Город Развлечения Первый бюст Гагарина и тарелка с портретом Терешковой: пермяк коллекционирует фарфоровый космос

Первый бюст Гагарина и тарелка с портретом Терешковой: пермяк коллекционирует фарфоровый космос

Марсель Губайдуллин за семь лет собрал более 200 уникальных экспонатов.

В коллекции Марселя около 200 уникальных экспонатов

Мы продолжаем проект о коллекционерах, тесно связанных с Пермской художественной галерей. Ранее 59.ru рассказывал о семье Курановых – собирателях старинного русского фарфора, о Викторе Селиванове – коллекционере живописи серебряного века – и об Аркадии Константинове, который вообще создал в собственной квартире целый музей антиквариата.

47-летний коллекционер из Перми Марсель Губайдуллин, о котором мы рассказываем сегодня, большую часть жизни посвятил космосу, так ни разу не побывав на орбите. Он летал в невесомости, прыгал с парашютом, готовил космонавтов, но сам в ракету сесть не смог – рост не позволил. Тогда Марсель решил: если к звездам ему попасть не суждено, он создаст на земле собственный космос – фарфоровый. Сейчас в его собрании уже около 200 экспонатов, которые постоянно гастролируют по российским музеям. Несколько находится в Пермской художественной галерее на выставке «Взгляд в СССР».

Марсель Губайдуллин с 2012 года коллекционирует фарфоровый космос

– Я всегда думал о небе. Наверное, большую роль в этом сыграла школа №31, в которой я учился. Там была распространена, в хорошем смысле, военная пропаганда. А еще в Перми постоянно летали военные самолеты, – меня это сильно впечатляло и вдохновляло, – рассказывает Марсель. – После 11-го класса я пытался поступить в Пермское военное училище, но не смог. Говорят, была установка – местных не брать, потому что часто домой бегают. Тогда поступил в политех, но через год отчислился и отправился в Киев – в Высшее военное авиационно-инженерное училище.

Экспонаты из коллекции Марселя. В правом верхнем углу – декоративная тарелка «Космические тени» автора Смирнова Е.П. Дмитровский фарфоровый завод. 1961-62 годы. В левом верхнем углу – тарелка «Снеговик-космонавт», автор неизвестен. Дулевский фарфоровый завод, 1989 год. В правом нижнем углу – тарелка «В честь ХХI съезда КПСС» автора Городничева В.А. Дулевский фарфоровый завод, 1959 год. В левом нижнем углу – тарелка «Гагарину – Слава» автора Ригина В.Д. Дулевский фарфоровый завод, 1961 год

Окончив училище с красным дипломом, Марсель получил распределение в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК им Гагарина).

– Прошел переподготовку, благо, здоровье позволяло. Стал готовить космонавтов во время полетов на невесомость на самолете-лаборатории Ил-76МДК. Участвовал в программах специальной парашютной подготовки космонавтов, погружениях под воду в гидролаборатории ЦПК. Участвовал в экстремальных тренировках по выживанию в различных климатогеографических зонах. Читал лекции по кинофотоподготовке. В составе оперативной группы принимал участие в подготовке экипажей к стартам на космодроме Байконур. Но сам в космос не слетал – слишком высокий был для этого, да и набор в отряд космонавтов в то время не производился.

Марселя не взяли в космонавты из-за его высокого роста

В 2004 году Марсель закончил со службой, но не с космосом. Устроился в российское представительство компании Space Adventures в Москве (занимается космическим туризмом. – Прим. ред.). А в 2012-м случайно открыл для себя новый космос – фарфоровый.

– Ни я, ни кто-то из моих родственников раньше не были собирателями. Все произошло спонтанно. В 2012 году, когда начали развиваться социальные сети, я решил найти себе аватарку для аккаунта в Facebook и по запросу «космос» наткнулся на фотографии фарфоровых фигурок, выполненных в этой теме. Они мне так понравились! Начал смотреть другие и решил заказать несколько штук.

Справа – статуэтка «Астронавт». Фарфоровый завод Llardo (Испания). 1994 год. Слева – статуэтка «Космонавт с ракетой», автор неизвестен. Первомайский фарфоровый завод. 70-80-е годы
Справа – шкатулка «Астронавт на Луне», ЛИМОЖ (Франция). Год выпуска и автор неизвестны. Слева – копилка «Маленький космонавт». Японский фарфор компании NAPCOWARE. 80-е годы

Марсель погрузился в фарфоровый космос с головой. Он регистрировался на разных тематических сайтах и форумах, участвовал в аукционах, искал знатоков и искусствоведов, которые помогали выбирать экспонаты для коллекции и осваиваться на новом поприще. Так в его собрании появился единственный в своем роде «неформальный» бюст Юрия Гагарина, расписной чайник с автографом Алексея Леонова и тарелка с автографом Валентины Терешковой.

– Многие меня отговаривали – мол, ничего особого в теме космоса изготовители фарфора не делали, собирать сложно будет. Но мне от этого становилось еще интереснее! Я ни разу не пожалел о своем увлечении и, самое главное, вижу результат. Иногда встречаю людей, которые десятилетиями собирают и стали уже настоящими искусствоведами, а они смотрят на мои экспонаты и поверить не могут, что такое вообще выпускали, и что я смог это где-то откопать.

Алексей Леонов подписал чайник с чашкой для Марселя
А вот и тот самый чайник с чашечкой

Новые работы для коллекции Марсель находит на аукционах, барахолках и, как он говорит, с помощью сарафанного радио. Он покупает, но сам не продаёт.

