ћайские протестные акции «ќн нам не царь» запомнились кадрами событий в ћоскве, когда участники «÷ентрального казачьего войска» и других похожих организаций избивали молодых людей кулаками и нагайками. ћы встретились с пермскими представител€ми движени€, которые считают, что так вести себ€ могут только «р€женые» и «клоуны». »м гораздо важнее изучать традиции, чем помогать ќћќЌу разгон€ть толпу.

Ѕыть казаком — значит, прежде всего, знать обычаи движени€, казачью культуру, считает 44-летний перм€к –оман ’озеев — бородатый мужчина в тЄмно-зелЄной рубашке, застЄгнутой до верха, и широких синих штанах. «ѕесен не поют — назвать казаками сложно», — считает он.

–оман три года возглавл€ет некоммерческую организацию «ѕермска€ застава», возрождающую традиционную культуру — в том числе казачью
–оман три года возглавл€ет некоммерческую организацию «ѕермска€ застава», возрождающую традиционную культуру — в том числе казачью

¬ столичных событи€х «тех, кто имеет отношение к культуре», –оман не увидел. ƒа и вообще, говорит, с царских времЄн не было такого, чтобы казаки помогали общественный пор€док поддерживать: «¬ыступать в роли жандарма — в принципе позор». ’от€ бывают исключени€. Ќапример, революци€ 1905 года в ѕерми, когда казаки бились против рабочих ћотовилихинских заводов. “огда, настаивает ’озеев, регул€рных войск в городе попросту не было, и подавить бунт было больше некому.

«ѕермска€ застава» под вывеской «јдвокат»

–оман — участник прикамского казачьего общества «’утор ћалиновка», вход€щего в государственный реестр казачьих обществ. ≈щЄ он три года возглавл€ет некоммерческую организацию «ѕермска€ застава», котора€ возрождает традиционную культуру — в том числе казачью. ¬ «заставе» не прин€то не только участвовать в каких-либо оппозиционных или провластных акци€х, но даже обсуждать политику. “о же касаетс€ религии. ”частники дают дет€м и взрослым уроки игры на народных инструментах, выступают по приглашению — например, на масленичных меропри€ти€х. ¬месте с единомышленниками из других регионов провод€т детские военно-патриотические лагер€. ¬ описании одного из них говоритс€, что в одном из них молодЄжь занимаетс€ «рукопашным боем, народными играми и ремЄслами, тактическими играми (страйкболом)» и так далее.

— –оманом и несколькими его сподвижниками мы встречаемс€ на втором этаже старого, местами покосившегос€ здани€ на ≈катерининской.  омната, где собрались исторические реконструкторы, с улицы видна через окна — маленькие, по сравнению с окнами первого этажа. ќфис — примерно четыре на восемь метров. Ќа белой двери — буквы из красной плЄнки: «јдвокат». —юда по вечерам пускает знакомый юрист, который к «ѕермской заставе» отношени€ даже не имеет.

Ќа открытом перед мужчиной ноутбуке — звукова€ дорожка песенной былины про ≈рмака, записанной в 1970-х годах в ¬олгоградской области. –оману еЄ дали на кафедре традиционной культуры ¬олгоградского государственного института искусств и культуры, где он заочно учитс€.  омпани€ из четырЄх мужчин и одной женщины — они называет себ€ кост€ком «ѕермской заставы» — «разбирает» композицию: пока просто слушает, потом нужно будет еЄ повторить. ’озеев разворачивает перед собой несколько склеенных листов ј4, на которых написаны ноты песни. «амечает, что нужно помнить о произношении слов: например, вместо «гэ» — говорить характерное «хэ», как это было прин€то в южных диалектах.

 азаки встали на распевку
 азаки встали на распевку

“акой, научный, подход исповедуют только казаки, которые сейчас собрались в этой комнате, считает –оман и его друзь€. ¬ообще же их в ѕерми около тыс€чи. ѕо закону «ќ государственной службе российского казачества» общества, вход€щие в госреестр, могут получать финансирование из бюджетов всех уровней. Ќо у «ѕермской заставы» его пока нет.

«ѕо-насто€щему зацепило»

¬ декабре 2012 года, ещЄ когда не был казаком, –оман отвозил на железнодорожный вокзал јндре€  аримова — психолога и автора системы мужского воспитани€ «—ибирский казак». “от проводил в разных городах –оссии трЄхдневные семинары по казачьей культуре. ¬ ѕермь приезжал по приглашению –омана.

