21 октября среда
СЕЙЧАС +2°С

Министр образования Прикамья — о борьбе с поборами, продленках, местах в яслях и реорганизациях школ

59.ru взял интервью у Раисы Кассиной.

Поделиться

Раиса Кассина сообщила, что за год поборов в школах и детсадах стало меньше

Раиса Кассина сообщила, что за год поборов в школах и детсадах стало меньше

Школа и детский сад — это места, где наших детей учат и воспитывают, заботятся об их безопасности. Это крайне сложные задачи, но все их курирует одно ведомство. 59.ru пообщался с министром образования Прикамья Раисой Кассиной и узнал, какие проблемы удалось решить в 2017 году, а с какими только предстоит справиться.

— Раиса Алексеевна, год назад вы говорили, что Министерство сделает борьбу с поборами в школах и детсадах одним из главных приоритетов. Каких результатов удалось достичь?

— Мы сформулировали, что является поборами, а что нет. Благодаря памяткам в школах и детских садах, постоянной разъяснительной работе это понимание появилось и у руководителей школ и детских садов, педагогов, родителей. Во-вторых, мы научились быстро реагировать на сообщения о поборах, разбираться в ситуации и регулировать ее. Денег в сфере образования сегодня достаточно, привлекать средства родителей нет необходимости.

Эта схема будет полезна родителям школьников

Эта схема будет полезна родителям школьников

— Но поборы пока еще есть?

— К сожалению, да. Года мало, чтобы полностью справиться с этим явлением, но со временем, я уверена, они исчезнут. Жалоб уже стало меньше. Сейчас чаще собирают на покупку рабочих тетрадей — в школах путают, в каких случаях тетради должны предоставлять они, а в каких это ответственность родителей.

А эта предназначена для родителей воспитанников детских садов

А эта предназначена для родителей воспитанников детских садов

— Чем из сделанного в 2017 году вы гордитесь?

— Тем, что было осуществить сложнее всего. Это строительство школы нового, современного уровня во Фролах, развитие обучения в виртуальных классах, актуальное для детей из отдаленных сел и тех, кто хочет изучать предметы углубленно, успехи инновационных школ, работа по профориентации подростков, хорошие показатели ЕГЭ, увеличение числа детей, занимающихся техническим творчеством, экономия на учебниках для восьмиклассников благодаря их централизованной закупке для всех школ.

— Какие проекты будут реализованы в 2018 году?

— Продолжится массовое строительство школ. Мы планируем сдать шесть объектов: это новые корпуса пермских школ №42 и 59, школы в Березовке, Красновишерске, Щучьем озере и Кочево. Они дадут не только дополнительные учебные места, но и выведут качество образования на принципиально новый уровень. В каждой из этих школ всё будет оборудовано по последним современным требованиям, в том числе физические и химические лаборатории.

Также в 2018 году будут разыграны тендеры на строительство школ в Лысьве, Березниках и Бардымском районе. В ближайшие годы ожидаем появления новых школ и в Перми. Ревизия показала, что во многих районах можно найти земельные участки для строительства. Например, они точно есть рядом со школами №3 и 93, гимназией №3. Возведение пристроев к ним есть в планах.

Продолжим развивать всё, что связано с цифровыми технологиями в образовании. Также приложим много усилий ко всему, что связано с воспитанием детей. Сейчас крайне важно, чтобы дети имели возможность заниматься тем, что им интересно, а не проводили время за сомнительными делами. Поэтому будут появляться новые возможности для дополнительного образования, развиваться российское движение школьников.

В 2018 году в Прикамье продолжат массово строить школы

В 2018 году в Прикамье продолжат массово строить школы

— К нам в редакцию часто обращаются родители, недовольные реорганизацией школ и детских садов. Многие считают, что учреждения объединяют и закрывают только для того, чтобы сэкономить бюджетные средства, а о комфорте детей не думают. Так ли это?

— Массового закрытия образовательных учреждений в крае нет. В прошлом году перестала работать только одна школа. Она находится в небольшом населенном пункте Кудымкарского района, где учить, к сожалению, некого. Еще 22 учреждения реорганизовали — присоединили к другим. В состав более крупных школ вошли четыре маленькие. Два детских сада также присоединили к школам. Еще 16 садиков вошли в состав холдингов, то есть объединений из нескольких детских садов.

— То есть это оптимизация?

— Реорганизации нужны для того, чтобы дать детям возможность получить качественное современное образование. Разве поедет хороший физик в школу, где мало учеников и количество часов его работы едва дотягивает до половины ставки? Скорее всего, нет. Поэтому в небольших школах физику, как и информатику, часто преподают математики, не прошедшие переподготовку. Чтобы ребята могли заниматься с квалифицированными педагогами, школы присоединяют к более крупным. Замечу — присоединяют юридически, а не закрывают одну из школ. Сама по себе оптимизация — это хорошо. Но местные власти должны сделать так, чтобы изменения не принесли неудобств детям и родителям, чтобы школьный автобус делал столько рейсов в новую для детей школу, сколько нужно, или возил учителей к ребятам в школу-филиал.

Присоединение детских садов к школам тоже в интересах детей и родителей. Не стоит думать, что директор школы будет уделять саду мало внимания, заниматься им по остаточному принципу. В школах понимают, что в детском саду готовят своих будущих учеников и заинтересованы в том, чтобы они были хорошо развиты.

Объединение садов в холдинги позволяет избавляться от раздутого административного штата. Высвободившиеся деньги заведующая может направить на повышение зарплаты педагогов, покупку пособий для занятий с детьми и другие нужды. Реорганизация часто пугает, но после того, как она произошла, и родители смогли оценить ее плюсы, вернуть всё обратно, как правило, никто не хочет.

Раиса Кассина считает, что оптимизация и реорганизация школ и детских садов могут и должны идти на пользу детям

Раиса Кассина считает, что оптимизация и реорганизация школ и детских садов могут и должны идти на пользу детям

— Уже известно, сколько учреждений будет реорганизовано в 2018 году?

— Сказать сложно — решения принимают администрации городов и районов. Но, думаю, что реорганизации точно будут, потому что в крае до сих пор есть случаи, когда в десятом классе учится один ученик. То образование, которое он получает, сложно назвать качественным — он не имеет возможности работать в группах, видеть, как отвечают другие ребята, тянуться за более академически успешными сверстниками. Это неправильно.

— Как обстоят дела с кадрами в образовании, во всех районах удалось справиться с нехваткой учителей?

— Кое-где учителей не хватает. Сейчас в крае свободны примерно 1,5% педагогических вакансий. Это хороший показатель. Он позволяет не переживать, что детей будет некому учить. И в то же время дает студентам педуниверситета уверенность в том, что они смогут найти работу после выпуска. Молодые перспективные педагоги, которые используют современные цифровые технологии и владеют новыми воспитательными методами, сегодня очень востребованы. И финансово такие специалисты тоже поддерживаются. В среднем зарплата педагогов школ нашего региона на 10% выше средней зарплаты учителей по Приволжскому федеральному округу и составляет 29363,8 рубля. Кроме того, по итогам 2017 года в январе 2018 года произведена выплата стимулирования по проекту «Ступени».

— В сельской местности тоже достаточно учителей?

— В разных территориях ситуация разная. В крупных городах их больше, в небольших населенных пунктах — меньше. Для того, чтобы решить проблему нехватки учителей в деревнях и селах, в прошлом году запустили проект «Сельский учитель». Благодаря ему на постоянное место жительства в прикамскую глубинку переехали 17 педагогов — каждый из них получил субсидию на покупку или строительство жилья в сумме до миллиона рублей. Скоро в программу также могут войти небольшие города, где есть дефицит учителей. Часто в школе недостает одного учителя, но это, к примеру, физик, и он там крайне необходим.

На решение проблемы с кадрами на селе работают и другие программы. Например, «Мобильный учитель»: мы покупаем педагогам автомобили, и они едут преподавать в сельские школы. Сейчас в крае тридцать таких учительских экипажей, во многих сразу несколько педагогов. Неплохо работают и программы по привлечению учителей, созданные в районах края.

Министр сообщила, что учителей в школах крупных городов сейчас хватает, а в поселки и деревни педагогов привлекают при помощи специальных программ

Министр сообщила, что учителей в школах крупных городов сейчас хватает, а в поселки и деревни педагогов привлекают при помощи специальных программ

— Мы знаем, что очень трудная ситуация со школьным образованием в поселке Сёйва Гайнского района. Дети там учатся в старом здании, где до недавних пор не было канализации. Из-за этого прокуратура прекращала занятия. Но уже больше десяти лет в поселке строят новую школу. Когда, наконец, дети смогут учиться там?

— Да, ситуация в Сёйве — это то, что вызывает тревогу и требует постоянной работы. Школу начали строить, когда были совершенно другие требования к документации, поэтому сейчас трудно её сдать. Но в течение нескольких месяцев это будет сделано, дети начнут учиться в новой школе в этом учебном году.

— Раиса Алексеевна, еще одна острая тема — это пермские статусные школы. Родители часто жалуются, что имеют рядом с домом такую школу, но вынуждены ходить в ту, что расположена дальше, из-за того, что к престижной прикреплены всего несколько домов. Можно ли решить эту проблему?

— На самом деле в Перми всё прикрепление домов к школам сделано в пределах нормативов, случаев, когда школа находится от дома слишком далеко, практически нет. Но я согласна, что наверняка можно распределить учеников более оптимально. В ближайшее время в Министерстве пройдет круглый стол с участием руководителей учреждений, педагогов и родителей, где мы обсудим вопрос прикрепления к статусным школам.

Речь точно не пойдет об упразднении особенных школ, где работают с ребятами, проявившими способности к определенному виду деятельности. Такие заведения нужны — многие дети могут в полной мере развить свои задатки только там, в специально созданной для этого среде. Пусть родители не расстраиваются, если их ребенок не попал в такую школу с первого класса. В нее можно перевестись и, к примеру, после пятого класса, когда будет ясно, каковы интересы и способности ребенка.

— Как вы думаете, компьютеры и гаджеты помогают или вредят школьникам?

— По современным образовательным стандартам ребенок должен уметь искать информацию в интернете, отбирать и систематизировать ее уже в начальной школе, без этого никак. Но родителям нужно сделать так, чтобы дети не имели возможности находить в интернете то, что не подходит для их возраста. И проследить, чтобы общение с гаджетами не заменило им реальную жизнь.

По словам Раисы Кассиной, ребенок уже в начальной школе должен уметь правильно пользоваться компьютером и интернетом

По словам Раисы Кассиной, ребенок уже в начальной школе должен уметь правильно пользоваться компьютером и интернетом

— Родители младшеклассников жалуются, что в пермских школах практически отсутствуют продленки. Почему их мало?

— Сейчас школы очень загружены, во вторую смену зачастую просто нет свободных кабинетов, в которых можно организовать продленку. Многие школы стараются выделить под нее хотя бы одну классную комнату. В качестве выхода из положения я могу рекомендовать родителям воспользоваться услугами частных групп продленного дня, многие из них очень качественные, доступные по цене, с большим спектром кружков, секций, разнообразными видами деятельности.

— Какие новшества в этом году будут в сдаче ЕГЭ?

— Для выпускников ничего не изменится, всё будет как прежде. В этот раз бланки с ответами учеников будут сканировать и отправлять для проверки прямо в штабе пункта проведения экзамена. Но это внесет поправки только в работу педагогов.

— Как вы считаете, нужны ли школьникам Прикамья репетиторы или реально подготовиться к экзамену только на школьных уроках?

— Школа способна подготовить к успешной сдаче экзамена. Если родители хотят помочь своим детям, они могут предложить им прорешать задания с сайта Федерального института педагогических измерений. Это на 80% реальные задания, которые потом будут использоваться на ЕГЭ. Этого должно быть достаточно. Но обращение к репетитору может иметь смысл в случае, если ребенку трудно сконцентрироваться в классе, и ему нужен личный контакт с педагогом.

— В Перми всё еще обсуждают ЧП в пермской школе. Скажите, что изменилось в школах в плане безопасности после него?

— Сразу после случившегося во всех школах и детсадах Прикамья внепланово проверили техническую оснащенность и организацию охраны. Установлено, что 100% учреждений обеспечены автоматической пожарной сигнализацией, 96% — оборудованы аварийным освещением, имеют ограждение по периметру территории. Кнопками экстренного вызова полиции, частных охранных предприятий оборудованы 82,3% учреждений, а системами видеонаблюдения оснащены 80%. Охранники есть во всех школах и детских садах.

По результатам проверки сделаны замечания, которые в образовательных учреждениях должны устранить. Например, установить турникеты, чтобы посторонним труднее было проникнуть в школу, и отладить пропускную систему.

Кроме того, в следующие 3 месяца будут проходить проверки комплексной безопасности образовательных учреждений по всему краю.

Очевидно, что причины происшествия не только в организации безопасности детей. Есть системные проблемы, связанные с межведомственным взаимодействием. Уже подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство и направлены федеральным властям.

Проблема с местами в яслях всё еще есть, но ее решают при помощи строительства детсадов с младшими группами

Проблема с местами в яслях всё еще есть, но ее решают при помощи строительства детсадов с младшими группами

— Раиса Алексеевна, решена ли в Прикамье проблема с нехваткой мест в детских садах?

— Если говорить о детях старше трех лет, то да, почти везде решена. Трудности возникают прежде всего в Перми и Пермском районе. Родителям могут на первое время предлагать четырехчасовые группы или детский сад, далекий от места проживания. Это результат непродуманной градостроительной политики в предыдущие годы. Массовая жилищная застройка шла без учета наличия социальной инфраструктуры. В ясли, как правило, сейчас могут попасть только льготники, например, дети из многодетных семей. Но мы строим в Перми и Пермском районе ряд детских садов с ясельными группами, которые помогут решить проблему.

— Скажите, могут ли жители Прикамья попасть к вам на личный прием?

— Конечно, каждый вторник с 16 до 18 часов. Записаться можно по телефону 217-79-33. Если человеку нужна срочная консультация — ищу время в другие дни после шести вечера. Прийти ко мне можно с любой проблемой, я не делю их на мелкие и крупные. Когда времени на встречи совсем нет — передаю вопросы своим заместителям и слежу, чтобы они разобрались и помогли. Также я всегда доступна во «ВКонтакте» и в Instagram, мне можно написать письмо на электронную почту.

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».

Фото: Анастасия Яковлева

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!