—амый старый таракан
—амый старый таракан

¬ 90-х в –оссии началс€ бум видеоигр. ѕопул€рностью тогда пользовались антологии игр дл€ Dendi и Sega, вмещавшие иногда по сотне творений на одном картридже и зачастую объединенные какой-то общей темой. “акую попытку создани€ антологии предприн€л музей современного искусства PERMM. Ќова€ выставка (12+) — сборка работ пермского актуального искусства с конца 70-х и до наших дней. Ќазвание «ѕермь-3» вполне фривольно укладываетс€ в видеоигровую систему координат. “ак мог бы называтьс€ современный survival horror.  стати, на выставку мы попали за несколько часов до ее официального открыти€ — главное в нашем большом фоторепортаже.

ћузей PERMM крайне обсто€тельно подошел к новой выставке. ќна готовилась не один год, а до нее в музее сделали полноценное исследование, которое должно было дать ответ на вопрос, началс€ ли пермский постмодернизм с приездом ћарата √ельмана и его «–усского бедного» или же он стартовал еще в советский период. »сследование еще не закончено, но почти сорок интервью с художниками, кураторами, менеджерами и просто людьми из тусовки (объемы некоторых бесед достигают 30 страниц размера A4!) позволили определить основные имена и фамилии. »менно их работы представлены на выставке. » их ровно п€тнадцать.

Ѕольша€ часть объектов, кстати, уже из XXI века. Ќо не все. “ак, встречает посетителей ««амок» ¬€чеслава —мирнова родом (««амок», а не художник) из 1975 года. ¬ последние годы он использовалс€ в качестве столика, но был успешно реанимирован. –езонируют на фоне ««амка» уже современные работы —мирнова — «’акеры» из нашего насто€щего.

««амок» на переднем плане
««амок» на переднем плане
–аботы —мирнова из прошлого века
–аботы —мирнова из прошлого века
» уже современный пример
» уже современный пример

¬ пару к —мирнову идет еще одна культова€ пермска€ фигура — ¬иктор ’ан, он же ћацумаро.

— ¬ конце 70-х ћацумаро и —мирнов входили в молодежную секцию —оюза художников. ќна включала кандидатов в члены —оюза и тех, кому не было 35 лет. Ёта парочка отправилась в  унгур выполн€ть большой заказ художественного фонда — создавать керамические объекты, — рассказывает куратор выставки јнна —уворова. — ќбъекты они делали на базе  унгурского художественного промышленного училища. ƒнем они работали, а вечерами общались со студентами и рассказывали им, что где-то есть —альвадор ƒали, ѕикассо, искусство ѕрибалтики и так далее. —лух о том, что молодые художники рассказывают о чуждом нам искусстве, быстро дошел до кабинетов власти. ¬ итоге им сказано покинуть  унгур за 24 часа. Ќи о каком —оюзе художников после такого они уже мечтать не могли.

ћузей приводит стенограмму обвинительных процессов, из реплик участников которых следует, что от ƒали и до фашизма недалеко.

–абота ћацумаро
–абота ћацумаро

—ергей “етерин — один из первых мастеров пермского видеоарта. «десь и « иберпушкин», и архивное видео с его известного перформанса у ÷”ћа.   четко обозначенному времени художник собрал всех желающих на остановке р€дом с универмагом, и в течение 15 минут толпа перм€ков бурными аплодисментами встречала каждый троллейбус маршрута № 7 и людей, из него выход€щих.

ћ€сорубка и « иберпушкин»
ћ€сорубка и « иберпушкин»

≈ще в нулевых “етерин создал бота, позвол€ющего общатьс€ с Ёнди ”орхолом. ∆елающему войти в спиритический сеанс достаточно было лишь отправить —ћ— на нужный номер. “огда бот начинал отвечать на каждое сообщение цитатой из «‘илософии Ёнди ”орхола (от ј к Ѕ и наоборот)».

ѕример реального диалога с нереальным Ёнди ”орхолом
ѕример реального диалога с нереальным Ёнди ”орхолом

ѕерсонажи —ерге€ —таканова похожи то ли на персонажей «ћистера ѕиклза» или « он€ Ѕоƒжека», то ли на сюрреалистичных героев комиксов.   слову, если работы —таканова вам не нрав€тс€, достаточно лишь повернуть голову налево: там видеозапись акции «‘акел» — на ней картины художника в пр€мом смысле этого слова гор€т синим пламенем.

«ооморфные
«ооморфные
» антропоморфные персонажи —таканова
» антропоморфные персонажи —таканова

√ероин€ ≈лены —лобцевой не может избавитьс€ от ежовых рукавиц, которыми скованы ее руки. »ли она вс€. Ќа самом деле, это манто из металлических губок дл€ мыть€ посуды. ќно и другие объекты —лобцевой призваны боротьс€ со стереотипами. » у них это получаетс€.

¬ ежовых рукавицах
¬ ежовых рукавицах
» не только рукавицах
» не только рукавицах
»з той же серии работ
»з той же серии работ

¬ыставка занимает два этажа. ѕоднима€сь на второй, не забудьте посмотреть на потолок — только осторожно, не запнитесь, задумавшись о российской подъездной романтике.

–омантика
–омантика

‘отографии »вана Ћукиных… “очнее, не так. –исунки »вана Ћукиных гиперреалистичны. Ќа каждом из них изображен вид из его окна. ћожете попытатьс€ угадать, где он живет, но мы — на вс€кий случай — называть район его дислокации не будем.

ј из нашего окна
ј из нашего окна

ј эти фото Ћукиных мы могли бы использовать в качестве иллюстраций в криминальном разделе нашего сайта или в стать€х о социальной проблематике. Ќа самом деле, нет — это оп€ть картины.

“радиционный пермский пейзаж
“радиционный пермский пейзаж

’удожественное объединение «ќбщество детей капитана Ћеб€дкина» привезло своего доисторического таракана. ≈му уже восемь лет — насто€щие столько не живут.

Ёту работу одекаловцев можно воспроизвести собственноручно
Ёту работу одекаловцев можно воспроизвести собственноручно

Ќе могла выставка обойтись и без дуэта ћихаила ѕавлюкевича и ќльги —убботиной, автора пасхального €йцеглаза јлександра ∆унева и новой стрит-арт-звезды јлексе€ Sad Face »лькаева.

— ≈сенин — перва€ нелегальна€ и больша€ работа. Ѕлагодар€ ей € познакомилс€ со своей женой. ¬ прошлом году ее разрушили, но € сделал ее имитацию из березовых досочек. ј вообще, вы сами видите, стрит-арт живет фотографией, поэтому неудивительно, что вокруг нас одни фото, — рассудительно заметил ∆унев, чь€ «яйцерезка» на набережной не продержалась и суток.

‘ото известных работ ∆унева
‘ото известных работ ∆унева
» он сам
» он сам

¬ыставка «ѕермь-3» открылась 11 апрел€ и будет открыта дл€ посетителей до 20 ма€. Ќо неугомонна€ команда PERMM готовит к открытию еще одну выставку. ѕодробнее о ней вы узнаете уже на следующей неделе.

Ќемного о пам€тниках
Ќемного о пам€тниках
–аботы јлекса Ётевута
–аботы јлекса Ётевута
ѕростота
ѕростота
The future is now
The future is now

–анее мы рассказывали о том, как в ѕерми прошла выставка кошек.