Город Дороги и транспорт Интервью в автобусе. Директор Союза перевозчиков — о «гонках» водителей, автопарке и цене на билет

Интервью в автобусе. Директор Союза перевозчиков — о «гонках» водителей, автопарке и цене на билет

Пока желтая Scania ехала по маршруту № 52, Михаил Ухватов рассказал нам о ситуации в отрасли

Интервью с Михаилом Ухватовым проходило в желтом автобусе Scania

Серьезные аварии, постоянное реформирование и повышение стоимости проезда — это и многое другое сегодня широко обсуждается участниками рынка пассажирских перевозок в Перми. Власти пытаются навести порядок в отрасли, переведя перевозки в ведомство муниципалитета, а пассажиры, как и прежде, недовольны качеством предоставляемых услуг. Чтобы лучше понять проблемы перевозчиков и узнать, как их можно решить, мы встретились с директором Единого союза перевозчиков Михаилом Ухватовым. И покатались с ним на автобусе.

Мы едем на желтой Scania маршрута № 52 по шоссе Космонавтов. Стоим в центре салона — так удобней беседовать. Автобус отъезжает от остановки, начинается разговор. В первую очередь спрашиваем про безопасность.

— В последнее время пермяки обращают внимание на большое количество аварий с участием автобусов. Многие пассажиры говорят, что водители превышают скорость из-за жесткого графика...

— В любой отрасли, где есть транспорт, есть риск ДТП — они так или иначе будут. Тем более что за рулем — люди, они могут неправильно оценить дорожную обстановку. Это человеческий фактор. Количество ДТП можно минимизировать, и перевозчики стараются это сделать, но, к сожалению, не всегда это получается.

Место для интервью было выбрано не случайно – в автобусе можно лучше понять, что волнует сейчас перевозчиков

— После аварии с автобусом на улице Уинской в Перми вновь стали говорить о проверках перевозчиков. Как сейчас обстоят дела с проверками? Они не мешают работе транспортных предприятий?

— Проверки — это рабочая ситуация, и они необходимы в любой сфере предпринимательской деятельности. Проверки были, они продолжаются — и плановые, и внеплановые. Помимо УГАДН и ГИБДД перевозчиков проверяет Роспотребнадзор и прокуратура. Но ситуации, что какого-то отдельного перевозчика мучают проверками, — нет.

«Остановка "Верхние Муллы", — объявляет голос из динамиков автобуса. — Следующая остановка "Школа № 107"».

— Вы сказали, что количество ДТП можно минимизировать. Что для этого делают перевозчики?

— Какие-то крупные ДТП, особенно с пострадавшими, обсуждаются не только перевозчиками. Администрация города совместно с ГИБДД, прокуратурой и УГАДН собирает по этому поводу всех. После таких собраний перевозчики проводят анализ своей работы и пытаются выявить слабые стороны работы с личным составом, чтобы аварий больше не происходило.

Автобус набирает скорость на шоссе Космонавтов и резко останавливается на перекрестке. Вместе с Михаилом Ухватовым держимся за поручни.

В первую очередь спрашиваем про безопасность в автобусах – тема сейчас волнует всех


— Часто в соцсетях пишут, что водители устраивают между собой гонки — торопятся быстрее других приехать к остановке. Подтверждаете? Или в чем-то другом дело?

Михаил Ухватов улыбается и начинает отвечать на вопрос.

— Сейчас ситуация изменилась. Раньше распределение маршрутов и работа перевозчиков происходили по системе «один график — один перевозчик». Тогда, если на маршруте работало несколько перевозчиков, водители устраивали между собой гонки за пассажиров — чем больше выручку привез, тем лучше. С 2012 года все автобусы, включая тот, в котором мы едем, оборудованы системой GPS. Если, не дай бог, транспортное средство нарушает регулярность — интервал между разными машинами на одном маршруте, перевозчик за это штрафуется. Но есть у этой системы и минус — и он тоже в соблюдении интервала. Водитель стоит в пробке, понимает, что опаздывает, и придумывает, как уложиться в эти интервалы. Если он не укладывается, «Гортранс» не учитывает такие рейсы, и перевозчик получает за это штрафные санкции.

Все перевозчики разбираются с водителями: почему было опоздание, почему не закрыт рейс? К примеру, на маршруте промежуток между двумя автобусами должен быть не более двух минут, и на конечной остановке он должен появиться не позднее 10 минут от своего графика. Если, к примеру, водитель автобуса, на котором мы едем, появится на конечной остановке позже, рейс ему не закроют и впоследствии выставят штраф. Это не то чтобы провоцирует водителей гоняться, но является каким-то сопутствующим фактором, из-за которого водитель торопится.

