Ѕесплатное метро дорого обойдетс€ перм€кам

Ќаземное метро, за проезд в котором не надо платить, могло бы стать воплощением мечты об идеальном общественном транспорте. Ѕизнесмен из ѕетербурга предложил власт€м реализовать ее на практике, причем обещал, что бюджету не придетс€ тратитьс€ на дорогое удовольствие. ќднако чиновники не спешат принимать столь заманчивое предложение. ѕочему ѕермь не готова к транспорту будущего – читайте в материале 59.ru.

¬ мэрию ѕерми поступило письмо предпринимател€ из ѕетербурга –ината Ѕичурина, который предложил пермским власт€м построить в городе бесплатное наземное метро прот€женностью 80 километров, состо€щее из 50 станций. ѕо его словам, соответствующий проект-презентацию он направил в 42 города с населением выше 400 тыс€ч человек, в том числе в —аратов и  иров. ѕо замыслу предпринимател€, затраты на перевозку пассажиров по плану должны компенсироватьс€ доходами от аренды коммерческих помещений на станци€х метро. «ѕредложение автора будет проанализировано с точки зрени€ технических возможностей, а также соответстви€ генплану города», – сообщили в пресс-службе администрации ѕерми.

Ѕизнесмен направил проект-презентацию городским власт€м, однако, по его словам, окончательный проект, составленный с учетом индивидуальных особенностей города, должен будет сделан уже после того, как идею одобр€т власти. ћежду тем, по словам –ината Ѕичурина, из всех предложений ему позвонили только из ¬олгограда, где чиновники захотели еще раз обсудить проект. ќн заметил, что подобные транспортные решени€ уже давно существуют во многих городах ≈вропы, Ћатинской јмерики, однако только у нас в –оссии можно реализовать бесплатный метрополитен. ѕо его словам, подобный проект он хотел реализовать в ѕетербурге, однако —еверна€ столица готовитс€ сейчас к „ћ-2018 года, и за второй масштабный проект власти братьс€ не намерены. –анее подобными проектами, как сообщил сам предприниматель, он не занималс€.

«ѕредыдущие подобные проекты в ѕерми представл€лись нереализуемыми именно по финансово-экономическим соображени€м, – заметил начальник пермской дирекции дорожного движени€ ћаксим  ис.—уд€ по тому, что бизнесмен направил предложение сразу во множество городов, € не исключаю, что причина как раз кроетс€ в том, что он рассматривает вариант получени€ земельных участков под объекты транспортной инфраструктуры на предельно льготных услови€х, с тем чтобы на этих участках реализовать торговлю. ј вот насколько там будет транспортна€ составл€юща€ воплощена и будет ли она вообще реализована – это большой вопрос. Ќо в целом, на мой взгл€д, эта перспектива труднореализуема в ѕерми: у нас не так много муниципальной земли, и рассчитывать, что ее большое количество будет отдано безвозмездно, мне кажетс€ довольно наивным».

—тоимость проекта дл€ одного города может дойти до 30 млрд рублей, сообщил –инат Ѕичурин. ѕредположительно, стройка будет длитьс€ от четырех лет, у нее будут три очереди – две по 20 километров и одна по 40. ѕри этом средства на строительство намерены привлечь за счет частных инвесторов. «ќкупаемость проекта – от двух лет, за счет арендной платы за коммерческие помещени€ в составе станционных комплексов, – рассказал бизнесмен. – «десь существует пр€ма€ заинтересованность в трафике пассажиров: чем больше людей будет проходить через станционные комплексы, тем выше будет арендна€ плата. »нвесторами могут стать владельцы маршрутного транспорта – сейчас у них сверхприбыль составл€ет более миллиарда рублей в год, а € им могу утроить доход за счет ухода из бизнеса и инвестиции в данный проект. “акже проект может принести до 3 млрд налоговых доходов – и также снимаетс€ брем€ городского бюджета по содержанию трамваев и троллейбусов. √лавное в данном случае – политическа€ вол€. ј все остальное реализовать возможно».

„лен комиссии по землепользованию и застройке ƒенис √алицкий также считает: реализаци€ проекта возможна, если муниципалитет имеет свободные земли, однако скептически отнесс€ к доходности проекта. «” нас инвесторы по застройке ипподрома тоже обещают большие инвестиции в бюджет, но в реальности все по-другому, – заметил правозащитник ƒенис √алицкий. – ќт увеличени€ количества торговых площадей покупательска€ способность населени€ также не возрастет – спрос просто перераспределитс€. ƒумаю, что поступлени€ в бюджет не измен€тс€. ≈динственна€ рациональна€ мысль в том, что метро надземное, а не наоборот. Ћучше, € думаю, зан€тьс€ высокоскоростным трамваем – он безопаснее, и к тому же у данного метро слишком мало остановок».

ѕосле реализации метрополитена бизнесмен предрек смерть маршруткам и упадок всего остального транспорта: зачем платить, если есть в городе бесплатный транспорт. ƒругое дело, что в день такое метро всего будет способно перевести до 400 тыс€ч человек. ¬ это же врем€ нынешним общественном транспорте в ѕерми пользуютс€ более миллиона человек, сообщил 59.ru бывший директор института транспорта ѕЌ»ѕ”, в ныне – директор института транспортного планировани€ –ј“ ћихаил якимов. «≈сли бизнес приходит с каким-то инвестиционными проектами, то нужно понимать, что он хочет от органов местного самоуправлени€, ведь, по идее, если бюджета эта ситуаци€ не касаетс€, и это не √„ѕ (государственно-частное партнерство. – ѕрим. автора), то зачем выходить с инициативой на муниципальном уровне, если можно сразу выйти на рынок, в конце концов, даже дороги у нас могут быть частными, – заметил ћихаил якимов. – ƒругое дело, что тут дело касаетс€ территорий общего пользовани€, предприниматель хочет использовать их, это другое дело. Ќо лучше, конечно, обойтись без этого риска. ѕрошлые инфраструктуры проекты – подземна€ эспланада – так и не реализовались. ” нас без дела стоит набережна€ (втора€ часть проекта была передвинута по срокам из-за экономического кризиса. – ѕрим. автора) и два года у перм€ков ее нет. ј если у перм€ков два года не будет общественного транспорта...»

«¬ нашем городе такое метро имеет смысл в том случае, когда ветки соедин€ют отдаленные районы. “акие движени€ не сделают в центре города, потому там нет места дл€ инфраструктуры, однако сколько километров дороги нужно построить, чтобы приехать из Ћевшино – боюсь, что реальна€ себестоимость проезда в этой системе окажетс€ настолько заоблачной, что никакие торговые центры не смогут окупить строительство дороги», – отметил ћаксим  ис.

«— точки зрени€ градостроительных и архитектурных решений, строительство наземного метро вполне реально и обоснованно, – заметила заместитель председател€ «аксобрани€ ѕермского кра€ Ћили€ Ўир€ева. – ¬ ѕерми можно совместить метро с сеткой железнодорожных путей, пустить часть веток по долинам малых рек или вторым «€русом» по крупным автомобильным артери€м. Ќо сложности такого проекта даже не столько в его окупаемости, а в вопросах согласовани€ и организации всех сопутствующих процессов. Ёто не строительство в чистом поле. “акой проект требует выкупа земель, переноса коммуникаций, многочисленных согласований с собственниками смежных участников и так далее. ѕока реализаци€ ни одного из инфраструктурных задач в ѕрикамье не дает оснований полагать, что чиновники смогут открыть «зеленый свет» дл€ такого проекта».