– Я не делаю из своего увлечения бизнес. Считаю, что если заниматься коллекционированием, то с душой, а зарабатывать можно на чем-то другом, – говорит Марсель. – Да и в моей жизни в этой теме все происходит спонтанно, уникальные работы часто сами собой приходят в руки. Как можно просто взять и отказаться от них, пусть даже за хорошие деньги?

Эту работу Марсель нашел на аукционе, но она была без ракеты. Пришлось найти мастера, который смог восстановить недостающую часть

– А дорогое это удовольствие – коллекционировать фарфоровый космос?

– В советские времена это было дорого. А сейчас все зависит от редкости изделия и от алчности продавца, – смеется коллекционер. – Но когда ты набираешься опыта, по-другому смотришь на вещи. И в итоге, оказавшись рядом с хорошим, но очень дорогим предметом, понимаешь, что таких денег он не стоит… и проходишь мимо.

Справа – блюдо «Терешкова В.В.» автора Чернявского А.А. Коростенский фарфоровый завод. 60-70 годы. Слева – блюдо «Гагарин Ю.А.» автора Чернявского А.А. Коростенский фарфоровый завод. 60-70 годы
Справа – декоративный штоф «Космос» автора Кломбицкой Г.И. Будянский фаянсовый завод, 1980 год. Слева – ваза глазурованная «Воплощение мечты» автора Бердникова И.М. Фарфоровый завод «Пролетарий» 1980 год

– Коллекционеры не любят говорить о стоимости экспонатов своих собраний. А вы можете сказать, сколько стоит чашка или фигурка с космическим рисунком?

– Здесь все относительно, разброс цен очень большой. Недавно мне предлагали один сервиз за 300 тысяч рублей. Я не купил его за эти деньги и тут же нашел такой же сервиз в Америке на аукционе за 90 долларов.

Миниатюра «Космонавты» автора Львова Ю.М. Первомайский фарфоровый завод. 1965 год
Справа – статуэтка «НЛО» автора Ропова В.С. Дулевский фарфоровый завод, 1981 год. Слева – композиция «Мир, дружба, космос». Автор неизвестен. Гуцульская керамика, 70-е годы

– У вас есть единственные в своем исполнении работы?

– Большинство моих предметов в коллекции выполнены в единственном экземпляре. Например, бюст Юрия Гагарина скульптора Андрея Корсикова. Это единственный подобный экземпляр – космонавт не в кителе, а в рубашке. Мы с искусствоведами пришли к мнению, что этот бюст Корсиков сделал перед тем, как создать второй, разошедшийся затем по магазинам. Гагарин ведь был как икона, герой, и неподобающе его показывать в рубахе. Нужна была официальность, поэтому пришлось бюст переделать, «переодеть».

Справа – бюст Валентины Терешковой, а вот слева – тот самый бюст Юрия Гагарина, 1961 год
«Гагаринская» тема – одна из любимых у Марселя

В коллекции Марселя лишь несколько работ созданы на зарубежных заводах. Основа его собрания – советский фарфор.

– У меня есть экспонаты из Японии, Франции, Китая, но купил я их для того только, чтобы показать разницу с советскими заводами. Наши работы глубиннее, живее, что ли. Советская школа была очень сильна формами. По этим формам отливались удивительные работы. Вот эту, например, сделал Виктор Ропот (один из создателей олимпийского мишки). Один экземпляр стоит в музее Дулевского завода, а второй был специально изготовлен для меня.

Первоначальная работа «В космос» Виктора Ропова хранится в музее завода в Дулево. Второй экземпляр в новой редакции росписи украшает коллекцию Марселя
Справа – сувенир «СОЮЗ» автора Трегубовой В.М. Коростенский фарфоровый завод, 1969 год. Слева – статуэтка «Китайская ракета». Китай, 1968 год

Всю эту неземную красоту Марсель хранит дома в обычном стеклянном шкафу.

– На полках дома все плотно стоит, не как в музее, конечно. Особо за работами я не ухаживаю. С 2012 года даже ни разу не протирал, да и экспонаты все время ездят по выставкам, – говорит собиратель. – Я не думал о том, что дальше будет с моей коллекцией. Но точно знаю одно – это всегда будет именно фарфоровый космос. Потому что в такие работы мастера вкладывают душу, они оживляют их.

Многие работы из коллекции Марселя сейчас можно посмотреть на выставке в Пермской художественной галерее

У Марселя есть ещё одно увлечение – фотография. В ЦПК им. Гагарина пермяк читал лекции и проводил практические занятия по кинофотоподготовке, учил космонавтов пользоваться камерой и красиво снимать Землю, звезды, планеты.

Справа – статуэтка «Юрий Гагарин» автора Трегубовой В.М. Коростенский фарфоровый завод. 1977 год. Слева – декоративная композиция «Космос – мужчины» автора Шуквани Ш.Т. Конаковский фаянсовый завод. 1982 год

– Вы все ещё хотите полететь в космос?

– Знаете, у меня уже возраст не тот. К тому же, нужна серьезная подготовка. Это желание оказаться на орбите я уже пережил. И, готовя космонавтов, работая в этой сфере, коллекционируя, я периодически задумываюсь о том, что в космос будто бы слетал. И не раз.

Это фото сделал сам Марсель
А это работы его учеников
Фото: Spaceporcelain.ru, Виктор Михалев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем