Город Культура Архитектурные сокровища Перми. 205-квартирный дом-комбинат

Архитектурные сокровища Перми. 205-квартирный дом-комбинат

Расширяем географию нашей рубрики.

Единственный в Пермском крае и Свердловской области жилой дом с фигурами

Впервые в истории архитектурных сокровищ мы выехали за пределы Перми, чтобы рассказать вам о единственном на Пермский край и Свердловскую область жилом доме с фигурами. Спойлеры: дом огромный, прекрасный и вообще их два.

Почти 90 лет назад в разгар первой пятилетки в 35 километрах от Перми началось строительство целлюлозно-бумажного комбината, который должен был стать крупнейшим в Европе. Рядом с ним быстро образовался поселок с говорящим названием Бумстрой.

Строители завода жили в землянках или соломитовых бараках, разделенных лишь проходом на мужскую и женскую половины. В 1933 году поселок переименовали в привычный нам Краснокамск.

Возникала все большая необходимость в появлении нормального жилья как для строителей, так и для будущих рабочих, но бюрократические проволочки и боязнь брать на себя ответственность (30-е годы на дворе!) не давали проблеме никакой возможности разрешиться. К тому же начал строиться пороховой завод, и в планах чиновников был один поселок на два предприятия — он расположился бы на полпути между современными Закамском и Краснокамском.

Так должен был выглядеть дом по изначальному проекту

Решив, что так дальше продолжаться не может, первый директор бумкомбината Яков Иванович Горячев решает самостоятельно строить жилье для рабочих за счет средств, выделенных на создание комбината. Впоследствии его объявят врагом народа — и это станет одним из факторов.

Горячев строит не просто дома, а произведения искусства: четыре дома-аэроплана, дом-пароход и жемчужина коллекции — 205-квартирный жилой дом по проекту московского архитектора Петра Болеславовича Мурашко с колоннами, лепниной, статуями и большим концертным залом.

Надо понимать: дело все еще происходит в поселке Краснокамск, у которого нет ни четких границ, ни дорог, ни одного каменного дома. И он еще вчера Бумстроем назывался.

Уместить весь дом в один кадр невозможно
Все строения на фотографии - это один дом

Грандиозная стройка грандиозного дома начинается в 1934 году. Камень в Краснокамск везут из хохловского карьера.

В то же время взорваны и разобраны несколько церквей по реке Чусовой, запчасти которых, по легенде, тоже уходят в фундамент. Его же по старинной русской традиции выкладывают серебряными монетами.

Дом строится второпях, его корпуса принимаются с многочисленными недоделками, а о роскошных задумках забывают. Не судьба появиться и арке, которая должна была соединить две половины дома. Эти половины до сих пор имеют общий адрес — улица Мира, 9.

Конструктивизм во всей своей красе
Соединение двух корпусов
Пусть дом не стал комбинатом, его первый этаж сейчас занят самым разными организациями

Несостоявшаяся арка принесла другой негативный, кроме эстетического, эффект. Какому-то чиновнику, разглядывавшему план здания в проекции сверху, пришла в голову идея перекрестить две части дома. Получилось нечто, напоминающее свастику. Возможно, именно этот эпизод стал решающим при признании Горячева врагом народа.

Конструктивистский архитектурный стиль определяет не только фасад, но и функциональность здания. Так, предполагалось, что его подвалы займут необходимые каждому советскому гражданину объекты социального быта, такие как прачечная или общественная столовая. Это должен был быть полноценный дом-комбинат.

Ярко-оранжевый подол дома
Девушка - символ плодородия

Подвалы, однако, все равно пригодились во время войны. В них жили семьи блокадников из Ленинграда, которых не смогли подселить в квартиры.

Пять корпусов сдаются поочередно с 1936 по 1938 год. Каждая квартира рассчитана на одну советскую ячейку общества — одну семью, но по факту почти все они становятся коммуналками.

Обычный подъезд коммуналки
Здесь сначала был сквозной проезд, затем стоянка пожарных машин, а теперь - палеонтологическая экспозиция

Сейчас одна из квартир в обычном жилом подъезде превращена Краснокамским краеведческим музеем в экспозицию «Коммунальная квартира». Три комнаты коммуналки отражают жизнь обитателей дома в 30-40-е, 50-60-е и 70-е. Наиболее занимательной для нас, конечно, является комната родом из 30-х, когда деревенские люди, переезжавшие в дом, становились горожанами, но продолжали спать на деревянных лавках, сундуках с накопленным добром или холодном полу.

30-40-е годы
50-60-е годы
70-е годы

В доме было центральное отопление, однако готовить приходилось в печах, стоявших в каждой кухне. Двор же был забит многочисленными сараями-дровниками. В коммуналках устанавливались дежурства по растопке печи. Учитывая, что комбинат начинал свою работу в 8, можно представить, во сколько приходилось вставать хозяйкам, чтобы успеть растопить печь и приготовить еду. Печи в доме использовали аж до начала 70-х.

Несмотря на все проблемы, дом все равно вышел запоминающимся: стиль, который позже назовут «сталинским ампиром», фигуры символизирующих плодородие девушек с лозами винограда в руках и демонстрирующих силу юношей-дискоболов в нишах — это единственный жилой дом с фигурами и в Пермском крае, и в Свердловской области, как рассказала нам директор Краснокамского краеведческого музея.

Проблемой для современных фотографов стала реализованная в 50-х идея высадить площадку перед домом огромным домом липами. Поймать его в кадр целиком через фотоискатель или обычный глаз теперь возможно лишь с высоты птичьего полета.

Эти две половины - один дом под общим адресом: здесь и должна быть арка

В прошлом выпуске серии «Архитектурных сокровищ Перми» мы рассказывали о ДК Солдатова.

Подписывайтесь на наш Twitter и читайте главные новости Перми.
Фото: Тимофей Калмаков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем