≈сли в отпуске произошла форс-мажорна€ ситуаци€, главное, не тер€ть присутствие духа: в цивилизованном мире вам всегда помогут
≈сли в отпуске произошла форс-мажорна€ ситуаци€, главное, не тер€ть присутствие духа: в цивилизованном мире вам всегда помогут

59.ru начинает новую рубрику – « уда пожаловатьс€ на всЄ». ¬ ней мы будем рассказывать, что делать и к кому обращатьс€, если вы столкнулись с проблемами и несправедливостью. ¬ последний мес€ц лета, когда многие лов€т ускользающую возможность отдохнуть где-то всей семьей до начала учебного года, мы публикуем инструкцию о том, как быть, если что-то случилось в путешествии: вы остались без денег, у вас сломали чемодан, ваш багаж улетел в другую страну и т. д.

„то делать, если вы опоздали на поезд

≈сли вы опоздали, то главное – не отчаиватьс€, выход найдетс€ всегда
≈сли вы опоздали, то главное – не отчаиватьс€, выход найдетс€ всегда

—амый страшный сон туриста – осознать, что он опоздал к своему рейсу. Ќо у нас есть хороша€ новость: в большинстве случаев вам будет возвращена стоимость билета за вычетом стоимости койко-места, сбора ќјќ «–∆ƒ» за сдачу билета, комиссии платежной системы (если вы покупали билет онлайн). ѕравда, когда вы сможете попасть на самолет – другой вопрос.

≈сли вы опоздали на поезд, вам нужно пройти в кассу на станцию. “ам вы сможете вернуть часть стоимости билета. ƒл€ возврата нужно вз€ть с собой паспорт.  роме того, вам нужно вз€ть билет или посадочный купон. ѕассажирам поездов дальнего следовани€ можно вернуть билет, если прошло не более 12 часов после отправлени€ поезда.   сожалению, вы не сможете тут же вернуть свой билет и получить другой на тот же день. “акой вариант возможен, только если вы помен€ли билет на более удобное дл€ вас врем€ заранее. ≈сли прошло более трех часов, то придетс€ делать так называемый претензионный возврат: нужно будет написать за€вление, которое перевозчик рассмотрит в срок до 30 дней. ƒеньги начисл€ютс€ на карту в срок от 7 до 30 дней после оформлени€ возврата. Ќо, если вы опоздали по важной причине (болезнь, несчастный случай, авари€), то вернуть билет можно в течение п€ти дней с момента отправлени€ поезда. Ќужно будет предоставить подтверждающие документы: справку из больницы, протокол √»Ѕƒƒ и так далее.

≈сли вы вышли подышать воздухом и не успели вернутьс€ в вагон до того, как поезд тронулс€, или не успели сесть на поезд на промежуточной станции, а при себе у вас нет ни денег, ни документов, то выручить вас в такой ситуации смогут только на вокзале станции. ≈сли вы сами не сдали билет, место продолжает числитьс€ за вами до конца поездки. ћожно попросить работника вокзала св€затьс€ с проводником поезда, чтобы тот сохранил ваши вещи, а до пункта назначени€ добратьс€ самосто€тельно.   сожалению, скорее всего, обмен€ть один билет на другой у вас не получитс€ – только купить еще один.

„то делать, если вы опоздали на самолет

—амолет не будет вас долго ждать: регистраци€ заканчиваетс€ за 40 минут до вылета
—амолет не будет вас долго ждать: регистраци€ заканчиваетс€ за 40 минут до вылета

¬ аэропорту посадка пассажиров на рейс начинаетс€ за 40 минут до времени отправлени€ по расписанию либо по указанию представител€ авиакомпании. ѕо закону, пассажиру, опоздавшему ко времени окончани€ регистрации пассажиров и оформлени€ багажа или посадки в самолет, в перевозке могут отказать.

– ”слуга по оформлению опоздавших пассажиров на федеральные рейсы предоставл€етс€ только пассажирам без багажа и спецсредств и заканчиваетс€ не позднее чем за 20 минут до оправлени€ воздушного судна, если иное не предусмотрено правилами перевозчика, – сообщила 59.ru сотрудник пресс-службы пермского аэропорта ёли€ ќтраднова. – ”слуга по регистрации опоздавших пассажиров €вл€етс€ дополнительной и предоставл€етс€ платно при наличии возможности и по согласованию с представителем перевозчика. “ариф на индивидуальное обслуживание опаздывающих пассажиров (старше двух лет) составл€ет 1 950 рублей за одного человека. Ѕесплатно на рейс пуст€т только ребенка до двух лет.

—ледует помнить, что в целом возврат билета на самолет признаетс€ вынужденным, если он произошел по одной из следующих причин: рейс задержали или отменили, авиакомпани€ изменила маршрут, перевозчик отказал в обслуживании по тарифу или же перелет не состо€лс€ по вине самого перевозчика. “акже уважительными причинами €вл€ютс€ болезнь или смерть самого пассажира или членов его семьи.

≈сли вы опоздали на час и более, вам необходимо обратитьс€ к перевозчику. ѕри оформлении билета, в частности, указываетс€, возможен ли его возврат или нет. Ѕилеты обычно так и называютс€ – «возвратный» или «невозвратный». —оответственно, дл€ возвратных билетов возможна выплата пассажиру определенной суммы (минус штраф, который назначает сама авиакомпани€). Ќазвание «невозвратный» говорит само за себ€ – там вы даже не сможете получить хоть какие-то деньги, оп€ть же, если это не экстренна€ ситуаци€, описанна€ выше.

≈сли у вас повредили или украли багаж

ѕрилететь в отпуск и увидеть свой чемодан в таком состо€нии всегда непри€тно
ѕрилететь в отпуск и увидеть свой чемодан в таком состо€нии всегда непри€тно

ќсобенно такие случаи не редкость в самолете.   сожалению, чемодан могут повредить не очень аккуратные работники аэропорта, а могут и вовсе вскрыть его и даже что-нибудь из него вз€ть. ≈сли такое случалось и с вами, знайте – вы можете рассчитывать на компенсацию. ƒл€ этого нужно обратитьс€ к сотруднику розыска багажа дл€ оформлени€ соответствующих документов.

– —огласно статье 118 ¬оздушного кодекса –оссийской ‘едерации «перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа после прин€ти€ их к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру», – сообщили 59.ru в пресс-службе аэропорта. – ѕисьменна€ претензи€ должна быть предъ€влена перевозчику после обнаружени€ какого-либо вреда, лучше – немедленно, в крайнем случае – не позднее семи дней со дн€ получени€ багажа.   за€влению пассажира в адрес авиакомпании-перевозчика прикладываютс€ следующие перевозочные документы: авиабилет или посадочный талон (или копи€), отрывной талон багажной бирки, коммерческий акт с подробным описанием характера повреждени€ багажа пассажира.

ќ том, как составить коммерческий акт и на каком бланке он составл€етс€ – об этом вам расскажет представитель перевозчика.  стати, именно к нему вам стоит обратитьс€, если багаж вдруг улетел в другую страну. јлгоритм тут аналогичный: вы пишете за€вление и прикладываете к нему свои документы и паспорт.

≈сли багаж повредили или украли в поезде, то следует немедленно обратитьс€ к проводнику, который переадресует вашу жалобу в линейное управление полиции на транспорте.

≈сли вы оказались в чужой стране без документов

≈сли у вас украдут документы или вы их потер€ете, то местна€ полици€ сможет вам помочь. ≈сли вы, конечно, не в тропиках ћадагаскара
≈сли у вас украдут документы или вы их потер€ете, то местна€ полици€ сможет вам помочь. ≈сли вы, конечно, не в тропиках ћадагаскара

—разу оговоримс€: така€ ситуаци€ может возникнуть не только из-за того, что в мире встречаютс€ нечистые на руку люди, но из-за банальной забывчивости самого путешественника. „тобы подстраховатьс€, необходимо заранее сделать ксерокопии всех своих документов, не брать все наличные деньги – хоть что-то оставить в гостинице.

¬ любом случае путешественнику стоит знать, что он не останетс€ один на один с проблемой. ≈сли на вас напали, необходимо обратитьс€ в местную полицию – там должны говорить хот€ бы на английском.  онечно, это касаетс€ не всех стран, так что нелишним будет прикупить разговорник – еще до этого.

– ≈сли вы потер€ли документы, то эта проблема в цивилизованных странах решаетс€ крайне просто, – утверждает в разговоре с журналистом портала 59.ru сотрудник турагентства GRAND VOYAGE ёли€ —ултанова. – ≈сли вы приехали с турагентством, вам нужно действовать через них – ваш туроператор позвонит в консульство и договоритс€ о переоформлении документов. ≈сли вы путешествуете в одиночку, вам придетс€ действовать самосто€тельно, но и в этом случае проблем не будет – если у вас осталс€, к примеру, билет на самолет, вы можете его предъ€вить в качестве документа.

≈сли вы – попутчик и возникли проблемы с водителем

ѕоездка с незнакомым водителем пройдет гораздо спокойней, если вы перестрахуетесь
ѕоездка с незнакомым водителем пройдет гораздо спокойней, если вы перестрахуетесь

”же несколько лет в –оссии попул€рны сервисы поиска попутчиков – так путешествовать легко, дешево и по большей части безопасно. ѕо крайней мере, в —ћ» еще ни разу не было сообщени€ о пропаже человека, который воспользовалс€ сервисом поиска попутчиков. Ќо на вс€кий случай пассажира предостерегают: заранее сфотографируйте номер машины, запишите номер телефона водител€ и всю контактную информацию о нем сообщите друзь€м и знакомым.

Ќаход€сь в машине, все документы, деньги и другие важные вещи держите при себе – лучше используйте дл€ этого борсетку.  роме того, лучше всегда иметь при себе достаточно наличных денег, чтобы в случае чего отказатьс€ от услуг водител€ и добратьс€ до пункта назначени€ иным путем.

¬ случае, если у вас что-то пропало, опытные путешественники советуют повременить с разбирательствами до того момента, как вы доберетесь до пункта назначени€. Ќеизвестно, как на ваши претензии отреагирует водитель.

ƒаже если вы выбрали при€тного, суд€ по отзывам, водител€, его поведение может вам не понравитьс€ – он может вести себ€ агрессивно, хамить вам и так далее. ≈сли его действи€ сильно смахивают на противоправные, можно сразу обратитьс€ в службу поддержки приложени€. ќдин нюанс: у вас может не быть св€зи. “ак что лучше не соглашатьс€ на долгие поездки без попутчиков.