Город Наталья Шостина, руководитель фестиваля «Камва»: «Музыка - не политика»

Наталья Шостина, руководитель фестиваля «Камва»: «Музыка - не политика»

Создатель фестиваля «Камва» стала лауреатом Строгановской премии в номинации «За достижения в области культуры и искусства». О том, почему в Перми сложно развиваться молодым музыкантам, новой культурной политике краевого минкульта и приедут ли украинцы на фестиваль в Пермь, Наталья Шостина рассказала 59.ru.

В одном из интервью вы говорили, что фестивалей в Перми слишком много, что публика уже пресытилась. Сейчас фестивали закрываются – жить стало лучше?

– На самом деле, я говорила о необходимости создания в городе творческой среды. Нужно оторваться от формата фестивалей и создавать условия для развития. Сегодня ряд фестивалей закрылся, остались «Белые ночи» и небольшие проекты. Но в течение года среда не подпитывается. Вот у нас есть большие театры с бюджетным финансированием. Но нет небольших экспериментальных сцен. В городе нет хороших концертных площадок. Когда закроется PERMM, что станет с пермским арт-кластером?

За десять лет вам удалось создать собственную публику. Но в то же время в Перми нет музыкантов, которые бы получили известность за пределами города...

– Эта проблема не связана с тем, что у нас нет талантливых людей. Но они не могут здесь себя реализовать, поэтому вынуждены уезжать в столицы. Осенью мы организуем концерт «Пермская волна», где молодые музыканты получат возможность заявить о себе. Кстати, в этом году на «Камву» заявилось рекордное количество пермских групп. А это говорит о том, что талантливые музыканты есть, но публика о них не знает.

И тем не менее, звезд нет?

– Солистка группы «Вороново крыло» Ирина Пыжьянова сейчас получает известность. В России исполнители, которые занимаются русским фольклором – единицы. Она – одна из них.

Как бы охарактеризовали молодежную музыкальную среду?

– У меня есть ощущение, что андеграунд возвращается. В Перми появляется много независимых групп. Они мало известны, не связаны с политикой и модными трендами. Распространяют свою музыку в интернете и устраивают квартирники.

Тогда почему вы не занимаетесь раскруткой этих групп?

– Потому что я не представитель шоу-бизнеса. Моя задача заключается в другом.

А в чем? За восемь лет вы создали большое количество проектов. Что их объединяет?

– «Камва» – эклектичный проект. Наша деятельность объединяет несколько направлений – арт, моду, театр, музыку. А на площадках мы представляем результаты наших исследований – например, традиционную культуру народов Прикамья, современное искусство, моду и много чего еще. Но прежде чем подготовить программу фестиваля мы проводим маркетинг территории, чтобы понять, каким ресурсом обладает территория и соотносим это с культурными трендами.

Но ведь это и есть настоящий бизнес-поход!

– Маркетинг нам помогает понять социальные и культурные традиции территории. А экономически «Камва» – это совсем не бизнес. Мы существуем за счет бюджетного финансирования.

Если сначала ваш фестиваль исследовал тему этнофутуризма, то сейчас – авторской мифологии. Расскажите, почему произошел этот поворот?

– С 2006 года пять лет мы развивали тему, как разные народы Пермского края сохраняют, интерпретируют и развивают свои национальные традиции. Как из этого появляется новая энергия смыслов. Когда началась «культурная революция», появились дублирующие нашу идею фестивали. Одновременно возникли сложности с национальным вопросом, эта тема приобретала политический окрас. Мы поняли, что этническое направление – не единственный потенциальный ресурс фестиваля. У Перми богатая история, которая связана не только с проживающими здесь народностями, но и историческими корнями – Пермский период, звериный стиль. И стали двигаться в этом направлении.

В следующем году «Камва» отметит десятилетний юбилей. Как будет развиваться фестиваль?

– В следующем году мы сделаем зрителям сюрприз – проведем «Камву» летом. А в этом году фестиваль пройдет осенью, мы покажем четыре направления – музыку, арт, театр и опен-эйр. Вновь в программе появятся различные театральные жанры – не только экспериментальный.

Вы сказали, что опасаетесь ввязываться в политику. Но в России сейчас все становится политикой. Многие зарубежные артисты отказываются приезжать в Россию. Это значит, что украинцев на фестивале не будет?

– Нужно ориентироваться в происходящем. Мы работаем с обществом и технологиями, а это уже территория политики. В этом году на участие в «Камве» пришло три заявки от украинских участников. Согласно процедуре, мы должны согласовать заявки с краевым минкультом.

То есть чиновники могут вычеркнут украинских участников?

– Ситуация сложная и болезненная не только для нас, но и для приезжих музыкантов. Мы очень надеемся, что украинцы к нам приедут, но решение будем принимать не только мы. Это вопрос безопасности. «Камва» – единственный фестиваль, который пригласил украинскую группу выступать в России, спустя полгода после событий в Киеве. Соприкасаясь с их творчеством, понимаешь, что оно никак не связано ни с политикой, ни с агрессией.

Фото: Фото и видео Андрея БЕЛОУСОВА, монтаж Павла ГРИНКЕВИЧА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем