¬ладимир ¬оробей, шоумен, генеральный директор муниципального центра культуры: «јртист, он либо есть, либо его нет!»
" src=
" src=
¬р€д ли в ѕерми найдетс€ человек, который бы не смотрел фильм «ћноготрудна€, полна€ невзгод и опасностей жизнь »вана —еменова, второклассника и второгодника». Ётот старый фильм стал символом времени и создал еще один городской миф – им€ »вана —еменова стало нарицательным. ƒл€ перм€ков, по крайней мере. јктер, исполнивший роль второклассника и второгодника, давно вырос из этой знаковой дл€ него роли, стал заметной фигурой на пермском культурном пространстве. ј недавно ¬ладимир ¬оробей стал генеральным директором ÷ентра культуры ѕерми имени —олдатова (недавно, кстати, вновь переименованного во ƒворец культуры).

Ќадо сказать, что актерский дебют определил всю жизнь ¬ладимира ¬оробь€. ќн всегда трудилс€ на культурной ниве и не намерен останавливатьс€ на достигнутом.  ак протекала трудова€ биографи€ «второклассника и второгодника», и что он намерен делать на посту гендиректора, ¬ладимир ¬ацлавович рассказал корреспонденту 59.ru.

¬ начале своей карьеры ¬ладимир ¬оробей «поднимал» политеховский студклуб, где еще при коммунистах работал директором и худруком. Ёто было во времена самого расцвета ансамбл€ «—олнечна€ радуга» и театра «јрлекин», из которого вышло много блест€щих театральных звезд, включа€ нынешних режиссеров »гор€ “ернавского, Ћьва  атаева и Ѕориса ћильграма.

«"—олнечна€ радуга" посто€нно принимала участие в концертах на съезде партии, комсомола, была посто€нным участником праздничного концерта в кремлевском дворце, – вспоминает ¬ладимир ¬оробей. – ѕри мне они получили премию ленинского комсомола».

«атем, с 1984-го по 1989-й год ¬оробей работал художественным руководителем ƒворца культуры имени —вердлова. Ќа год был командирован в ћоскву, работал в штабе культурной программы XII всемирного фестивал€ молодежи и студентов, был руководителем международной творческой мастерской пантомимы и клоунады. ¬ернувшись после года работы в ћоскве, ¬ладимир ¬оробей как худрук и режиссер организовывал новогодние представлени€ в ƒ  имени —вердлова, а потом одиннадцать лет был директором ќбластного дворца профсоюзов. ѕомните дискотеку «јпокалипсис», на которую трудно было достать билеты?   ее организации ¬ладимир ¬оробей также приложил руку.

«“ам мы жили в услови€х автономного учреждени€, профсоюзы нам не давали ни копейки, полностью выживали сами, как могли, – вспоминает ¬оробей. – —амые т€желые годы, начина€ с 89-го по 2000-ый. ѕотом € занималс€ коммерцией: был совместный международный проект с балетом ≈вгени€ ѕанфилова «Russian seduction». я был сопродюсером с российской стороны. √астролировали в ѕариже, јмерике, »талии, Ўвейцарии…»

ѕеред тем как получить приглашение зан€ть должность гендиректора ƒ  имени —олдатова, ¬ладимир ¬оробей провел глобальную «перестройку» в, пожалуй, самом известном в ѕерми центре отдыха ƒемидково:

«—истему нужно было мен€ть, это был дом отдыха, сейчас это превратилось в шикарное элитное заведение. –аньше была дискотека, сейчас стали приезжать люди другого уровн€».

«ѕерестройка» же во ƒворце культуры имени —олдатова началась с того, что ¬ладимир ¬ацлавович первым же приказом отменил платные туалеты.

«я убрал платные туалеты во дворце. „еловек, в конце концов, заплатил деньги за концерт, почему он должен еще платить п€ть рублей за туалет? я считаю это неправильным. ƒругое дело, что туалеты нужно содержать. ¬от как на «ападе. “ам ведь нет такого, чтобы туалет в ресторане был платный. Ќо написано – спасибо за понимание. ѕриходит человек, захотел он там положить, кто евро, кто дес€ть центов, кто п€ть центов. ” нас то же самое: кто рубль, кто п€ть рублей, кто дес€ть – человеку, который поддерживает там пор€док. Ёто чаевые называетс€. ј вот так, чтобы билет, п€ть рублей – это грубость».

“ак что, свой п€тидес€тип€тилетний юбилей, прошедший в но€бре, ƒ  встретил с бесплатными туалетами!

 ак рассказал ¬ладимир ¬ацлавович, празднование этой даты началось еще в сент€бре с творческого вечера нашего знаменитого поэта-песенника —ветланы Ѕел€вской. ѕотом прошли отчетные концерты коллективов дворца, выступала пермска€ певица Ќаташа Ўнайдер, состо€лс€ российский турнир по бальным танцам, прошла театральна€ недел€ и многие другие меропри€ти€. —ейчас экспонируетс€ юбилейна€ выставка ёри€ Ћапшина. ј 20 но€бр€ прошел главный праздничный день с вручением всех «слонов» и большой шоу-программой «ƒворцова€ феери€».

—обственно, ƒворец культуры в соответствии со своим статусом и должен нести люд€м праздник, причем, каждый день! ƒл€ того, чтобы праздник был особенным, у генерального директора ƒ  есть «генеральный план» – вернуть дворцу его первоначальный «советский» вид: «” мен€ есть настольный альбом – напоминание о том, какой был дворец. ƒействительно, когда он был построен и сдан в эксплуатацию в 1951 году, это был пермский большой театр, со всем его великолепием, со всей лепниной, со всеми картинами на стенах и на потолках. «дание €вл€етс€ пам€тником архитектуры стил€ советский ампир. ћы хотим все это привести в соответствие, чтобы это действительно было пам€тником архитектуры. „тобы человек пришел и увидел эти картины в стиле социалистического реализма. Ёто наша истори€, мы не должны уходить от этого. Ёто не значит, что мы €рые сторонники коммунизма и пропагандируем его, нет, мы пропагандируем нашу историю, мы ее ценим и уважаем. » значит, не надо осуждать ее».

«Ќазад в будущее» отправитс€ не только ƒворец культуры, но и прилегающие к нему окрестности.

«ћы хотим начать с площади, – говорит ¬ладимир ¬оробей. – ћы хотим, чтобы эта площадь у нас преобразовалась и стала одним из любимых мест отдыха дл€ перм€ков. ”словное название – ѕарк советского периода».

ѕо замыслу «»вана —еменова», фонтаны должны фонтанировать, как в п€тидес€тых годах, без вс€ких светотехнических эффектов. Ќа площади будут торговать мороженым из стильных советских холодильных тележек и газированной водой – с сиропом и «б-э-э-з сиропа!», ну, как в известном фильме о втрогоднике! «а пор€дком же, видимо, будут следить милиционеры в парадной белой форме а-л€ п€тидес€тые годы. —тражи закона будут эскортировать опаздывающих детишек в школу, не забыва€ при этом зорко погл€дывать по сторонам: нет ли поблизости коварных американских шпионов!

«я думаю, что один из сквериков в этом парке должен носить им€ Ћьва ƒавыдычева, автора повести об »ване —еменове и множестве других попул€рных у перм€ков персонажей, – продолжает ¬ладимир ¬ацлавович. – » вообще, есть иде€ всю эту комсомольскую аллею превратить в аллею пермских писателей – начина€ от пам€тника нашим милиционерам, погибшим при исполнении своего служебного долга, до авиамоторного завода. “ам может и ¬оробьеву пам€тник быть, и  узьмину, скульптуры их героев – это было бы интересно, как мне кажетс€, дл€ города».

  скульптуре €кобы »вану —еменову в скверике возле “еатра кукол ¬ладимир ¬оробей относитс€ скептически: «Ёто не пам€тник »вану —еменову, это скульптура, изображающа€ школ€ра.   »вану —еменову не имеет никакого отношени€. я считаю, что она неинтересна€. ¬ ѕарке советского периода мы планируем сделать аллею Ћьва ƒавыдычева и поставить там нормальный пам€тник писателю, и, может быть, скульптуры Ћелишны и »вана —еменова. Ќам кажетс€, что ƒавыдычев с его творчеством хорошо впишетс€ в этот ѕарк советского периода, потому что как раз в это врем€ он там творил».