’озеев тогда работал замдиректора в айти-компании, в свободное врем€ участвовал в движении «—топ-алкоголь» (его активисты провер€ют, не продают ли дет€м алкоголь). «ахотел объединитьс€ с казаками, а потом задумал развивать это движение в ѕерми. “ак и вышел на  аримова. “огда, в машине, он запустил на магнитоле флешку с казачьими песн€ми, о которых только-только узнал.

— ≈ду, слушаю. ѕонимаю, что по-другому мне уже жить неинтересно. ®-моЄ, живЄм мы как-то не так, — вспоминает –оман. » продолжает уже про  аримова. — ћы думали, что будет семинар по рукопашке. ј тут мастер [јндрей  аримов] говорит: «–еб€та, вы ходите как Ѕуратино — не можете двигатьс€. ј двигатьс€ легко научитьс€ через танцы, давайте будете пл€сать — вот вам музыка». ѕотом раз — став€т боевую ситуацию, когда надо против ножа [увернутьс€], а у теб€ уже ноги ход€т как надо.

–оман и его подруга ќльга
–оман и его подруга ќльга

“ак и началс€ путь ’озеева в казачестве, но тогда пермских казаков такой подход не впечатлил, вспоминает –оман.

— —еминар был посв€щЄн даже не казачьей культуре. ј педагогике, психологии, воспитанию. „тобы быть уверенным [в себе], надо голос подавать, надо петь, — объ€сн€ет ’озеев, почему «всЄ взаимосв€зано».

ѕосле тренинга он, рассказывает, перестал работать в айти-компании: «Ќе хватало смысла какого-то». —ейчас живЄт заработками от собственных обучающих зан€тий и выступлений. ѕервое меропри€тие, тоже посв€щЄнное казачьей культуре, организовал уже в 2013 году, вместе с новосибирцем  аримовым. — тех пор нашЄл новую семью, потому что в старой, как тогда пон€л, «жил не очень-то счастливо, были разные взгл€ды на жизнь».

ќльга познакомилась с –оманом, когда пришла к нему на тренинг. ќна тогда искала дл€ сына-первоклассника «мужское вли€ние»
ќльга познакомилась с –оманом, когда пришла к нему на тренинг. ќна тогда искала дл€ сына-первоклассника «мужское вли€ние»

40-летн€€ ќльга ћалкова, с которой он живЄт сейчас, сидит здесь же.  огда –оман начинал проводить свои тренинги, она искала дл€ сына-первоклассника «мужское вли€ние». ¬ социальных сет€х обращала внимание на объ€влени€ о наборе групп на речные сплавы и как-то увидела пост о казачьем семинаре –омана.

— [ѕо казачьей традиции] к женщине прислушиваютс€, женщину уважают, но при этом она знает, что главна€ роль — у мужчины, и спокойно это воспринимает, — рассказывает собеседница.

ќльга тоже оставила прежнюю работу, риелтора, и теперь «живЄт спокойно» — шьЄт на заказ традиционную одежду.

Ќа один из семинаров ’озеева попал и 30-летний ¬€чеслав —оков, который тоже сейчас разучивает песенную былину о ≈рмаке. “огда —оков, старший инженер одного из предпри€тий, занималс€ рукопашным боем. Ќо со временем и само казачество его «по-насто€щему зацепило».

¬€чеслав —оков занималс€ рукопашным боем, со временем его зацепило и само казачество
¬€чеслав —оков занималс€ рукопашным боем, со временем его зацепило и само казачество

— Ћюди ищут, как жить, у них психологические проблемы, — —лава говорит медленно, грудным голосом, каса€сь пальцами бороды. — ≈зд€т в √оа или ищут ответы в религи€х. ј раньше люди [казаки] об этом не задумывались, потому что у них всЄ было. “радиционно [всЄ] сложилось в определЄнную систему.

≈Є-то, по мнению ¬€чеслава, и нужно возрождать.

«ќб€заны помогать братским народам»

»ногда отвлека€сь от нашего разговора, компани€ хором поЄт былины. ƒелает это и 38-летний ¬алерий ѕоздеев, сложив перед собой руки в замок. ¬ августе 2014-го он пришЄл в одну из организаций ветеранов јфганистана, чтобы записатьс€ в добровольцы и уехать на ƒонбасс, воевать на стороне непризнанной республики. ѕр€мо там, в помещении организации, сто€л гроб с телом јлександра —тефановского, больше известного по позывному «ћангуст». ќн погиб на ёго-¬остоке ”краины.

— я понимал, что там творитс€ такое, что не должно происходить: местами это напоминало 40-е годы прошлого века, — считает ѕоздеев. — –асстреливали гуманитарные колонны.

¬алерий ездил в Ћуганскую область, занималс€ разминированием. ¬ернулс€ обратно по состо€нию здоровь€
¬алерий ездил в Ћуганскую область, занималс€ разминированием. ¬ернулс€ обратно по состо€нию здоровь€

–ади командировки мужчина оставил должность оператора станков на ћотовилихинских заводах. ¬ид гроба его не остановил: «¬с€ко в жизни бывает». Ќа следующий же мес€ц поехал в Ћуганскую область.

— —ейчас [по€вилось] много того, чего в традици€х у казаков не было, — мужчина объ€сн€ет, в чЄм ещЄ был его интерес. — ƒопустим, минирование.

Ќа ёго-¬остоке ”краины он выезжал на разминирование и только тогда смог с ним познакомитьс€. “ой же осенью пришлось вернутьс€ на ”рал из-за проблем со здоровьем.

— ћы об€заны помогать братским народам, — поддерживает товарища главный в «ѕермской заставе» ’озеев. — Ќаши друзь€, знакомые находились на стороне ƒонбасса, и мы получали и до сих пор получаем информацию о том, что там творитс€.

Ќо правоохранительные органы внутри страны насто€щие казаки подмен€ть собой не должны, уверены наши собеседники.

— Ќарисовываютс€ какие-то клоуны, которые считают себ€ суперпатриотами, — характеризует таких ’озеев. — Ёто суперидентичность — когда человек себ€ идентифицирует выше других.

—  азаков называют р€жеными, — подсказываем.

— ¬ерно называют, — отвечает –оман.

ќн считает: большинство казаков, выход€щих на публичные меропри€ти€ в роли людей, поддерживающих пор€док, просто «нос€т форму». ј когда всЄ ограничиваетс€ ношением формы, «это фетишизм».

’озеев напоминает, что в 2013-м событи€, похожие на московские, случились и в ѕерми:

— ѕриезжали там эти...

— ...группа специфическа€, с названием « азаки» как раз, — подхватывает коллега ¬€чеслав. — «наете таких, в туфл€х?

  клубу, где выступала поп-группа Kazaky, тогда пришли полсотни протестующих с плакатами, пели песни под гармонь. ќдин из организаторов акции јнтон ћарамыгин за€вил —ћ», что артисты «оскверн€ют гордое им€ казаков» и приучают «нашу молодЄжь к мальчикам на каблуках». ’озеев и —оков говор€т — среди тех, кто «повЄлс€ на это всЄ», были и их друзь€. —ами же они считают, что выступление « азаков» надо было просто проигнорировать.

Ќа распевке
Ќа распевке

««а 40 рублей в час гон€ть хулиганов» казак не будет

—луша€ казачье пение, смотрим вокруг. —тарый объЄмный монитор. –€дом стопка бумаг, на верхнем листе написано: « ассационное определение». ¬споминаем, что это кабинет юриста. Ќа стенах бумажные грамоты, небольша€ картина в духе јйвазовского, икона. ¬сЄ повесил владелец офиса.

’озеев надеетс€, что рано или поздно у его организации по€витс€ другое помещение. –ассчитывает, что в ближайшем будущем в –оссии откроютс€ центры казачьей культуры — «ѕермска€ застава» сможет с ними сотрудничать, а значит, будет больше работы. ѕока же предложени€ от разных государственных ведомств ему не нрав€тс€. ѕолиции нужны члены добровольных народных дружин — «за 40 рублей в час гон€ть хулиганов», спасател€м — помощники пожарных, краевому военкомату — призывники из казачьей молодЄжи...

— ≈сть такой анекдот среди фольклористов. —адитс€ казак на кон€, отправл€€сь в путь, и начинает петь про гвоздь: «¬от да ты мой гво-о-а-е-а-а-е...», — мужчина перебирает гласные. — ≈дет, едет. ƒоезжает до другой станицы, спрыгивает с кон€: «...здь».

Ўутка отражает суть казачьего пени€ — неторопливого и этим подход€щего дл€ долгих путешествий по степи. ¬ лесах и горах, рассуждают участники «ѕермской заставы», сложились другие песни, но те, так уж вышло, их не «зацепили».

¬о врем€ общего пени€ ’озеев делает другим знаки руками. »ногда поправл€ет: «„уть-чуть не так», «¬нимательно слушайте друг друга». »ли замечает, что друзь€ тороп€тс€: «¬ы хоните», — говорит –оман, замен€€ звук «гэ» на «хэ». ќн считает, что важна кажда€ мелочь.