Водители сейчас не устраивают «гонки»

— Если говорить о человеческом факторе, то тут речь не только о водителях. В частности, не раз в СМИ обсуждались истории, когда кондукторы выгоняли на мороз детей и инвалидов. Или не обращали внимания на людей, которым стало плохо. Может, персоналу сейчас даны новые вводные?

— В том году была такая ситуация, когда водитель с кондуктором высадили ребенка на остановке в позднее время, было темно. Ребенок не предъявил проездной, и кондуктор отказалась его провозить. После этого случая у нас проводилось совещание на площадке ОНФ, на котором все между собой договорились о том, что кондукторы больше не будут высаживать безбилетных детей, а будут довозить их до нужной им остановки, но ребенку в таком случае скажут: «До свидания, но больше мы тебя не пустим, если у тебя не будет проездного или ты не оплатишь проезд». Такие ситуации случаются, но это единичные случаи.

Был вопиющий случай, когда женщину с приступом возили в салоне автобуса и не дождались скорой помощи. Это было у всех на слуху. Я считаю, что это человеческий фактор и простая невнимательность кондуктора. Был ведь и другой случай: пассажиру в автобусе тоже стало плохо, водитель остановился, попросил всех выйти, вызвал скорую. Оказалось, что у пассажира эпилептический припадок. Это другой пример того, как относятся к людям водители и кондукторы.

— Безопасность пассажиров в том числе связана и с обновлением автопарка. Насколько регулярно оно происходит у пермских перевозчиков?

Выезжаем на улицу Мира. Рядом с нашим автобусом останавливается автобус МАЗ.

— Вот обратите внимание на дорогу — это желтый МАЗ. Как раз сейчас в приоритете находится такие модели, произведенные МАЗом, НефАЗом и немного ЛиАЗом. Большинство их них произведены в 2014 году — то есть им четыре года. Обновление подвижного состава так или иначе продолжается. Сейчас перевозчики делают упор на машины, способные ездить на газомоторном топливе. Это связано с тем, что газ дешевле и приоритетен переход на газовое топливо. В большинстве такие автобусы выпускает НефАЗ, есть модели ЛиАЗа — сплошь отечественная техника. Тариф на проезд сейчас не позволяет приобретать новую импортную технику, но и приоритета у зарубежных автобусов в конкурсах нет, поэтому перевозчики приобретают машины российского производства. Подержанных автобусов MAN, Mercedes или такой Scania, на которой мы едем, на рынке сейчас практически не найти.

Такие МАЗы уже несколько лет возят пермяков

— Какой средний возраст автобусов в Перми?

— Средний возраст автобусного парка в Перми сокращается, и транспорт становится моложе. Сейчас среди всех городов-миллионников. Если сравнивать даже с Москвой, но не с «Мосгортрансом», который закупает автобусы ЛиАЗ пачками, у всех остальных средний возраст транспорта больше, чем в Перми.

Справочно. По данным пермской мэрии, средний возраст автобусов в Перми составляет 13 лет. В Омске из 696 муниципальных автобусов 504 эксплуатируются 10 и более лет. В Ростове-на-Дону власти закупили к чемпионату мира по футболу более 100 новых автобусов. В Екатеринбурге 100 новых автобусов купили два года назад — это одна треть от всего парка. В Челябинске основная масса автобусов — 2004 года выпуска. В Нижнем Новгороде 400 автобусов закупили в 2005 году, в 2017 парк обновили на 150 машин. По состоянию на 1 августа 2017 года в нем 525 автобусов, средний возраст парка — 7,2 года.

— Мы уже обращали внимание на проблему грязных автобусов. Как перевозчики решают ее в межсезонье?

Михаил Ухватов оглядывается по сторонам, смотрит в окно, оглядывает салон.

— Посмотрите на салон этого автобуса. Мы видим, что здесь достаточно чисто. Но вы видите, какая сейчас грязь на улицах, и в этом плане большинство перевозчиков брошены на произвол судьбы. Если раньше работали муниципальные автопарки, в которых были мойки, то сейчас автобусный парк на улице Энергетиков перевозчиков не обслуживает. На Ижевской автобус также помыть нельзя, на Старцева мойка работает, но сдана частнику в аренду. И получается, что перевозчик предоставлен на откуп сам себе, но автобусы продолжают мыть раз в два дня.

— В прошлом году власти города говорили о создании муниципального перевозчика, который возьмёт на себя часть маршрутов. Чем может грозить возврат к муниципальному автопарку?