ќ своей кинокарьере ¬ладимир ¬ацлавович вспоминает охотно: «ѕосле »вана —еменова € сн€лс€ в картине «“ашкент город хлебный», очень серьезна€ роль, потом € снималс€ на «ћосфильме» в фильме «“олько три ночи». ” него судьба очень трагическа€, он восемнадцать лет пролежал на полке, его не выпускали по каким-то соображени€м, даже трудно сказать, что это были политические соображени€. ћен€ приглашали сниматьс€ до дес€того класса. ¬ последний раз – јндрон ћихалков- ончаловский в фильм «–оманс о влюбленных», € даже ездил на пробы, и был утвержден на роль младшего брата геро€. Ёто был 1972 год. ” мен€ телеграмму до сих пор мама хранит, где мен€ пригласили, утвердили на роль, но € не смог поехать, потому что оканчивал школу. Ёту роль сыграл ¬ладимир  онкин. ”вы, но после этого мо€ профессиональна€ артистическа€ карьера закончилась».

—ам же фильм о жизни »вана —еменова ¬ладимир ¬оробей не пересматривал давно: «ќн у мен€ есть на DVD хорошего качества, но некогда».

¬ плане кинематографа у ¬ладимира ¬ацлавовича хороший, проверенный временем вкус: «я люблю хорошее классическое кино. Ќаше советское, наши комедии гайдаевские – лучшие в мире. ј что касаетс€ зарубежных фильмов, то, может быть, «ќднажды в јмерике» – один из моих любимых фильмов».

¬ладимир ¬оробей женат, у него двое взрослых детей, старший уже женат, а младший – студент четвертого курса юридического факультета госуниверситета. ∆ена работает в сфере высшего образовани€. ќт домашних забот ¬ладимир ¬оробей, хоть и генеральный директор, стараетс€ не отлынивать:

«ƒома мы сами все стараемс€ делать, успевать.  онечно, основна€ часть нагрузки по дому на жене лежит, но € не могу сказать, что € такой вот пришел и лег на диван, уперс€ в телевизор, и все. Ќет, € помогаю активно жене всем, чем могу, и по магазинам за покупками, и посуду помыть, и картошку почистить. «а покупками, в основном, в гипермаркет хожу, потому что удобно. ѕриехал туда, все закупил и в машину…»

Ќа вопрос, какую машину водит ¬ладимир ¬оробей, гендиректор ƒ  выгл€нул в окно своего кабинета, видимо, удостоверитьс€, – на месте ли?  орейска€ «Kia Sportage» сто€ла «на прив€зи».

ј что сейчас подают на кухне у »вана —еменова, то есть, у ¬ладимира ¬оробь€?

«Ћюбимое блюдо – жарена€ картошка, из напитков – морс клюквенный очень люблю, кофе с молоком. ≈сли кружку не выпью огромную литровую, плохо себ€ чувствую. »з спиртных напитков € предпочитаю хорошую водку, но немного».

Ћюбит ¬ладимир ¬ацлавович вкусно покушать, любит и культурно отдохнуть, но в меру, – культура посто€нно пересекаетс€ с работой: «—тараюсь бывать на премьерах, и драмтеатра и оперного театра, а на концерты € не большой любитель ходить. я в ƒ  стараюсь смотреть, что сюда привоз€т, либо допускать, либо не допускать приезд каких-то исполнителей, потому что это тоже нужно отслеживать».

Ќо это же цензура!

«Ќикакой цензуры, кака€ может быть цензура. јртист может быть либо хороший, либо плохой, – все! ” нас вот есть некоторые так называемые работники культуры, которые считают, что есть хороший жанр, а есть плохой.  лассический балет – это хороший жанр, его надо поддерживать. јнсамбль песни и танца русский – это хороший коллектив, его нужно поддерживать, а вот, например, балет ѕанфилова, условно говор€, – шоу, это плохо очень, потому что девушки там могут себ€ фривольно раздеть, – считает ¬ладимир ¬ацлавович. – я считаю, не может быть плохого жанра, бывает плохой исполнитель. я иногда видел такие классические балеты, – не в пермском академическом театре оперы и балета, в другом месте, что у мен€ волосы дыбом вставали, – ужас, лучше не смотреть. », с другой стороны, были прекрасные шоу, в том числе с обнаженными фигурами на сцене, которые просто прекрасны. я не делю на жанры, не делю на какие-то половые пристрасти€, дл€ мен€ артист, он либо есть, либо его нет. “алант он или не талант!»

ј, собственно, ¬ладимир ¬оробей – это несомненный талант. ѕосмотрим, как он еще про€вит себ€ в ѕарке советского периода!