5 апреля воскресенье
СЕЙЧАС -1°С

Поделиться

Лучший православный учитель Прикамья живет в Соликамске

Лучший православный учитель Прикамья живет в Соликамске

– Учителями становятся те, кто об этом мечтал с детства. Как я. Вместо игр в магазин у меня были игры в школу. С классным журналом, куклами-учениками, учебниками... – Ольга Шапикова, педагог соликамской гимназии №1, перебирает в руках бумажные фигурки – силуэты растений, зданий, людей. Все это – декорации и герои ее театра теней. Спектакли – часть школьного урока по основам православной культуры.

В 2017 году Ольга Шапикова победила на конкурсе «Православный учитель Прикамья». В интервью 59.ru она рассказала, как ее уроки меняют школьников и почему родители для своих детей между основами религиозной культуры и основами светской этики все чаще выбирают последнее.

С Ольгой Валерьевной мы встречаемся в школе. В угловом кабинете на третьем этаже стеллажи заполнены книгами – она преподает русский язык и литературу для школьников с пятого по восьмой класс. Здесь же проходят уроки православной культуры.

Ольга Валерьевна работает учителем русского языка и литературы, а также преподает основы православной культуры

Ольга Валерьевна работает учителем русского языка и литературы, а также преподает основы православной культуры

На учительском столе стоит ширма, за которой разыгрывают сцены из истории о святых Петре и Февронии муромских. Этот учебный спектакль, который и покорил жюри краевого конкурса, Ольга Шапикова показывает четвероклашкам на уроке, посвященном семейным ценностям.

– Идею придумывали всей школой. Помогали мне другие педагоги, завуч, директор. Мы решили, что через игру дети лучше поймут тему и сами смогут раскрыться, – говорит педагог.

В основу урока-спектакля легла история о Петре и Февронии

В основу урока-спектакля легла история о Петре и Февронии

Урок начинается с того, что Ольга Валерьевна рассказывает о православном Дне семьи, любви и верности. Школьники отвечают на вопрос, какой они видят идеальную семью – чаще всего, кстати, используя прилагательные «большая», «многодетная», «верная». Задумываются, почему иногда ссорятся их родители.

– Затем на примере Петра и Февронии я рассказываю, как создается идеальный брак. Узнав историю, ребята делятся на группы и, взяв фигурки, показывают спектакль – каждый свою часть. А после этого смотрят мультфильм про этих святых. Заканчиваем урок разговором о православном понимании ценности семьи. О том, что любовь – это лекарство от духовной болезни. Интересно, что до урока ребята слово «любовь» приравнивают к слову «нравится». А после начинают понимать истинное значение.

Ольга Валерьевна сама сделала этот маленький театр

Ольга Валерьевна сама сделала этот маленький театр

Ольга Шапикова ведет уроки православной культуры всего пару лет. До этого почти 16 лет она посвятила профессии педагога русского языка и литературы. Именно на него училась в Соликамском педагогическом институте.

– После вуза я проработала в нескольких школах. А три года назад попала в гимназию №1. Это очень активная школа, откликающаяся на все новое. И в 2011 году, когда начали вводить предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», нас, шестерых учителей, отправили на курсы. Наверное, это было неслучайно. Тема мне близка, чувствую в ней себя уверенно и спокойно, хотя глубоко верующим человеком всю жизнь я не была. В студенчестве могла сходить в церковь, свечку поставить, но не более, – вспоминает Ольга Валерьевна. – К вере пришла постепенно. Но детям в школе я обо всем этом не рассказываю. Среди учеников мало кто вообще знает, что я, например, на службы хожу.

Ольга Шапикова говорит, что сейчас дети все чаще выбирают не основы религиозной культуры, а основы светской этики

Ольга Шапикова говорит, что сейчас дети все чаще выбирают не основы религиозной культуры, а основы светской этики

– Много в гимназии тех, кто выбирает основы православной культуры?

– Модули основных религиозных культур в принципе выбирают редко. Например, ислам, буддизм и иудаизм – ни разу. На православную культуру тоже мало кто идет, в основном интересует всех светская этика. Я, конечно, родителям объясняю, что на своих уроках ни к чему детей не принуждаю. Одно дело – вера, другое – культура. Если мы говорим о храме, то касаемся только его устройства, а не идем в церковь на богослужение. Если об иконах – то о том, как они создаются, кто на них изображен. Однако не все родители это понимают. Некоторые боятся, что дети после моих уроков обратятся к вере, потому что не видят отличия между верой, религией и культурой. Не все понимают, что православные традиции играют огромную роль в становлении русской культуры и русской истории, и именно поэтому их нужно изучать.

Ольга Валерьевна прерывается, чтобы ответить на звонок. Несколько учеников уже ждут ее на крыльце школы. Сегодня в Соликамске праздник, освящают новый храм, в котором детям проводят экскурсии. Вместе с педагогом едем туда.

– Вот и сейчас, смотрите. Мы идем в храм, чтобы узнать, как и что устроено. Разве можно представить русскую культуру без церкви?

В Соликамске после реставрации открыли храм. Ольга Валерьевна повела туда детей на экскурсию

В Соликамске после реставрации открыли храм. Ольга Валерьевна повела туда детей на экскурсию


– Детям интересно на ваших уроках?

– Мне кажется, да. Они задают много вопросов, сами предлагают темы для обсуждения, раскрываются. Но действительно ли им интересно, покажет время. Через год они решат, продолжать ли ходить на основы православной культуры или выбрать что-то другое. Был у нас пример, когда в одной из соликамских школ дети решили перейти на основы светской этики.

– Вы видите, как меняются школьники после ваших уроков?

– Они не боятся говорить о проблемах, рассуждать. Становятся добрее, дружелюбнее, послушнее. Мне бы хотелось, чтобы родители увидели это, поприсутствовали на наших уроках. Потому что страх у них все же есть. Страх того, что ребенок обратится к вере. Когда была апробация, многие мамы и папы были против. Кто-то в принципе не хотел, чтобы его ребенок услышал о вере. Но страх рассеивается, когда родители узнают программу курса. Да, мы говорим о заповедях, о Библии. Но эти уроки – больше культурологические и нравственные. На одном из занятий, например, мы делаем герб семьи.

После уроков православной культуры дети, по словам Ольги Валерьевны, становятся добрее и послушнее

После уроков православной культуры дети, по словам Ольги Валерьевны, становятся добрее и послушнее


– Возможно, что этот страх уйдет, если преподавать детям основы всех религий?

– Этот вопрос неоднократно поднимался. Но педагогов мало. Найдется ли в школе человек, который правильно, без вреда для детской психики сможет рассказать все? А заставлять учителя вести основы религиозной культуры, когда он в этом не разбирается и не хочет, неправильно.

– Вам хотелось бы что-то изменить в преподавании основ религиозной культуры и светской этики?

– Я давно вынашиваю мысль о том, что необходимо вести этот курс с первого по одиннадцатый класс. Кроме того, по моему мнению, в городе должны быть один-два учителя православной культуры, один-два учителя основ мировых религиозных культур (в больших городах, конечно, больше). Чтобы это были заинтересованные, подготовленные люди. Чтобы они были освобождены от всех остальных предметов и каждый день могли приходить в разные школы. Тогда и преподавание будет глубже, и детям будет интереснее.

Ольга Шапикова считает, что не нужно заставлять учителя преподавать основы православной культуры, если он в этой теме не разбирается

Ольга Шапикова считает, что не нужно заставлять учителя преподавать основы православной культуры, если он в этой теме не разбирается

За победу в конкурсе «Православный учитель» Ольгу Шапикову наградят в Перми 28 ноября. После этого проект ее урока, победивший на краевом конкурсе, отправят на окружной этап. Затем выберут 15 лучших православных учителей из общеобразовательных школ Приволжского федерального округа.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!