— За последние два года об этом много говорилось. Якобы город приобретает 100 или 200 машин для муниципального перевозчика. При этом на днях стало известно, что единственный муниципальный автобусный перевозчик «Пермгорэлектротранс» с 1 апреля отказался обслуживать единственный свой автобусный маршрут № 62 и передает автобусы в аренду частному перевозчику. Это говорит только об одном: в нынешних рыночных условиях муниципалитет не сможет обслуживать автобусные перевозки. Хотя ранее нас убеждали, что власти планируют развивать это направление.

Михаил Ухватов говорит, что в Перми один из самых молодых автобусных парков

— Как сейчас распределяются автобусные маршруты в Перми?

— Сейчас автобусные маршруты распределяются на основании конкурса. В 2015 году объявлялся конкурс, и все маршруты распределились на три года или пять лет. У тех перевозчиков, которые распределились на три года, действие договоров подходит к концу, и маршруты должны в этом году распределить по конкурсу заново. У маршрутов, распределенных на пять лет, перевозчики продолжают работать до окончания срока действия контракта.

— Еще одна идея состоит в закупке у перевозчиков авточасов. Тогда выручка от продажи билетов в общественном транспорте должна напрямую поступать в казну города. Что ожидает рынок перевозок при введении такой системы?

Автобус, в котором мы едем, сворачивает на улицу Советской Армии, водитель резко заходит в поворот. Ухватов чуть заметно морщится и сильнее держится за поручень.

— Есть комплекс мероприятий, направленный на развитие автобусного и электрического транспорта, и он расписан на несколько лет вперед. Законы меняются, и под них необходимо подстраиваться. В связи с очередными изменениями у администрации возникла необходимость в проведении конкурса на работу автобусов в городе, и, в частности, была предложена идея работы за авточас. Сама по себе идея достаточно неплохая. То есть перевозчик освобождается от сбора выручки и предоставляет чистые автобусы для работы на маршруте, например, с 08:00 до 21:00. Он должен соблюдать какой-то график и, исходя из этого, получает определенные деньги, которые он выиграл за каждый авточас работы.

Сейчас существует вопрос — как это сделать технически? В городе работают порядка четырех тысяч кондукторов, и их всех необходимо будет устраивать кому-то в штат. Если попытаться оставить кондукторов у перевозчиков, то кто будет нести финансовую ответственность за то, куда они сдают выручку, перед муниципальным предприятием? Пока непонятно, как это все сделать, остается очень много вопросов.

— А насколько реален сегодня тариф в 20 рублей? Какой бы тариф сегодня устроил бы перевозчиков? И в течение какого времени он может измениться?

Тема со стоимостью проезда очень интересует нашего фотографа. Тимофей каждый день ездит на автобусе, и вопрос кажется ему едва ли не самым главным во всем интервью.

— Тариф утверждался в 2015 году. На тот момент на обсуждение выносился тариф в 23 рубля, но методом проб и ошибок, увеличив средний возраст транспорта, тариф приняли в 20 рублей. Когда тариф принимался, он уже был не окупаем. За три года существенно изменилась стоимость бензина и запчастей. Понятно, что тариф нуждается в пересмотре, но когда это произойдет — вопрос.

Когда поднимут стоимость проезда, перевозчики не знают

— В прошлом году перевозчики перешли на систему электронного учета пассажиров. Что показал первый год ее эксплуатации?

— С внедрением такой системы перевозчикам стало проще работать. Если раньше перевозчика обвиняли в том, что он завышает количество перевезенных пассажиров, то сейчас каждый льготник имеет персональную карточку, и Департамент дорог и транспорта может посмотреть, какое именно лицо проехало в определенном автобусе. Подтасовать эти данные перевозчик не может.

— Ранее власти говорили о возможном упразднении должности кондуктора и введении бесконтактной системы оплаты проезда. Реален ли переход к такой системе в будущем?

По мнению Михаила Ухватова, профессия кондуктора останется актуальной


Услышав наш вопрос, женщина-кондуктор недовольно смотрит в нашу сторону.

— В Москве автобусы оборудованы турникетами, и все пассажиры, которые заходят в салон, проходят через них, проводя оплату у водителя. «Мосгортранс» говорит, что такая система давно себя изжила, она далеко несовершенна и имеет больше минусов, чем плюсов. Первое, что эта система дала, — это отток пассажиров в метро. В Перми пассажирам утекать некуда, но и трафик в автобусах совсем другой. Как люди будут заходить в такой автобус через переднюю дверь и турникет, особенно в час пик? В последующем система электронной оплаты проезда может производиться посредством безналичной оплаты, но в ближайшие пять лет, мне кажется, профессия кондуктора будет востребована.

Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «Вконтакте».
Фото: Тимофей Калмаков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем