люди будут заходить в такой автобус через переднюю дверь и турникет, особенно в час пик? ¬ последующем система электронной оплаты проезда может производитьс€ посредством безналичной оплаты, но в ближайшие п€ть лет, мне кажетс€, професси€ кондуктора будет востребована.